Формирование орфографической зоркости у первоклассников в период обучения грамоте.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Попова Варвара Геннадьевна

Доклад о формировании орфографической зоркости у первоклассников  в период обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование орфографической зоркости у первоклассников

в период обучения грамоте.

Попова В.Г.,

учитель начальных классов

Недостаточная грамотность обучающихся является актуальной проблемой современных школ.

Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, обучающиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв,  но допускают ошибки в собственном тексте (в диктантах или творческих работах).

           Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность – вот одна из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Поэтому работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости.

     Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе обучению звукобуквенному анализу слов.

Особенности усвоения грамотного письма в первом классе.

При формировании прочных навыков грамотного письма обучающиеся сталкиваются со следующими трудностями:

  • трудности в усвоении опознавательных признаков орфографии и учете этих признаков на всех этапах изучения орфографических тем;
  • сложности в применении изученных правил на практике;
  • алгоритм работ над орфограммами достаточно трудоемок, а внимание и волевая сфера у младших школьников развита слабо;
  • недостаточная сформированность самоконтроля обучающихся.

Чтобы добиться результатов в формировании прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа в определенной системе.

I. Пропидефтика - начинается в период обучения грамоте.

II. Работа с орфографическим правилом (учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы).

III. Повторение правила - но не механическое. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с другими языковыми явлениями.

IV. Запоминание непроверенных написаний.

Трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит уже необходимо формировать орфографическую зоркость.

В процессе обучения грамоте у ребенка возникает необходимость произнести звук речи не в слове, а отдельно, причем в его чистом виде, т.е. овладение грамотой ставит ребенка перед новой задачей - выделить из общего речевого потока отдельные слова и их составляющие  - фонемы.

Усвоение грамоты сложный процесс, успешное протекание которого зависит от многих условий. Однако важнейшим среди них, несомненно, является готовность к анализу звукового состава речи. Овладение грамотой, в сущности, и предполагает умение выделять звуки речи и объединять их в слоги и слова, узнавать их в словах и их сочетаниях.

Переход от устной речи к чтению и письму представляет собой переход к новым формам языкового развития. Любой процесс письма (письмо под диктовку, свободное письменное изложение или списывание текста) является сложным психологическим актом, в котором участвуют 4-е анализатора: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, кинестетический. Т.е. овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым. В процессе обучения грамоте формируются стойкие автоматизированные связи между этими анализаторами, на основе чего создается навык грамотного письма.

Процесс формирования навыков фонетического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звуков, определение места звуков в слове, а далее предполагается не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала, повышение фонетической трудности слов.

Специфика работы по формированию орфографической зоркости на уроках обучения грамоте и на уроках русского языка с учащимися первого класса.

При изучении парной согласной.

Итак, остановимся на пропедевтической работе над орфограммой «Парные согласные». С первых же уроков начинаем отрабатывать с детьми умение слышать звук в слове и выделять его в той позиции, в которой он слышится четко.

Фонетические зарядки.

1. Назвать по одному гласному звуку.

2. Назвать по одному согласному звуку.

   3. Назвать слог.

   4. Придумать слова с заданным звуком.

5. Придумать слова со звуками «с-ш, с-з, к-г, д-т» и т.д. (изучаемые звуки.)

Первый ребенок называет слово со звуком «с», а второй со звуком «ш».

6. Назвать слова, в которых 2, 3, 4, слога.

   7. Назвать гласный звук в словах: мак, сук, дом, лак, лук, кот и т.д.

8. Скажи наоборот.

*учитель говорит прямой слог, а ученик- обратный;

 *учитель дает слог с твердым звуком, ученик - с мягким;

*учитель говорит слог с глухим звуком, а ученик - со звонким.

9. Подбор слов по схеме, начерченной на доске.

                                           Фонетические упражнения.

  1. Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
  2. «Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук.
  3. Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это?
  4. Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком…
  5. Выбери картинку в названии которой есть звук… .
  6. Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.)

                                                         

Игровые приемы.

