Урок русского языка во 2классе "Перенос слов с двойными согласными"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Газимова Люция Гаязовна

Это урок - путешествие на необитаемый остров " Остров с двойными согласными" с использованием ИКТ.  Поставлены следующие цели урока:

-  правописание слов с двойными согласными.

- совершенствовать умение правильно переносить слова с двойными согласными;

- развивать речь, словесно – логическое мышление, внимание, орфографическую зоркость;

- воспитывать трудолюбие, интерес и любовь к русскому языку, природе, спорту.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект урока по русскому языку

Тема: Перенос слов с двойными согласными.

Учебник: Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 2 класса.

Цели:

- закрепить правописание слов с двойными согласными.

- совершенствовать умение правильно переносить слова с двойными согласными;

- развивать речь, словесно – логическое мышление, внимание, орфографическую зоркость;

- воспитывать трудолюбие, интерес и любовь к русскому языку, природе, спорту.

Форма урока: урок – путешествие на необитаемый остров «Остров слов с двойными согласными».

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Ход урока

I. Организационный момент.

        - Громко прозвенел звонок –

          Начинается урок.

          Наши ушки на макушке,

          Глазки широко открыты

          Слушаем, запоминаем,

          Ни минуты не теряем.

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать плавать по «океану Орфографии». На прошлом уроке мы открыли еще один необитаемый нами остров – это «Остров слов с двойными согласными». (слайд 2) На нем живут совсем немного слов. Со многими из них мы уже успели познакомиться.

  1. А на этом уроке мы должны научиться переносить эти слова с одной строки на другую. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие на этот остров.
  2. Вы согласны? (Да).
  3. На пути к нему нам будут встречаться разные препятствия с заданиями, которые приготовили нам жители этого острова.
  4. Итак, вы готовы преодолеть их? (Да).
  5. Этот остров расположен в середине большого океана. Мы можем к нему отправиться, если нарисуем в своих тетрадях этот океан.
  6. Итак, скажите мне, пожалуйста, каким может быть океан, когда там бушует шторм? (Взволнованным)
  7. А когда шторм утихнет? (Спокойным)

III. Чистописание.

- Молодцы, ребята. А теперь откроем тетради, записываем сегодняшнее число и нарисуем сначала взволнованный океан, потом – спокойный, а над ним летающих чаек, но сначала выполним несколько простых упражнений для кистей рук и пальцев (далее читают стихотворение о чистописании). (слайд 3)

                                              Я тетрадь свою открою

                                              И наклонно положу.

     Я, друзья, от вас не скрою:

                                              Ручку я вот так держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

                                              За работу я возьмусь.

        Раз, два, три, четыре, пять –

                                              Начинаю я писать.

IV. Повторение пройденного материала.

- Итак, мы нарисовали океан и теперь можем к нему отправиться (дети встают и шагают на месте).

- Вот пришли к океану. Как вы думаете, кого мы можем здесь встретить? (на слайде появляется осьминог, дети отвечают).

- Молодцы, угадали, он встречает нас не зря. (слайд 4) Он приготовил самое первое задание. Это ребусы.  Если вы правильно выполните его задание, то он покажет нам путь к острову, и мы сможем поплыть (дети садятся).

(По ходу учитель объясняет значение слов – отгадок: хоккей, теннис, бассейн, ванна).                                              

Хоккей – это командная игра на льду на коньках в шайбу. (слайд 5)

Теннис – это парная спортивная игра маленьким мячом. (слайд 6)

Бассейн – это искусственный водоем, сооруженный для плавания. (слайд 7)

Ванна – ванны бывают разные: 1- это сосуд,  а бывают еще воздушные и солнечные ванны для закаливания организма. (слайд 8)

                     Учитель: Хоккей, теннис, бассейн, ванна,

                                       Здесь во всех словах подряд

                                       Две согласные стоят.

                                       Их неплохо заучить,

                                       Чтобы грамотными быть.

- Итак, самое первое препятствие вы преодолели, теперь мы можем дальше поплыть. Пожалуйста, все встали и поплыли (дети плывут). А посередине моря нас ждет огромный дельфин. (слайд 9) Он тоже приготовил задание и место, где можете выполнить их.(дети садятся на свои места). И еще он дал мне обещание: если вы сразу ответите на его вопросы, то он вас всех посадит на спину, и вы как птицы полетите по воздуху.

 

Работа со словарными словами.

Учитель читает значение слов, учащиеся должны угадать о каком слове идет речь.

Помещение в школе для занятий. (Класс)

Острое вирусное заболевание. (Грипп)

Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе)

Шестой день недели, выходной день. (Суббота)

Дорога с рядами деревьев, посаженных по сторонам. (Аллея)

Желание есть. (Аппетит)(слайд 10)

                    Учитель: С двойной согласной непременно

                                      Пишут класс, шоссе, суббота,

                                      Грипп, аллея, аппетит.

                                      Мы слова такие слышим

                                      И с двойной согласной пишем.

                                      Все слова даны не зря

                                      Их запомните друзья

- Итак, еще одно задание выполнили. Встали все. Теперь мы садимся на спину дельфина и полетим. (Дети летят как птицы).

- Мы уже приближаемся к берегу, а там нас ждут симпатичные попугайчики. (слайд 11) Они давно вас ждут. Готовьтесь преодолеть последнее  препятствие.  

Слуховой диктант

- Прочитайте внимательно стихотворение и назовите слова одинаковые по звучанию. (слайд 12)

                                   Я сегодня всем наврал -

                                  От стыда алею.

                                  Вот пойду и спрячусь я

                                  В темную аллею.

