Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

     В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход к  работе по сравнению художественного и научного текстов-описаний; представлен вариант работы с текстом-рассуждением. Все три фрагмента могут быть использованы на одном уроке для закрепления и дифференциации знаний о различных типах текстов, а также каждый, отдельно взятый фрагмент, может входить в структуру отдельных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznye_tipy_tekstov.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов

Фрагмент работы с текстом-повествованием  в 3 классе

       «Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику  на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку. В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути».

Вопросы для учащихся (после знакомства с текстом) с целью профилактики трудностей, связанных с использованием лексических средств связи в тексте:

•        Как вы думаете, какой это тип текста? Обоснуйте  ответ. (Текст-повествование. В  тексте говорится о последовательных  событиях и действиях главных  героев рассказа: зайчонка и автора с товарищами. К этому тексту можно поставить вопросы: что происходит сначала?, потом?, в конце? Много глаголов. Структура текста характерна для текста-повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

•        С помощью чего автору удается поддерживать последовательность в изложении событий?  (Автор конструирует  текст, не нарушая связь между частями текста и между предложениями в тексте).

•        С какими видами связи вы знакомы?  (Параллельная и цепная связи).

•        Какой вид связи присущ этому тексту?  (Цепная связь).

•        Обоснуйте свой выбор. (Вступление с основной частью текста  связаны характерным для текста-повествования словом «вдруг»; основная часть с развязкой – словом «вскоре»; начало и конец события обозначены словосочетаниями «в начале лета», «в конце лета»).

•        Проследите цепную связь между предложениями.  (Возвращались – тропинка, вдруг; зайчонок – он;  хромал – поймали, принесли;  наложили шину, забинтовали, накормили – вскоре срослась; зайчишку – его; зайчишка – любимец…).

•        Кроме смысловой связи, специальных слов,  какая часть речи активно используется для поддержания цепной связи? (Местоимения).

•        Что называется местоимением?

•        Найдите в тексте все местоимения, подчеркните их (дети имеют карточки с текстом), определите, на какие  предметы они указывают, не называя их?

•        Какую еще задачу помогают решить местоимения автору текста?  (Избежать неоправданных повторов).

•        Какой еще прием помогает  автору не повторяться, поддерживать цепную связь предложений,  придавать тексту эмоциональную окраску, косвенно выражать свое отношение к персонажам?  (Использование синонимов).

•        Вспомним, что такое синонимы?

•        Найдите в тексте слова, которые использует автор для названия животного, выпишите их. (Зайчонок, зайчишка, зайчик, бедняга, любимец, Яшка, он).

Работа с текстами-описаниями

     «Днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею. А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех».

                                                                                                    (По Н.Сладкову)

      «Кувшинка – многолетнее водное растение. Род насчитывает около 35 видов водных растений, произрастающих в умеренных и тропических областях земного шара – от    экватора до Скандинавии и Канады. Обычно встречается в среднерусских естественных водоемах. Цветение кувшинок начинается в мае-июне и продолжается иногда до первых заморозков, пик цветения приходится на июль-август. В это время водоемы бывают покрыты плавающими на поверхности красивыми широкими листьями величиной 20-25 см, округлыми в очертании и с глубоким вырезом у основания, и снежно-белыми цветками с тонким ароматом, достигающими 10, а иногда даже 15 см в диаметре».

Вопросы для учащихся на тему «Сравнение художественного и научного (делового) описаний (после знакомства с текстами)

•        Что общего в текстах?  (Тема: о кувшинке ; тип речи: тексты-описания, в обоих текстах описание можно зафиксировать одним снимком; вид связи: цепная).

•        Назовите существенное различие.  (1-ый текст – художественное описание, а 2-ой – научное описание).

•        Перед вами портрет Н.Сладкова и изображение ученого. Соотнесите тексты с изображениями людей. Поясните свой выбор.

