Урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о глаголе". 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ходакова Елена Александровна

Урок по русскому языку проходит в форме заседания редакционного совета газеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_konspekt.doc103 КБ
Microsoft Office document icon gazeta_glagol.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnye_listy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Заседание редакционного совета газеты»

Цель урока:

1.Обобщить знания о признаках глагола как части речи.

2.Уметь применять  на практике алгоритм для проверки безударных окончаний глаголов. Формировать комплексное  орфографическое умение.

3.Развивать словарный запас с опорой на этимологический анализ слов. Развивать словарный запас  с опорой на сказки  А.С. Пушкина.

Ход урока:

  1. Определение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке русского языка мы будем с вами редакторами газеты, название которой нужно отгадать.

-Сейчас мы проведем словарную работу с опорой на этимологический анализ.

-Что изучает этимология?

  1. Слово произошло от др.-русск. гадати в значении думать.

 ( гадать)

  1. Происхождение слова связано с др.-русск. лепити , что означало « клеить»

(лепить)

    3)В др.- русск. языке было слово опрятати  и означало « укрыть». Как сейчас звучит это слово?

    (прятать)

     - Происхождение этого слова  связано со словом прут, первоначально оно означало « обвивать прутьями»

     4)Слово произошло от слав. галда, что означало приветствовать.

 ( галдеть)

     5)Происхождение слова  связано с др.- русск.  бороти, что означало воевать.

( бороться)

   6) Слово пришло в русск. язык от ст. – слав. блистати и означало блеск

( блистать)

г

а

д

а

т

ь

л

е

п

и

т

ь

п

р

я

т

а

т

ь

г

а

л

д

е

т

ь

б

о

р

о

т

ь

с

я

б

л

и

с

т

а

т

ь

- Как называется наша газета? (глагол)

-Какой частью речи являются слова в этом кроссворде? Докажите.

( дается определение глагола)

- В каком значении используется слово глагол в этих строках Пушкина: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел»

(В Древней Руси слово глагол означало : речь)

-Что обозначало слово глаголить? (говорить)

-Глаголица ( древнейшая славянская азбука)

-Глаголь ( старинное название буквы Г)

-В наше время часто можно услышать  слово разглагольствовать.

Что оно обозначает? ( говорить многословно и бессодержательно)

№1.В газете появляется определение глагола, как части речи.

2.Чистописание.

- В редакцию нашей газеты поступило сообщение. Расшифруем его.

Отдел писем

Отдел новостей

Отдел сообщений

ть ти

ешь  ет ем ете

Ишь ит им ите

Чь (в составе корня)

Ут   ют

Ат ят

- На что указывают эти сочетания букв? ( окончания глаголов н.ф., 1 спр., 2 спр.)

-Допишите недостающие окончания.

Каждый ученик записывает глагол с данным окончанием и подбирает родственное слово.  Определяет лицо и число   глагола.

 Затем составляется таблица на доске.( каждый ученик прикрепляет на доску свое окончание.)

1 спр

2 спр

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

1лицо

У ю

Ем

У ю

Им

2лицо

Ешь

Ете

Ишь

Ите

3 лицо

Ет

Ут ют

Ит

Ат ят

№2. В газете появляется таблица окончаний глаголов.

3.Неопределенная форма глагола.

Глаголу нравится  прятать

Лепить, галдеть, гадать

И бороться и блистать.

- В какой форме находятся глаголы в кроссворде?

( неопределенная форма =  инфинитив =  начальная форма)

- По каким признакам можно понять , что глагол находится в н. ф.?

( ?, -ть, -ти, -чь. Это формообразующие суффиксы. Они не входят в основу)

- Почему эту форму глагола так называют? ( нельзя определить время, лицо, число)

 В древнерусском языке  глаголы в н.ф. оканчивались па –ти ( ходити, лежати). Потом «И» исчезло, но мягкость осталась.

 

- Для чего необходимо знать  н.ф. глагола? ( спряжение)

Задание№1

Выписать глаголы из текста, поставив их в н.ф. , выделить формообразующий суффикс и основу.( в основу не входит)

а)  А сама- то величава,

 Выступает, будто пава:

Сладку речь- то говорит,

Будто реченька журчит.  ( « Сказка о царе Салтане»)

( выступать, говорить, журчать)

- Что означает слово пава? (  самка павлина, т.е. плавно и величественно, с достоинством)

- О ком идет речь в этом отрывке? ( о царевне)

б) Померкла степь. Тропою темной

Задумчив едет наш Руслан.

И видит: сквозь ночной туман

Вдали чернеет холм огромный. ( « Руслан и Людмила»)

( померкнуть, ехать, видеть, чернеть)

- На какой глагол нужно обратить особое внимание? ( видеть- исключение)

- Что это за большой холм встретил Руслан? ( голова)

в) Вдруг раздался легкий звон,

    И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице подлетел

И к царю на темя сел. (« Сказка о Золотом петушке)

( Раздаться, спорхнуть, подлететь, сесть)

- Какой из глаголов является возвратным?