                         

- Можно ли назвать слова: АЛЕЮ и АЛЛЕЮ родственными, т.е. одинаковыми? ( Нельзя)

- Послушайте внимательно, чем отличается слово АЛЛЕЯ? (Долгим звучанием)

- А еще чем отличаются эти слова? (Значением)

- Правильно, АЛЕЮ – это значит краснею. Мальчику стало стыдно потому, что он всех обманул. А АЛЛЕЯ – это дорога с рядами деревьев, посаженных по сторонам.

(Далее дети на слух определяют одинаковые слова по звучанию и анализируют).

                                   

Кто получит низкий балл,

Не придет на школьный бал.

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

Спросите, не повысив тона:

Что больше – центнер или тонна?

Оля ядра из металла

Дальше всех в длину метала.

Олей мы теперь гордимся,

Обижать ее боимся.

-Итак, и эта преграда преодолена. Путь свободен. Продолжаем путешествие. Теперь мы на острове. И здесь мы должны научиться разделить слова на слоги, для переноса в другую строку.

V. Изучение новой темы.

1). Постановка и решение проблемного вопроса.

- Как хорошо на этом острове. Посмотрите на милых обезьянок. (слайд 13)

- Ой, ребята, а они украли мое слово. И видите, они не просто украли, а пытались разделить это слово на слоги для переноса с одной строки на другую (а-ллея).

- Давайте посмотрим, а правильно ли они разделили? Можно ли так переносить это слово на другую строку? (Нет).

-А почему не правильно? Докажите.

(Потому что одну гласную оставлять на одной строке нельзя).

-Ой, они снова разделили. А теперь - то они правильно разделили или нет? (алле-я) (Нет).

-А почему? Докажите. ( Одну гласную на другую строку переносить тоже нельзя).

-А посмотрите, теперь они две согласные буквы решили  разделить поровну. Правильно ли они разделили? (ал-лея). (Да).

-Правильно, ребята. Значит, какой вывод можно сделать?

2). Вывод.

При переносе таких слов из удвоенных согласных букв одна буква оставляется на строке, а другая переносится.

3). Чтение правила. 

(по учебнику на стр. 101).

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: Н-р, шос-се, суб-бота, кол-лекция.

Физкультминутка. (слайд 14)

Упражнение для глаз. Дети как – будто глядят в бинокль и наблюдают за птицами, считая их количество (всего должны сосчитать 23 птицы).

VI. Практическая работа. (слайд 15)

Дети, опираясь на правило, разделяют слова для переноса.

Хок-кей, тен-нис, бас-сейн, ван-на, шос-се, суб-бота, ап-петит, класс, грипп.

VII. Словарная работа: Русский язык.

(слайд 16) На слайде: слова К.Паустовского и его портрет.

«Каждый русский должен знать и любить свой язык»

- Русский язык – это главный язык нашей страны России. Обратите внимание, слово Россия тоже пишется с двойной сс.

- А вы по телевизору слышали? Что 2014 году у нас в России, а именно в  городе Сочи, будут проходить зимние Олимпийские игры, куда соберутся самые сильнейшие спортсмены мира, и они будут соревноваться в разных видах спорта. А мы будем болеть за наших спортсменов. Предлагаю посмотреть эмблемы, логотипы, символы олимпиады. (слайд 17)

VIII. Упражнения в написании слов и переносе слов с двойными                                              согласными.

1). Теперь несколько упражнений попробуем  выполнить письменно. Упражнение 218. Задание: Спиши, сделай вывод о переносе.

2). Упражнение 219. Задание: Прочитай правило и спиши слова, разделяя их черточками для переноса.

 Рус-ский язык, клас-сный журнал, осен-ний дождь, новое шос-се,

Весен- ний цветок, Ан-на.

3).Следующее упражнение 220. Задание: Написать слова по образцу.

    (Лимон – лимон-ный сок)

IX. Итог урока

- Понравился вам урок?

- А что понравилось?

- Чем мы занимались на уроке?

- Чему научились?

- Итак, мы сегодня проделали очень большой путь. Узнали много нового. Перед тем, как возвратиться домой, подарим жителям этого острова знакомую песенку про чудесный остров «Чунга – чанга».

X. Оценивание.

XI. Домашнее задание.

Упражнение 222, стр. 102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Слова с удвоенными согласными» 2 класс

Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными" по УМК "Планета Знаний" 2 класс. Цели урока: Знакомство со словами с удвоенными словами. Знакомство учащихся с происхождением слов с удвоенными согл...

урок русского языка 2 класс. Слова с двойными согласными.

Урок русского языка 2 класс. Слова с двойными согласными. На этом уроке дети знакомятся с новой орфограммой.Наблюдают за местом расположения их в слове (в середине слова, в конце). Развивают устную и ...

Урок русского языка 3 класс "Почему появляется двойная согласная на стыке приставки и корня"

Урок составлен по программе "Школа 2100" с использованием цифровых образовательных ресурсов...

Технологическая карта по русскому языку "Закрепление написания слов с двойными согласными"

Конспект урока и презентация по русскому языку 2 класс по теме "Закрепление написания слов с двойными согласными" УМК "Планета знаний"...

Урок русского языка по теме: "Слова с удвоенными согласными"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема: Слова с удвоенными согласными.К уроку прилагается презентация....

Конспект и презентация урока русского языка (2 класс) по теме "Двойные согласные"

Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК «Школа России»Учебник «Русский язык 2класс» Канакина В.П., Горецкий В.Г.Учитель Христенко Л.Ю. МОУ «СОШ №15 с УИОП» г.о. ЭлектростальАвторский медиапродук...