  1. Измени слова:

а) добавляя звук в начале слова: рот - крот, мех- смех, челка- пчелка, Оля- Коля, Аня- Ваня, осы- косы, луг- плуг, игры- тигры, дочка- удочка, точка- уточка, еда- беда, пушка- опушка;

б) добавляя звук в конце слова: бок- бокс, вол- волк, пар- парк, пол- полк, стол-столб, лис-лист;

в) изменяя  один звук слова (цепочка слов): сом- сок- сук- суп- сух- сох- сор- сыр- сын- сон и т.д.;

г) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла-кулак, волос-слово, карп-парк, гора- рога, ручка- круча, мол-лом, нос-сон.

 

Или можно использовать четверостишия:

С «Ч» я над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю.   ( чайка-гайка)

                                 С «М» меня ты надеваешь,

                                 С «Л» собаку называешь.     ( майка-лайка)

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

                                  С «П» от вас я не таю-

                                  В каждом классе в ряд стою.   (карта-парта)

2. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол); крапива ( ива, парк, пар, рак, Ира.)

3. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы  каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом-мак-кот- топор-рот-тарелка-арбуз…

4. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

5. Какой звук выпал из слова? Например, крот- кот, лампа- лапа, пилка- пила, мушка- мука.

6. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков:

луна- стол               л

кино- игла               и

лампа- мышь          м

окна- дом                о

нос- Анна                н.

  1. Игра «Как называется цветок?». Детям предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол, санки (пион).

       Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лодка, азбука, машина (роза).

8. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами.

Описанные приемы и упражнения содействуют совершенствованию фонематического слуха, что является одним из основных факторов по предупреждению ошибок на письме.

Для дифференциации парных звуков по звонкости и глухости дети сначала путем прикладывания ладони к горлу узнают, в произношении каких звуков участвуют голосовые связки.

Работу над дифференциацией звуков можно выполнять в следующей  последовательности:

Дифференциация звуков по звонкости-глухости.

  1. Дети повторяют за учителем сочетания звуков: б- п, п- п, б- б- п.

  1. Повторяют за учителем сочетания слогов: ба-ба-па, па-ба-па.

  1. Игра «Молчанка». Определяют звонкий или глухой первый звук слога, обозначают его следующим жестом (звонкий - кисть руки в виде колокольчика, глухой - уши закрывают ладошками.)

  1. Игра «Наоборот». Один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным согласным. Игра идет по цепочке. Учитель помогает детям, показывая им гласную букву, которую нужно использовать. Может получиться цепочка: па-ба, бо-по, пу-бу,бы-пы…

  1. Дети распределяют предметные картинки, укладывая их на картинку с домиком, где нарисован звоночек или на другую, где его нет, в зависимости от звонкости- глухости первого звука в названии предмета.

  1. Обозначают одной первой буквой слова, которые называет учитель: башня- пашня, бочка- почка…

  1. Игра «Найди ошибку». Учитель читает стихотворение. учащиеся определяют неверное слово, исправляют ошибку. Четверостишие повторяется вместе с детьми в исправленном виде.

Много снега во дворе.

Сашка и Егорка,

Взяв лопату и ведро,

Вышли делать корку.

                                       Птицам голодно зимой,

                                       Вышел наш Егорка

                                       И для птиц не пожалел

                                        Румяной свежей горки.

Мы играем во дворе,

Я зову собачку,

Запрягаю как коня,

И везу с ней дачку.

                                        На каникулах Сережа

                                        Не решал задачки

                                        Он все лето отдыхал

                                        Под Москвой на тачке.

  1. Игра «Буква ищет свой предмет» На доске или на наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов, составляющих одну родовую группу, например, овощи. Все названия предметов проговариваются, соотносятся с родовым понятием. Игра сопровождается словами: «Буква П пошла искать свой предмет.» Дети отбирают картинки, в названиях которых есть звук П: «Это помидор, репа» и т.д. Названия овощей записываются в тетради и на доске.
  2. Работа со словосочетаниями, где в словах пропущены буквы. Детям нужно вставить нужную букву. Например:

      глу.ый   .аран, .ольшой .ирог, ка.итан на .алубе, хле.ные .алочки ит.д.