-Какую особенность имеют  суффиксы  -ся, -сь? ( стоят после окончания)

-Что означает слово колесница? (большой колесный экипаж)

- От какого слова образовалось?  ( колесо )

№3. В газете появляется статья о неопределенной форме глагола.

4.Физминутка.

В редакцию нашей газеты пришло письмо с  фразеологическими сочетаниями. Нам необходимо разъяснить их значение.

У каждого ученика на парте лежит табличка с глаголом, учитель называет словосочетание- ученик встает.

Совать нос

Вмешиваться

Надуть губы

Обидеться

Попасть впросак

Оказаться в смешном положении

Бежать со всех ног

Мчаться

Распустить руки

Драться

Повесить голову

Огорчиться

Сложить оружие

Сдаться

Не сварить каши

Не сговориться

Обвести вокруг пальца

Обмануть

Клюем носом

Дремать

Вставлять палки в колеса

Мешать

Выбьетесь из сил

Устать

Зарубить на носу

Запомнить

Поднять руки – у кого глагол имеет возвратную форму.

Учитель называет глаголы, если это 1 спр. – поднимаем 1 руку, а если 2 – то 2 руки:

Ловить, укрыть, носить, готовить, копать, гореть, чистить, шуметь,

Запомнить, молчать, работать.

№ 4 . Статья о фразеологических сочетаниях с таблицей.

5.Изменение глаголов по лицам и числам.

На доске и в тетрадях таблица:

Ед.ч

Мн.ч

1л.

я

Мы

2л.

ты

Вы

3л.

Он она оно

они

Заставьте говорить «молчащую таблицу»

- Какая связь существует между местоимениями и глаголами?

( глаголы изменяются по лицам, местоимения указывают на 1, 2, 3 лицо)

- Как называются такие местоимения? ( личные)

Проспрягайте глаголы по группам: говорить, писать, думать.

Выборочная проверка в виде вопросов. ( Назовите глагол в форме…л, …ч)

- Как определить лицо и число глагола? ( Подобрать личное местоимение или по окончанию)

Как называется изменение глаголов по лицам и числам? ( спряжение)

№5. Статья  с определением спряжения.

6. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

Заседание редакционного совета продолжается. Мы должны составить алгоритм написания безударных окончаний глаголов для выполнения следующего задания.

Каждой группе раздается алгоритм , в котором необходимо заполнить пропуски.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

  1. Поставить глагол в неопределенную форму.
  2. Определить , какая гласная стоит перед – ть.
  3. Если глагол оканчивается на – ить,то он относится ко …..спряжению и может иметь окончания………
  4. Если глагол оканчивается на  на – еть, - ать, - оть,-уть, то он относится к ….. спряжению и может иметь окончания……….

Задание:

Вставить пропущенные гласные в окончаниях глаголов и объяснить их написание. Изменить форму 1  глагола  , поставив его в прош. вр., выделить формообразующий суффикс и родовое окончание.

А) За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скач…т.

Нет как нет! Он горько плач…т,

И кого не спрос..т он ,

Всем вопрос его мудрен.

( скакал, плакал, спросил)

- Что необходимо помнить при написании суффиксов глагола в прош. вр.? ( Перед суффиксом – л  пишется та же гласная, что перед – ть в инфинитиве.)

   

 

(« Сказка о мертвой царевне»)

- Какое лицо и число у данных глаголов? ( 3 л, ед.ч.)

Б) Плещ…шь ты , куда захоч…шь,

 Ты морские камни точ..шь,

Топ…шь берег ты земли,

Подыма…шь корабли.

- Закончите обращение царицы к волне.

( плескал, захотел, точил, топил, подымал)

Не губи ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу.

( « Сказка о царе Салтане…»)

-Какое лицо и число у данных глаголов? ( 2 л, ед.ч.)

В) Но вот Людмила вновь одна.

Не зная, что начать, она

К окну решетчату подход…т

И взор ее печально брод…т

В пространстве пасмурной дали.

( «Руслан и Людмила»)

( подходил, бродил)

- Какое лицо и число? ( 3 лицо, ед. ч.)

№6. Статья – алгоритм написания безударных окончаний глагола.

7.Глаголы- исключения.

- Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мертвой царевне…» ( зеркальце)

Сейчас на нашем волшебном зеркале должны появиться особенные слова. Это глаголы- исключения.

На доске- изображение зеркала . Учитель читает отрывки, ученики записывают слово- исключение в нужной форме.

1).К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

1л.,мн.ч. ( слышим)

  1. Смотрит- видит дело лихо

Бьется лебедь средь зыбей.

- От какого слова образовалось слово зыбь?( «зыбати» в славянском языке- качать, а в др.- русск. зыбка- люлька.)

2л, ед.ч. (смотришь, видишь) 

  1. Их он кормит и поит

И ответ держать велит

3л., мн.ч.( держат)

  1. Крепко связаны ей локти,

Попадется зверю в когти.

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть.

