Внеурочная деятельность.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Кадурина Наталия Александровна

Планирование внеурочной деятельности в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.  

В комплексе умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  1. Информационно-содержательные,  включающие умения
    получить   информацию   для   высказывания,   раскрыть   тему
    и главную мысль в изложении и сочинении.
  2. Структурно-композиционные,   предполагающие  умения
    правильно строить текст: умение выделять части в тексте,
    умение связно и последовательно излагать материал, умение
    формулировать вводную и заключительную части текста и др.
  3. Умения, связанные с использованием языковых средств,
    соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
  4. Умения редактировать текст с целью совершенствования
    его содержания, структуры и речевого оформления.

Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчиненности между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею (при восприятии текста). С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приемы: подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов; определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими. В качестве приема, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста.

Определенная связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана и т. д. Связь между умениями осознается путем сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы текстом.  Приемом,  способствующим  усвоению названных связей, служит составление памяток работы над подробным изложением, над кратким изложением, над сочинением.

Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста  предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.

Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых выбираются виды упражнений в связной речи.

Данная программа рассчитана на детей 8 -10 лет.

Цели:

  1. совершенствовать устные речевые навыки учащихся;

  1. формирование речевого этикета учащихся;

  1. формирование у младших школьников письменных речевых умений

(оформление письменной речи в виде изложений, рассказов,

сочинений);

  1. обучение редактированию всех сторон текста: содержания,

структуры и речевого оформления.

Дети должны усвоить:

♦ последовательность работы над текстом;

♦ определение темы и главной мысли;

♦ выделение слов в предложении, важных для раскрытия;

♦ деление текста на части;

♦ составление плана;

♦ выделение главных частей текста в сжатом и выборочном

  изложении;

♦ умение редактировать написанный текст.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Дата

Тема занятия

Словарная работа

Формирование УУД

оборудование

І ТРИМЕСТР

  1. Повторение признаков текста. Тема и основная мысль текста

1-2

06.09.

07.09.

Подробное изложение текста по вопросам «Петя помог»

Гнездо, щебет, птенчик.

Знания о признаках текста. Умение устанавливать последовательность частей в тексте.

Текст напечатан на полосках бумаги.

3-4

13.09.

14.09.

Редактирование текста.

Умение находить и исправлять ошибки в тексте. Умение выделять части в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

5-6

20.09.

21.09.

Восстановление деформированного текста Л.Н.Толстой «Чиж»

Чиж, воля, ни разу не пел.

Умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

Рисунок чижа, текст на полосках бумаги.

7-8

27.09.

28.09.

Восстановление текста с пропущенными словами Г.Скребицкий «Ёлка в лесу»

Лакомились

качан

Умение определять и формулировать тему текста,точно употреблять слова в тексте.

Текст на полосках бумаги, рисунок ели.

9-10

04.10

05.10

Изложение текста по вопросам «Снеговик»

Снежная баба,

вместо

Умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь рпедложений в тексте.

Текст на полосках бумаги,

иллюстрация снеговика.

  1. Выделение из общей работы с текстом ведущих умений

11-12

11.10

12.10

Подробное изложение по рассказу Н.Сладкова «Осенняя ёлочка»

Нарядная, раскину-

лась

Умение использо-

вать языковые сред

ства выразитель-

ности.

Иллюстрация осеннего леса.

13-14

18.10

19.10

Редактирование текста.

Умение исправлять и  находить ошибки в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

15-16

25.10

26.10

Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»

Сыплются

Умение проводить наблюдения по заданной теме,выразительно описывать свои наблюдения

Иллюстрация осеннего леса.

  1. Отработка умений, связанных со структурой текста

17

01.11.

Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке»

Майский жук, колхозники

Умение отличать текст от группы отдельных предложений.

Текст и предложения напечатаны на карточках.

18-19

15.11.

16.11.

Редактирование текста.

Умение определять тему и главную мысль текста.

Памятка «Работа над ошибками»

20-21

22.11.

23.11.

