Занимательный русский язык. 3 - 4 класс.
методическая разработка по русскому языку по теме

Презентация небольшая, состоит из 8 слайдов.

Цели:

  • формирование общеинтеллектуальных умений;
  • развитие внимания, памяти;
  • формирование учебной мотивации.

Слайды можно использовать, включив их в подготовленную презентацию к уроку. Можно провести внеклассное занятие, использовав весь материал. Слайды анимированы. Материал на них легко заменять, получая новый. Виды работы на уроках русского языка подробно описаны в аннотации, в которой даётся инструкция по использовани. презентации.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательный русский язык.

Слайд 2

Угадай слово. Домик, в котором живёт сторож. Украшения в ушах . Застёжка на ремне . Часть стула, скамьи . ─ ─ ─ ─ ─ ж ─ ─ ─ ─ ─ ─ ж ─ ─ ─ ─ ─ ж ─ ─ ─ ─ ж ─ ─ С т о р о к а П р я к а Н о к а С е р ё к а

Слайд 3

К О Л Е С О Сок, кол, око, село, сокол, лес, лесок, лоск. Сколько слов ? Сколько слов ( имён существительных ) сумеете прочесть? Читать можно по часовой стрелке и обратно ( подряд ).

Слайд 4

Я работаю волшебником. 1. Как автомобиль превратить в ягоду, а ягоду – в девочку? Ма ина , ма ина , Ма ина . ш л р 2. Как часть лица превратить в предмет одежды и сделать первое слово цифрой? Нос к, нос к, но ик . и о л

Слайд 5

объект часть объект часть человек птица собака человек человек лев машина мышь рыба подводная лодка рука лицо рот сердце глаз Вставь по аналогии. Подумай, как связаны слова в одной паре и подбери подходящее по смыслу слово во вторую пару . крыло морда пасть мотор перископ

Слайд 6

Свежее, парное, коровье Журнальный, кухонный, письменный Чёрный, острый, пахучий Глубокое, солёное, штормовое Высокая, колючая, новогодняя Далёкое, яркое, жаркое Белый, почтовый, сизый О каком предмете говорится? молоко стол перец море ель солнце голубь

Слайд 7

Узнай предмет по признакам. 1. Сильный, порывистый, северный … 2. Холодная, ветреная, дождливая .. . 3. Чистое, холодное, горное .. . 5. Стройная, белоствольная, ветвистая .. . 4. Круглое, румяное, сочное … . 6. Жёлтый, кислый, овальный .. . погода озеро яблоко берёза лимон ветер

Слайд 8

Найди лишнее слово. Найди в каждом ряду слово, противоположное по смыслу первому слову . 1. Тепло - 6. Молчать - ясно, холодно, горячо. 2. Свет - ночь, темнота, мгла. 3. Плач - 4. Быстрый - 5. Разжечь - смех, грусть, скука. медленный. стремительный, дуть, погасить, гореть. кричать. говорить, петь,



Предварительный просмотр:

                     Аннотация к презентации «Занимательный русский  язык».

     Разработка  состоит из набора слайдов, на которых размещён занимательный  материал по русскому языку. Эти задания можно использовать на уроке  как дополнение к учебному материалу  с целью развития мышления, внимания, памяти, мотивации к изучению  предмета.

 Любой слайд можно добавить в основную подготовленную презентацию. По нему же можно  работать, изучая  материал или повторяя пройденный.

Предлагаю варианты работы.

Слайд 2.   Угадай слово.

      4 зашифрованных слова (чёрточка соответствует букве, одна уже  пропечатана – «ж»).

По  щелчку мыши выходит задание. Слово отгадывается и по щелчку мыши вставляется.

По щелчку появляется 2-ое задание, а 1-ое исчезнет автоматически. По окончании работы на слайде остаются только отгадки.

   Задания:

  1. Домик, в котором живёт сторож.
  2. Украшения в ушах.
  3. Застёжка на ремне.
  4. Часть стула, скамьи.

Отгадки:  сторожка, серёжка, пряжка, ножка.

Вопросы для работы:

  1. Что общего у этих слов?  (В середине звонкая согласная «ж»; окончание «а», это имена существительные 1 склонения)
  2. Какие существительные относятся к 1 скл.?
  3. Как проверить правописание парных согласных?
  4. В чём отличия слов?  (Они отличаются количеством слогов; в первых 2-х словах ударение одинаково ставится на 2-й слог, а во вторых 2-х словах – на первый.)
  5. На  какие 2 группы можно разделить слова?  ( Предметы, которые человек  построил, смастерил и предметы, которые он носит на себе.)
  6. Вспомните 1-й вопрос. Кто  живёт в сторожке? (Сторож.)
  7. Запишите слово «сторожка», подберите к нему  однокоренные слова. (Затем можно сделать морфемный разбор.)
  8. Будут ли являться однокоренными словами  следующие пары: СЕРЁЖА – серёжка; ПРЯЖКА  - ПРЯЖА ? (Можно вспомнить правила по теме «Состав слова»).
  9. Разберите по составу слова-отгадки.