3л, ед.ч.,( терпит)

  1. И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

3 л, ед.ч. ( вертится)

.

- Какие слова исключения мы еще не назвали?

Вспоминаем стихотворение и дописываем остальные слова в н.ф.

( дышать,  обидеть, ненавидеть, гнать, зависеть)

- К какому спряжению относятся оставшиеся 2 глагола?

Брить, стелить.-1 спр.

№7. Глаголы- исключения.

8.  Итог урока.

В отдел писем пришло письмо с высказыванием А. Н. Толстого: « Глагол  является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.»

Это высказывание послужит эпиграфом для нашей газеты.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

В ответе можно использовать только глаголы ( думали, учились. трудились…..)

- Хвалю, благодарю. отдыхайте…

В подарок ученикам вручается газета « Глагол» с дом. заданием и орешки от белочки из сказки « О царе Салтане»



Предварительный просмотр:

.
.


А.Н. Толстой писал: « Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы- значит дать движение фразе»

 

Слово глагол означало по- старославянски «слово». В старорусской азбуке глаголом  называли букву «Г», а глаголицей- славянскую азбуку. Родственное слово глаголить  означало «говорить». В наше время часто можно встретить слово разглагольствовать, которое означает говорить многословно и бессодержательно.

Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


Инфинитив-это неопределенная форма глагола. Она является начальной формой. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать ? и оканчиваются на –ть, чь, ти. В древнерусском языке глаголы в неопределенной форме заканчивались на –ти ( ходити, лежати).Потом «и» исчезло, но мягкость осталась.




Спряжение- изменение глаголов по лицам и числам.

Каждое лицо глагола имеет свои окончания.

1спряж.(ед.ч)

2 спряж. (ед.ч)

1 лицо

-у,-ю

-у,-ю

2 лицо

-ешь,-ешь

-ишь

3 лицо

-ет,-ет

-ит

1 спряж.(мн.ч)

2 спряж.(мн.ч)

1 лицо

-ем,-ем

-им

2 лицо

-ете,-ете

-ите

3 лицо

-ут,-ют

-ат,-ят


Алгоритм.



  1. Поставить глагол в неопределенную форму.


  1. Определить, какая гласная стоит перед – ть.


  1. Если глагол оканчивается на –ить, то он относится  ко 2 спряжению.(кроме брить, стелить) и может иметь окончания –ишь, -ит,- ите, -ат, -ят.


  1. Если глагол оканчивается на –еть, -ать, -оть, -уть, то он относится к 1 спряжению и может иметь окончания – ешь,-ет, -ем,-ете, -ут,-ют.




Слова-исключения: дышать,  обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, вертеть, смотреть, зависеть и терпеть.




Разъясните значение фразеологического оборота, поставив глагол в указанную форму.

Фразеологическое сочетание

Неопределенная форма глагола

Форма 2 лица, ед. числа

Надуть губы

Бежать со всех ног

Распустить руки

Повесить голову

Сложить оружие

Обвести вокруг пальца

Клюем носом

Вставлять палки в колеса

Выбиться из сил

Зарубить на носу

Совать нос

Написать статью о правописании глаголов 2 лица, ед. числа, привести примеры из сказок А. С. Пушкина.

Газета составлена в редакции 4 «А» класса средней школы-

интерната МИД России

Редактор:



Предварительный просмотр:

........... апреля.

Классная работа.

1 вариант.

Тема урока: « Заседание редакционного совета газеты»

№1. Чистописание.

ть  ти  

№2. Выписать глаголы из кроссворда, обозначающие « цвет» и образовать от них форму настоящего, прошедшего и будущего времени.

Лицо                                              число                                род      

№3. Определить спряжение  глаголов и вставить пропущенные окончания.

Степь весело пестрее…т цветами: скромно сине…т колокольчик, беле…т пахучая ромашка, дикая гвоздика сверка…т пунцовыми пятнами.

№4.

Заставьте  говорить « молчащую»  таблицу, используя глагол синеть.

единств. число

множеств. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он,она ,они

они

№5.Объясните правописание пропущенных окончаний.

Прогулка в парке.

  Вот мы пришли в парк страны Глаголии. Вы вид…те, как ослепительно светит солнце. Вы слыш…те, как звонко поют птицы.

Вы дыш…те ароматом первых весенних цветов.

№6. Опишите парк Глаголи.  Составьте предложения, используя глаголы , имеющие значение «свет» , «звук», «цвет».

Памятка № 1 .

1 спряжение

единственное

2 спряжение

число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

множественное

число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Памятка № 2.

Определить, какая гласная стоит перед ть.

Если глагол оканчивается на  - ить , то он относится к…..спряжению.

Если глагол оканчивается на – еть, -ать, -оть, - уть, то он относится к ...  спряжению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс

Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний по теме «Слово и его значение»" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: систематизировать полученные детьми знания по лексике; проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение»...

Конспект урока по русского языка на тему: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Конспект урока по русского языка на тему: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя прилагательное», 2 класс

Цель деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное;знать, на какие вопросы отвечают ...