Свободный диктант по рассказу Э.Шима «Бывшие беспризорники»

Беспризорники

Хилый, невдомёк

Умение точно употреблять слова в речи.

Картинки с изображением

ромашек, васильков,

колокольчи-

ков.

22-23

29.11.

30.11.

Сочинение «Снег теперь уже не тот»

Подробное изложение с творческим заданием по рассказу Г.Скребицкого «Воришка»

Обрадовались

прячется

Белка, ручная

Умение отбирать материал по теме.

Умение делить текст на части, составлять план.

Умениеи формулировать вводную и заключительную части.

Рисунки весны

Рисунок белки.

ІІ ТРИМЕСТР

24-25

06.12.

07.12.

Редактирование текста

Умение исправлять и  находить ошибки в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

26-27

13.12.

14.12.

Сочинение с заданной структурой текста «Поездка в гости»

Познакомиться

Удивительные

места

Умение определять тему частей в текста, строить части текста, раскрывать главную мысль.

Памятка, фото удивительных мест.

28-29

20.12.

21.12.

Редактирование текста

Умение раскрывать тему и главную мысль

Памятка «Работа над ошибками»

30-31

10.01.

11.01.

Выборочное изложение по рассказу Е.Пермяка «Славка»

Умение выбирать отрывок, соответствующий теме, передавать содержание.

Отпечатанный текст.

32-33

17.01.

18.01.

Редактирование текста.

Умение находить и исправлять ошибки.

Памятка «Работа над ошибками»

  1. Ознакомление с текстом типа описания

34-35

24.01.

25.01.

Сочинение –описание предмета «Моя любимая игрушка»

Упругий удовольствие

Ознакомление с особенностями описательного текста, умение использовать прилагательные в описательном тексте.

План текста, любимая игрушка.

36-37

31.01.

01.02.

Редактирование текста.

Умение раскрывать тему и главную мысль

Памятка «Работа над ошибками»

38-39

07.02.

08.02.

Сочинение –описание игрушки в деловом стиле

Деловой стиль

Умение различать деловой и художественный стили речи, отбирать языковые средства в соответствии со

стилем речи.

План описания.

Памятка.

40-41

14.02.

15.02.

Редактирование текста

Умение находить стилистические ошибки и недочёты.

Памятка «Работа над ошибками»

42-43

21.02.

22.02.

Краткое изложение по рассказу Л.Н.Толстого «Птичка»

Именинник

закостенел

Умение определять тему и основную мысль текста, сокращать текст.

Отпечатанный текст, изображение чижа.

 

ІІІ ТРИМЕСТР

44-45

28.02.

01.03.

Редактирование текста

Умение исправлять и  находить ошибки в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

5.Ознакомление с текстом типа рассуждения

46-47

07.03.

14.03.

Ознакомление с рассуждением, его структурой. Изложение текста типа рассуждения по рассказу Ю.Дмитриева «Вот чудеса-то!»

Текст-рассуждение, чудеса

Умение отличать рассуждение от других типов текста

Отпечатанный текст

48-49

21.03.

22.03.

Редактирование текста

Умение исправлять и  находить ошибки в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

50-51

04.04.

05.04.

Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие»

Умение распознавать типы тестов, использовать элементы рассуждения тексте сочинения

52-53

11.04.

12.04.

Редактирование текста

Умение исправлять и  находить ошибки в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

54-55

18.04.

19.04.

Сочинение «Письмо другу»

Знакомство с жанром письма. Умение писать письма.

56-57

25.04.

26.04.

Редактирование текста

Умение исправлять и  находить ошибки в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

58-59

02.05.

03.05.

Итоговое изложение по коллективно составленному плану по рассказу Е.Чарушина «Мишки»

озорники

Умение подготовиться к изложению.

Отпечатанный текст

Рисунок мишек.

60-61

10.05.

16.05.

Редактирование текста

Умение исправлять и  находить ошибки в тексте.

Памятка «Работа над ошибками»

62-63

17.05.

23.05.

Проект «Рассказ о слове»

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

64-65

30.05.

31.05.

Проект «Рассказ о слове»

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....