При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственного действия (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

В связи с этим, при выполнении звукового анализа каждый ребенок выкладывает схему с помощью геометрического набора (красный кружок - гласный звук, синий квадрат - согласный твердый, зеленый квадрат - согласный мягкий), при этом используется прием хорового проговаривания.

На дальнейших уроках необходимо постепенно обращать внимание учащихся на дифференциацию звонких и глухих, твердых и мягких согласных, что составляет основу многих орфографических правил. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных строится на основе сравнения. Первоначальное сравнение идет на изолированных звуках, последующее - на слогах и словах.

На некоторых методических приемах и упражнениях мы остановимся 

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

1. Работа со слоговыми таблицами. Таблица представляет собой написанные столбиком пары слогов: ла- ля, са- ся, Ра- ря, та- тя, ма- мя, да- дя, на- ня, ва- вя.

Задания к таблице:

а)чтение учителем первой пары слогов с утрированным произнесением согласного, после чего учитель обращается к детям с вопросами:

- Одинаково ли произносится звук в первом и во втором слоге? В чем разница?

В случае затруднений учитель помогает, конкретизируя вопрос:

-В каком слоге звук л произносится мягко, а в каком твердо?

Так проводится работа с каждой парой слогов.

На основе ее учащимся можно предложить сделать обобщения, задав вопросы:

-Как произносятся согласные в первом столбике?

- Во втором?

- Какая гласная стоит после твердых согласных?

- Какая гласная стоит после мягких согласных?

б) запись слоговых структур парами (3-4 пары).

Подчеркиваем твердые согласные одной чертой, а мягкие – двумя.

в) выделение согласного из слога. Дети читают слоги парами, выделяя согласный. Важно научить детей вслушиваться в то, что они прочитывают, и произносить изолированно. Согласный так, как он слышится в данном слоге.

г) запись нескольких составленных по таблице слов. Подчеркивание мягких и твердых согласных.  

Цель этих упражнений – закрепить умение правильно обозначать на письме мягкость и твердость согласных в слоговых структурах.

  1. Работа со словами.

а) Из слова выделить слог показать его на таблице. Слова: масло, ряженка, радуга, Витя, Рита и т. д.

б) Придумывание слов с указанным учителем слогом: слово может начинаться с данного слога; слог может быть в любой части слова.

в) различение слов-паронимов.

Эта работа предполагает научить детей находить сходство и различие между словами. Например, учитель пишет на доске: в_зы и просит отгадать, какая буква пропущена в этом слове (а). Затем он обращается к детям с вопросами:

- Как слышится согласный в – твердо или мягко?

- Что такое вазы?

- Какое получится слово, если звук в произнесем мягко?

- Какую гласную напишем после мягкого в?

- Что такое вязы? ( если слово непонятно, объяснить.)

На доске, а затем в тетрадях записываются оба слова.

Затем дети определяют, чем  звуки отличаются в произношении и написании.

Учитель обращает внимание детей на то, как меняется смысл слова в зависимости от произношения звука в.

Далее целесообразно дать предложения с пропущенными словами. Учащиеся догадываются, какое слово по смыслу (вазы-вязы) нужно вставить в предложения.

г) Игра «Наоборот»

 Учитель называет слова с твердым согласным, а дети - паронимы с мягким согласным, и наоборот.

Слова – паронимы

О-е

А-я

У-ю

Ы-и

Поток- потек

Тома- Тема

Дома- Дема

Поднос- поднёс

Ров- рев

Воз- вез

Мал- мял

Мать- мять

Вазы- вязы

Флаги- фляги

Рад- ряд

Юла- Юля

лук- люк

тук- тюк

пилу- пилю

клушка- клюшка

катушка-Катюшка

суда- сюда

круг- крюк

выл- вил

был- бил

мыл- мил

ходы- ходи

колы- коли

лыжи- лижи

мышка- мишка

  1. Игра «Подними букву». У каждого ученика две карточки с буквами а и я. Учитель называет слово, а ученики показывают карточку с нужной буквой.

