Развитие орфографической зоркости в период обучения грамоте
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Мишкина Ирина Николаевна

Статья включает в себя упражнения по развитию орфографической зоркости в первом классе. Способствующие расширению и активизации словарного запаса, выработке навыков правописания безударных гласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие орфографической зоркости

в период обучения грамоте»

Мишкина Ирина Николаевна.

Учитель начальных классов.

Всем известно, что сегодня грамотное письмо забыто по причине незнания и непонимания всей ответственности перед будущим поколением.

Молодым родителям нынешних малышей не хватает времени для чтения книг, рассматривания картинок, да и просто общения с детьми. Поэтому большинство школьников, попадающих в 1 класс, имеют множество дефектов в произношении слов, порой не понимают лексического значения слов и, соответственно, какая же речь может идти о грамотном письме.

На  учителя начальных классов ложится колоссальный труд по преодолению этих трудностей. Обучение грамоте начинается с подготовительного периода. В этот момент учитель должен умело сочетать игровую и учебную деятельность. При этом языковой материал должен включать в себя слова, словосочетания, предложения, тексты. Необходимо стремиться максимально использовать умение ребенка играть, через игру вводить новые слова и выражения.

Знакомство со словом начинается с правильного произношения, постановкой ударения и обязательного понимания лексического значения слова, чтобы впоследствии использовать его в своей речи.

Попытаемся поработать над памятью и правильным произношением слова.

  1. Включим игру «Клубок». Учитель медленно произносит слова,в зависимости от степени сложности, этапа урока они могут быть связаны по смыслу, а может быть просто набор слов, например: город, улица, трамвай, пешеход, светофор, человек, магазин, газета, ручка, дом.

Дети начинают накручивать клубок:

  1. Город;
  2. Город, улица;
  3. Город, улица, трамвай;
  4. Город, улица, трамвай, пешеход и так последний должен назвать все слова.

  1. Игра «Молоточки» поможет научиться правильно ставить ударение в словах: голосом и звуком (хлопок, стук) указать ударный слог в слове: мороз, каток, природа и пр.
  2. Игра «Вырасти дерево» поможет научить детей образовывать однокоренные слова. А начнем мы так:

Жил-был много лет тому назад корень <дом>.

Нашли его люди и думают, что с ним делать?

А корень им и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». И, действительно, много ростков появилось от корня <дом> и решили люди общую часть родственных слов называть корнем. От него, как от корня дерева, образуются новые слова.

                                домашний

                                домовой

Дом                        домишко

                                домище

                                бездомный

Научив детей столь важным понятиям русского языка можно приступить к первичному представлению об орфограмме. А для этого нужно знать её опознавательные признаки.

Мы рассмотрим одну из самых сложных тем «Правописание безударных гласных».

Уже при чтении и письме первых слов с гласными (а-о) мы предлагаем детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах.

мост – мосты – мостовая

сосны – сосна – сосновый

а также (е-и-я)

Вот тут и придет к нам на помощь «Волшебник - Ударение», который принесет свои «молоточки», и поможет из <корня> вырастить новые слова и гласные буквы тут же угомонятся и встанут на своё место.

Такая занимательная форма позволяет выработать хорошую привычку: задумываться о написании гласных о-а, е-и-я в корне слова (безударные слоги), а также соотносить родственные слова.

Таким образом, в период обучения грамоте у детей расширяется и активизируется словарный запас, через словообразовательные связи объясняют значение слов, формируется необходимое умение для грамотного письма, умение осознавать группу однокоренных слов, составлять её, подбирать проверочные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Статья «Развитие речи в период обучения грамоте».

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовател...

Формирование орфографической зоркости у первоклассников в период обучения грамоте.

Доклад о формировании орфографической зоркости у первоклассников  в период обучения грамоте....

Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)

В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...

Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости

Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....

Доклад на МО по теме "Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте"

Доклад о взаимосвязи формирования графического навыка с основами орфографического навыка....

Педагогические условия организации орфографической работы в период обучения грамоте

Формирование орфографического навыка у младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Общая характеристика орфографического навыка. Цель, задачи, содержание периода обучения грамоте.  ...