Занимательный русский язык. 3 - 4 класс.
методическая разработка по русскому языку по теме
Презентация небольшая, состоит из 8 слайдов.
Цели:
- формирование общеинтеллектуальных умений;
- развитие внимания, памяти;
- формирование учебной мотивации.
Слайды можно использовать, включив их в подготовленную презентацию к уроку. Можно провести внеклассное занятие, использовав весь материал. Слайды анимированы. Материал на них легко заменять, получая новый. Виды работы на уроках русского языка подробно описаны в аннотации, в которой даётся инструкция по использовани. презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy.pptx | 702.9 КБ |
annotaciya.zanimatelnyy_russkiy_yazyk.-cherches_e.n.gbou_sosh_1959.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Угадай слово. Домик, в котором живёт сторож. Украшения в ушах . Застёжка на ремне . Часть стула, скамьи . ─ ─ ─ ─ ─ ж ─ ─ ─ ─ ─ ─ ж ─ ─ ─ ─ ─ ж ─ ─ ─ ─ ж ─ ─ С т о р о к а П р я к а Н о к а С е р ё к а
К О Л Е С О Сок, кол, око, село, сокол, лес, лесок, лоск. Сколько слов ? Сколько слов ( имён существительных ) сумеете прочесть? Читать можно по часовой стрелке и обратно ( подряд ).
Я работаю волшебником. 1. Как автомобиль превратить в ягоду, а ягоду – в девочку? Ма ина , ма ина , Ма ина . ш л р 2. Как часть лица превратить в предмет одежды и сделать первое слово цифрой? Нос к, нос к, но ик . и о л
объект часть объект часть человек птица собака человек человек лев машина мышь рыба подводная лодка рука лицо рот сердце глаз Вставь по аналогии. Подумай, как связаны слова в одной паре и подбери подходящее по смыслу слово во вторую пару . крыло морда пасть мотор перископ
Свежее, парное, коровье Журнальный, кухонный, письменный Чёрный, острый, пахучий Глубокое, солёное, штормовое Высокая, колючая, новогодняя Далёкое, яркое, жаркое Белый, почтовый, сизый О каком предмете говорится? молоко стол перец море ель солнце голубь
Узнай предмет по признакам. 1. Сильный, порывистый, северный … 2. Холодная, ветреная, дождливая .. . 3. Чистое, холодное, горное .. . 5. Стройная, белоствольная, ветвистая .. . 4. Круглое, румяное, сочное … . 6. Жёлтый, кислый, овальный .. . погода озеро яблоко берёза лимон ветер
Найди лишнее слово. Найди в каждом ряду слово, противоположное по смыслу первому слову . 1. Тепло - 6. Молчать - ясно, холодно, горячо. 2. Свет - ночь, темнота, мгла. 3. Плач - 4. Быстрый - 5. Разжечь - смех, грусть, скука. медленный. стремительный, дуть, погасить, гореть. кричать. говорить, петь,
Предварительный просмотр:
Аннотация к презентации «Занимательный русский язык».
Разработка состоит из набора слайдов, на которых размещён занимательный материал по русскому языку. Эти задания можно использовать на уроке как дополнение к учебному материалу с целью развития мышления, внимания, памяти, мотивации к изучению предмета.
Любой слайд можно добавить в основную подготовленную презентацию. По нему же можно работать, изучая материал или повторяя пройденный.
Предлагаю варианты работы.
Слайд 2. Угадай слово.
4 зашифрованных слова (чёрточка соответствует букве, одна уже пропечатана – «ж»).
По щелчку мыши выходит задание. Слово отгадывается и по щелчку мыши вставляется.
По щелчку появляется 2-ое задание, а 1-ое исчезнет автоматически. По окончании работы на слайде остаются только отгадки.
Задания:
- Домик, в котором живёт сторож.
- Украшения в ушах.
- Застёжка на ремне.
- Часть стула, скамьи.
Отгадки: сторожка, серёжка, пряжка, ножка.
Вопросы для работы:
- Что общего у этих слов? (В середине звонкая согласная «ж»; окончание «а», это имена существительные 1 склонения)
- Какие существительные относятся к 1 скл.?
- Как проверить правописание парных согласных?
- В чём отличия слов? (Они отличаются количеством слогов; в первых 2-х словах ударение одинаково ставится на 2-й слог, а во вторых 2-х словах – на первый.)
- На какие 2 группы можно разделить слова? ( Предметы, которые человек построил, смастерил и предметы, которые он носит на себе.)
- Вспомните 1-й вопрос. Кто живёт в сторожке? (Сторож.)
- Запишите слово «сторожка», подберите к нему однокоренные слова. (Затем можно сделать морфемный разбор.)