  1. Большое место в работе по различению твердых и мягких согласных занимают упражнения, где учащимся надо вставить в слово пропущенную букву. Работа может строиться как игра, формы проведения которой можно разнообразить. Например, можно приготовить из бумаги ромашку величиной приблизительно с блюдце. На обратной стороне каждого лепестка написать слово (сал_т, кол_ска, сол_нка, пл_кса и т. д. ). Ученики отрывают по лепестку, читают про себя слово, вписывают пропущенную букву и объясняют свои действия. Если работа выполнена правильно, лепесток остается у ученика. В конце игры количество лепестков, имеющихся  у каждого, подсчитывается, выявляется победитель. Аналогичную работу можно провести, приготовив из бумаги не ромашку, а отрывной календарь, аквариум с рыбками и т.д.

  1. Игра «Почтальон». Во время занятия почтальон доставляет открытки адресатам. На открытках дано определенное количество слов с пропущенной гласной или целые предложения, включающие эти слова. Ребенок, получивший письмо, читает текст, вставляет пропущенные буквы,  дает объяснения. Такая  работа вносит оживление, повышает интерес к работе.

  1. Игра «Исключение 4-го лишнего». Предлагаются 4 слова, например с пропущенным гласным после л: кол_ска, невал_шка, л_мпа, цыпл_та. Учитель говорит, что детям предложены слова с твердым и мягким согласным л. Одно слово нужно закрыть- оно лишнее. В трех остальных случаях л звучит одинаково. В конце игры все объясняют и проговаривают, игру можно сопровождать записью слов.

  После того, как дети научились дифференцировать звонкие и глухие парные согласные начинаем работу над правилом: "Чтобы правильно написать согласную букву на конце слова, надо так изменить слово, чтобы после согласного звука появился гласный".

Дети видят в словах оглушенный согласный, но сложностью является подбор и изменение слов. В начальной школе обычно осваивается один способ проверки: после парного согласного должен следовать гласный. Другой способ - проверка последующим сонорным- иногда надолго остается закрытым для учащихся.

Наблюдая собственное произношение, ученики самостоятельно делают выводы.

Огород, огородник, огороды.

Резюмируя всё ранее сказанное, можно сказать, что использование с первого класса разнообразных методов, приемов, упражнений в работе над орфографической зоркостью активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатством родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.

Работа над орфографической зоркостью и, как следствие, грамотное письмо очень актуально сегодня.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование орфографической зоркости у первоклассников в период обучения грамоте. Выполнила: Попова В.Г., учитель начальных классов

Слайд 2

При формировании прочных навыков грамотного письма обучающиеся сталкиваются со следующими трудностями : трудности в усвоении опознавательных признаков орфографии и учёте этих признаков на всех этапах изучения орфографических тем; сложности в применении изученных правил на практике; алгоритм работ над орфограммами достаточно трудоемок, а внимание и волевая сфера у младших школьников развита слабо; недостаточная сформированность самоконтроля обучающихся.

Слайд 3

Чтобы добиться результатов в формировании прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа в определенной системе. I . Пропидефтика - начинается в период обучения грамоте. II. Работа с орфографическим правилом (учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы). III. Повторение правила - но не механическое. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с другими языковыми явлениями. IV. Запоминание непроверяемых написаний.

Слайд 4

Любой процесс письма (письмо под диктовку, свободное письменное изложение или списывание текста) является сложным психологическим актом, в котором участвуют четыре анализатора : речедвигательный , зрительный , речеслуховой , кинестетический .

Слайд 5

Фонетическая зарядка. 1. Назвать по одному гласному звуку. 2. Назвать по одному согласному звуку. 3 . Назвать слог. 4 . Придумать слова с заданным звуком. 5. Придумать слова со звуками « с-ш , с-з , к-г , д-т » и т.д. ( изучаемые звуки .) Первый ребёнок называет слово со звуком «с», а второй со звуком « ш ». 6. Назвать слова, в которых 2, 3, 4, слога. 7 . Назвать гласный звук в словах: мак, сук, дом, лак, лук, кот и т.д. 8. Скажи наоборот. *учитель говорит прямой слог, а ученик - обратный ; *учитель дает слог с твердым звуком, ученик - с мягким ; *учитель говорит слог с глухим звуком, а ученик - со звонким. 9. Подбор слов к схеме, начерченной на доске.