Слайд 3.  Сколько слов?

   Колесо, внутри которого написаны буквы.

Задание :  Сколько слов (имён существительных) сумеете прочесть? Читать можно по часовой стрелке и обратно (подряд).

Ученики составляют слова (устно или записывая их в тетрадях).  По щелчку мыши появится группа слов. Получаются слова:

  1. Сок, кол, око, село, сокол, лес, лесок, лоск.

Вопросы:

  1. Какие слова требуют объяснения? ( Потребуется  разъяснение смысла  слов  «лоск» или  «оселок».  Слово «оселок» не напечатано,  т.к. ученики  скорее всего, его не подберут.)
  2. Объясните значение слов: кол, село, око. Подберите синонимы ( палка, поселение, глаз).
  3. Найдите слова с мягкими согласными. Перед какими гласными согласные читаются мягко?
  4. Что  общего  у слов с мягкими   согласными? ( Согласные смягчает «Е»)
  5. Что общего у всех слов? (Это имена существительные;  относятся ко 2-му склонению.)
  6. На  какие группы можно разделить слова? (Слова  односложные, двусложные, с  3-мя слогами. Слова делятся на 3 группы  по морфемному составу:  сок, кол, око, лес, сокол; лоск – село – лесок.)
  7. Найдите однокоренные слова ( лес, лесок). Подберите несколько родственных слов.

Слайд 4.  Я работаю волшебником.

  1.  По щелчку мыши появляется 1-й вопрос: «Как автомобиль превратить в ягоду, а ягоду – в девочку?

Ответ:  машина, малина, Марина (автоматически появятся картинки).

Вопросы: 

  1. Что  общего у этих слов? (Это имена существительные; имена существительные 1-го скл.; оканчиваются на «ина»; в этих словах 3 слога; ударение в словах ставится на 2-ой слог; 1-ый слог -  «ма»; во 2-ом слоге вторая буква «и».)
  2. Чем  слова  отличаются? ( Первые  2 слова – нарицательные имена существительные; 3-ье слово – имя собственное;  два слова – неодушевлённые имена существительные, а последнее слово – одушевлённое имя сущ.; разные согласные во 2-ом слоге: ш-л-р) Если на эти буквы нажать курсором, они изменят цвет. Далее можно охарактеризовать звуки Ш, Л, Р.
  1. По щелчку появляется 2-ой вопрос: «Как  часть лица превратить в предмет одежды и сделать первое слово цифрой?» В случае затруднения вывести ответ. Автоматически появятся картинки.

Ответ:  носик, носок, нолик.

Вопросы:

  1. Что общего у этих слов? (Это имена существительные; склонение – 2-е;  нарицательные; неодушевлённые; в словах по 2 слога; первые буквы одинаковые и последние – одинаковые;  состоят из корня и суффикса)
  2. Чем  слова  отличаются? (Нажать курсором на букву О во 2-ом слове и на букву И в 3-ем слове и сравнить суффиксы; нажать на букву Л в 3-ем слове  и сравнить корни слов; в 1-ом и 3-ем словах ударение ставится на 1-й слог, а во 2-ом слове – на 1-ый)
  3. Разобрать слова по составу.

Слайд 5. Вставь по аналогии.

Задание. Подумай, как связаны слова в одной паре и подбери подходящее по смыслу слово во вторую пару. 

Слова в пустых ячейках напечатаны на управляющих кнопках. После ответа ученика следует нажать на ячейку. Слово появляется со звуковым сигналом ( аплодисменты – верный ответ; барабан – ошибка).

После выполнения задания можно работать со словами: находить сходства и различия; разъяснить слово ПЕРИСКОП.

Слайд 6.  О каком предмете  говорится?

  Учащиеся  узнают предмет по описанию. По щелчку мыши появляется  картинка и слово (автоматически). По щелчку мыши все картинки исчезают и можно работать со словами: определять количество слогов, постановку ударения; склонения и т.д.

Слайд 7.  Узнай  предмет  по признакам.

 Ответы напечатаны под чертой. Читая последовательно строки, ученики договаривают нужное слово.  По щелчку мыши слова автоматически перемещаются в нужную строку.

Слайд 8. Найди лишнее слово. 

  1. Найди в каждом ряду слово, противоположное по смыслу первому слову.

После тире слова напечатаны на кнопках со звуковым сигналом ( аплодисменты – верный ответ; барабан – ошибка).

После выполнения задания можно работать со словами: определять части речи, склонения, род; разбирать по составу; составлять предложения и т.д.

  На слайдах легко перепечатывать слова и фактически получать  новый материал.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.

Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...

Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс

Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....

Рабочая программа внеурочнрй деятельности "Занимательный русский язык" для обучающихся 1-х классов (58 часов).

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой "Русский язык" под редакцией В.П. Канакино...

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...