- Будут ли являться однокоренными словами следующие пары: СЕРЁЖА – серёжка; ПРЯЖКА - ПРЯЖА ? (Можно вспомнить правила по теме «Состав слова»).
- Разберите по составу слова-отгадки.
Слайд 3. Сколько слов?
Колесо, внутри которого написаны буквы.
Задание : Сколько слов (имён существительных) сумеете прочесть? Читать можно по часовой стрелке и обратно (подряд).
Ученики составляют слова (устно или записывая их в тетрадях). По щелчку мыши появится группа слов. Получаются слова:
- Сок, кол, око, село, сокол, лес, лесок, лоск.
Вопросы:
- Какие слова требуют объяснения? ( Потребуется разъяснение смысла слов «лоск» или «оселок». Слово «оселок» не напечатано, т.к. ученики скорее всего, его не подберут.)
- Объясните значение слов: кол, село, око. Подберите синонимы ( палка, поселение, глаз).
- Найдите слова с мягкими согласными. Перед какими гласными согласные читаются мягко?
- Что общего у слов с мягкими согласными? ( Согласные смягчает «Е»)
- Что общего у всех слов? (Это имена существительные; относятся ко 2-му склонению.)
- На какие группы можно разделить слова? (Слова односложные, двусложные, с 3-мя слогами. Слова делятся на 3 группы по морфемному составу: сок, кол, око, лес, сокол; лоск – село – лесок.)
- Найдите однокоренные слова ( лес, лесок). Подберите несколько родственных слов.
Слайд 4. Я работаю волшебником.
- По щелчку мыши появляется 1-й вопрос: «Как автомобиль превратить в ягоду, а ягоду – в девочку?
Ответ: машина, малина, Марина (автоматически появятся картинки).
Вопросы:
- Что общего у этих слов? (Это имена существительные; имена существительные 1-го скл.; оканчиваются на «ина»; в этих словах 3 слога; ударение в словах ставится на 2-ой слог; 1-ый слог - «ма»; во 2-ом слоге вторая буква «и».)
- Чем слова отличаются? ( Первые 2 слова – нарицательные имена существительные; 3-ье слово – имя собственное; два слова – неодушевлённые имена существительные, а последнее слово – одушевлённое имя сущ.; разные согласные во 2-ом слоге: ш-л-р) Если на эти буквы нажать курсором, они изменят цвет. Далее можно охарактеризовать звуки Ш, Л, Р.
- По щелчку появляется 2-ой вопрос: «Как часть лица превратить в предмет одежды и сделать первое слово цифрой?» В случае затруднения вывести ответ. Автоматически появятся картинки.
Ответ: носик, носок, нолик.
Вопросы:
- Что общего у этих слов? (Это имена существительные; склонение – 2-е; нарицательные; неодушевлённые; в словах по 2 слога; первые буквы одинаковые и последние – одинаковые; состоят из корня и суффикса)
- Чем слова отличаются? (Нажать курсором на букву О во 2-ом слове и на букву И в 3-ем слове и сравнить суффиксы; нажать на букву Л в 3-ем слове и сравнить корни слов; в 1-ом и 3-ем словах ударение ставится на 1-й слог, а во 2-ом слове – на 1-ый)
- Разобрать слова по составу.
Слайд 5. Вставь по аналогии.
Задание. Подумай, как связаны слова в одной паре и подбери подходящее по смыслу слово во вторую пару.
Слова в пустых ячейках напечатаны на управляющих кнопках. После ответа ученика следует нажать на ячейку. Слово появляется со звуковым сигналом ( аплодисменты – верный ответ; барабан – ошибка).
После выполнения задания можно работать со словами: находить сходства и различия; разъяснить слово ПЕРИСКОП.
Слайд 6. О каком предмете говорится?
Учащиеся узнают предмет по описанию. По щелчку мыши появляется картинка и слово (автоматически). По щелчку мыши все картинки исчезают и можно работать со словами: определять количество слогов, постановку ударения; склонения и т.д.
Слайд 7. Узнай предмет по признакам.
Ответы напечатаны под чертой. Читая последовательно строки, ученики договаривают нужное слово. По щелчку мыши слова автоматически перемещаются в нужную строку.
Слайд 8. Найди лишнее слово.
- Найди в каждом ряду слово, противоположное по смыслу первому слову.
После тире слова напечатаны на кнопках со звуковым сигналом ( аплодисменты – верный ответ; барабан – ошибка).
После выполнения задания можно работать со словами: определять части речи, склонения, род; разбирать по составу; составлять предложения и т.д.
На слайдах легко перепечатывать слова и фактически получать новый материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.
Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...
Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс
Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....
Рабочая программа внеурочнрй деятельности "Занимательный русский язык" для обучающихся 1-х классов (58 часов).
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой "Русский язык" под редакцией В.П. Канакино...
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...