Слайд 6

Фонетические упражнения. Учитель называет звук, а дети поднимают кружки : красный – гласный, синий – твердый согласный, зелёный – мягкий согласный . «Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук . Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж , последний ф , у него длинная шея. Кто это ? Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком … Выбери картинку в названии которой есть звук… . Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нём сидят.)

Слайд 7

Игровые приёмы. 1. Измени слова: а) добавляя звук в начале слова: рот - к рот, мех- с мех, челка- п челка, Оля- К оля, Аня- В аня, осы- к осы, луг- п луг, игры- т игры, дочка- у дочка, точка- у точка, еда- б еда, пушка- о пушка; б) добавляя звук в конце слова: бок- бок с , вол- вол к , пар- пар к , пол- пол к , стол-стол б , лис-лис т ; в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом- со к - с у к- су п - су х - с о х- со р - с ы р- сы н г) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла-кулак, волос-слово, карп-парк, гора- рога, ручка- круча, мол-лом, нос-сон. Или можно использовать четверостишия: С «Ч» я над морем я летаю, С «Г» в машинах я бываю. ( чайка-гайка ) С «М» меня ты надеваешь, С «Л» собаку называешь. ( майка-лайка ) С «К» я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С «П» от вас я не таю- В каждом классе в ряд стою. ( карта-парта )

Слайд 8

2. Какие слова можно составить из букв следующих слов : ствол (стол, вол); крапива ( ива, парк, пар, рак, Ира.) 3. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом-мак-кот- топор-рот-тарелка-арбуз … 4. Игра в кубик . Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика. 5. Какой звук выпал из слова? Например, крот- кот, лампа- лапа, пилка- пила, мушка- мука. 6. Назвать общий звук в словах , записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков: луна- стол л кино- игла и лампа- мышь м окна- дом о нос- Анна н . Игра «Как называется цветок ?» . Обучающимся предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: ла п а, св и нья, ст о л, са н ки (пион). Можно предложить выделить второй звук: а р буз, л о дка, а з бука, м а шина (роза ). 8. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами.

Слайд 9

Дифференциация звуков по звонкости-глухости . Дети повторяют за учителем: сочетания звуков : б-п , п-п , б- б-п . сочетания слогов : ба-ба-па , па-ба-па . Игра «Молчанка» . Определяют звонкий или глухой первый звук слога, обозначают его следующим жестом (звонкий - кисть руки в виде колокольчика, глухой - уши закрывают ладошками .) Игра «Наоборот» . Один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным согласным. Игра идет по цепочке. Учитель помогает детям, показывая им гласную букву, которую нужно использовать. Может получиться цепочка: па-ба , бо-по , пу-бу,бы-пы … Ученики распределяют предметные картинки , укладывая их на картинку с домиком, где нарисован звоночек или на другую, где его нет, в зависимости от звонкости- глухости первого звука в названии предмета .

Слайд 10

Игра «Найди ошибку» . Учитель читает стихотворение, учащиеся определяют неверное слово, исправляют ошибку. Четверостишие повторяется вместе с детьми в исправленном виде . Много снега во дворе. Сашка и Егорка, Взяв лопату и ведро, Вышли делать корку. Птицам голодно зимой, Вышел наш Егорка И для птиц не пожалел Румяной свежей горки. Мы играем во дворе, Я зову собачку, Запрягаю как коня, И везу с ней дачку . На каникулах Сережа Не решал задачки Он все лето отдыхал Под Москвой на тачке.

Слайд 11

Игра «Буква ищет свой предмет» На доске или на наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов, составляющих одну родовую группу, например, овощи. Все названия предметов проговариваются, соотносятся с родовым понятием. Игра сопровождается словами: «Буква П пошла искать свой предмет.» Дети отбирают картинки, в названиях которых есть звук П : «Это помидор, репа» и т.д. Названия овощей записываются в тетради и на доске. Работа со словосочетаниями, где в словах пропущены буквы. Детям нужно вставить нужную букву. Например: Глу.ый . аран , . ольшой . ирог , ка.итан на . алубе , хле.ные . алочки .

Слайд 12

Всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в плане громкой речи , перенос действия в умственный план, окончательное становление умственного действия ( П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин ).

Слайд 13

Дифференциация звуков по твердости-мягкости . Работа со слоговыми таблицами . Например: ла-ля , са-ся , Ра-ря , та-тя , ма-мя , да-дя , на-ня , ва-вя . Задания к таблице: а ) чтение учителем первой пары слогов с утрированным произнесением согласного, после чего учитель обращается к детям с вопросами: - Одинаково ли произносится звук в первом и во втором слоге? В чем разница? В случае затруднений учитель помогает, конкретизируя вопрос: -В каком слоге звук л произносится мягко, а в каком твердо? Так проводится работа с каждой парой слогов. На основе ее учащимся можно предложить сделать обобщения, задав вопросы: -Как произносятся согласные в первом столбике ? - Во втором? - Какая гласная стоит после твердых согласных? - Какая гласная стоит после мягких согласных? б) запись слоговых структур парами (3-4 пары). Подчеркиваем твердые согласные одной чертой, а мягкие – двумя. в) выделение согласного из слога. Дети читают слоги парами, выделяя согласный. Важно научить детей вслушиваться в то, что они прочитывают, и произносить согласный так, как он слышится в данном слоге .

Слайд 14

2. Работа со словами. а) Из слова выделить слог показать его на таблице. Слова : масло, ряженка, радуга, Витя, Рита и т. д. б) Придумывание слов с указанным учителем слогом: слово может начинаться с данного слога; слог может быть в любой части слова. в) Игра «Наоборот» Учитель называет слова с твердым согласным, а дети - паронимы с мягким согласным, и наоборот. О – Е А – Я У – Ю Ы – И Поток- потек Тома- Тема Дома- Дема Поднос- поднёс Ров- рев Воз- вез Мал- мял Мать- мять Вазы- вязы Флаги- фляги Рад- ряд Юла- Юля лук- люк тук- тюк пилу- пилю выл- вил был- бил мыл- мил ходы- ходи колы- коли лыжи- лижи мышка- мишка

Слайд 15

Игра «Вставить пропущенную букву». Например , можно приготовить из бумаги ромашку величиной приблизительно с блюдце. На обратной стороне каждого лепестка написать слово ( сал_т , кол_ска , сол_нка , пл_кса ). Ученики отрывают по лепестку, читают про себя слово, вписывают пропущенную букву и объясняют свои действия. Если работа выполнена правильно, лепесток остается у ученика. В конце игры количество лепестков, имеющихся у каждого, подсчитывается, выявляется победитель.

Слайд 16

Игра «Почтальон». Во время занятия почтальон доставляет открытки адресатам. На открытках дано определенное количество слов с пропущенной гласной или целые предложения, включающие эти слова. Ребенок, получивший письмо, читает текст, вставляет пропущенные буквы, дает объяснения. Такая работа вносит оживление, повышает интерес к работе.

Слайд 17

Использование с первого класса разнообразных методов, приемов, упражнений в работе над развитием орфографической зоркости активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатством родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Тем самым повышая орфографическую грамотность обучающихся.

Слайд 18

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ.

Очень важно начинать работу в период обучения грамоте, потому что , во — первых, именно в этот период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к т...

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ.

Очень важно начинать работу в период обучения грамоте, потому что , во — первых, именно в этот период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к т...

Развитие орфографической зоркости в период обучения грамоте

Статья включает в себя упражнения по развитию орфографической зоркости в первом классе. Способствующие расширению и активизации словарного запаса, выработке навыков правописания безударных гласных в к...

«Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения»

Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.Перед учителем на...

Статья "Уроки обучения грамоте как средство формирования орфографической зоркости учащихся".

Статья из опыта работы на уроках обучения грамоте. Программа "Школа России"....

Грушина Т.О. Сильченкова Л.С. Формирование орфографической зоркости младших школьников в период обучения грамоте. (статья)

В статье рассматриваются теоретические основы вопроса об орфографической зоркости, раскрывается сущность данного понятия, а также анализируются способы формирования орфографической зоркости первокласс...