•        Проанализируем тексты и сравним их композиционные особенности.  Можно ли разделить научный текст на части? Сколько их? (2). Поясните. (В первой части определяется, что это за растение, к какому роду принадлежит, где произрастает. Во второй части говорится об отдельных существенных признаках кувшинки: о форме  листьев , цветков…)

•        Обратимся теперь к художественному описанию и попытаемся выделить подобные части в нем. (Дети затрудняются выделить части, но отмечают, что признаков в этом тексте названо меньше, только важные для автора, но описаны ярко с передачей своих впечатлений).

•        Вы правы, в научном описании используются научные слова и обороты речи, а в художественном много  образных сравнений . Найдем их в художественном описании. С чем сравнивается цветок кувшинки? (С кулачком).

•        Как называется такое сравнение? (Метафора – закрытое сравнение).

•        На что еще похож цветок кувшинки? (На голову, «нырнет с головой»)

•         А это какое сравнение? (Открытое).

•        Можем ли мы найти подобные сравнения в научном описании?  (Нет).

•        В художественном описании, как правило, используется прием олицетворения. Что вы понимаете под словом «олицетворение»?

•        Найдите в первом тексте примеры олицетворения. (Нежится, стиснет в кулачок, ныряет с головой…).

•        Применим ли этот прием к научному описанию?  (Нет)

  1. Выскажите свое предположение, какой из этих текстов важнее,  необходимее для людей? (Оба  важны, необходимы, но решают разные задачи).

Вариант работы с текстом-рассуждением

                               Почему хорошо на свете?

      Молодой Скворушка научился летать. Летал-летал по саду, сел на макушку березки, огляделся. Хорошо кругом! И защелкал, засвистал:

    - Почему так хорошо на белом свете?

     Выглянуло Солнышко из-за тучки, улыбнулось по-доброму и сказало:

   - Хорошо потому, что все мы делаем что-нибудь хорошее.

                                                                                                      (П.Дудочкин)

- Прочитайте текст. Какой тип текста нам предложен? (Текст-рассуждение).

 - Докажите свою точку зрения. ( В тексте-рассуждении дается объяснение какому-либо явлению или факту. В данном случае объясняется факт -  почему жить хорошо.)

 - Какие еще признаки текста-рассуждения  вам знакомы? (Текст отвечает на вопрос «почему?» и имеет характерную структуру).

 - Вспомним структуру текста-рассуждения. (Вспоминают, затем открывается  соответствующая таблица-памятка:

Тезис – доказательство (объяснение) – вывод).

 - Что мы называем тезисом?  (Высказывание, которое требует доказательства).

 -А как доказать тезис?  (Привести аргументы и факты).

 - Прочитайте первых два предложения. Можно ли утверждать, что это – тезис? (Нет. Это - вступление).

 - Да, иногда текст начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме и лучше понять ее. Так,  где же тезис? (Третье предложение).

 - В данном тексте кто приводит доказательство, аргумент к прозвучавшему тезису? (Солнышко).

 - Прочитайте. Кто из вас согласен с позицией Солнышка? Почему?

 - Поможем Солнышку продолжить рассуждение, приведем новые доказательства. Для построения текста можно использовать слова-конструкторы: во-первых, во-вторых и т.д., а также «мостики»: «потому что», «так как» и «поэтому», если меняем местами тезис и доказательство (на стенде соответствующий плакат-памятка).

ТЕЗИС                                             ДОКАЗАТЕЛЬСТВО                                    ВЫВОД

 Ученики конструируют основную доказательную часть. Например: «Во- вторых, жить на свете хорошо, потому что среди нас живет милосердие и любовь. В третьих, добро всегда в конечном счете оказывается сильнее зла, поэтому жить на свете хорошо…».Выясняется вместе с детьми и вид связи предложений в тексте с опорой опять на соответствующую таблицу-опору (параллельная связь).

 - Дети, а можно ли признать наш текст завершенным? (Нет).

 - Почему?  (Отсутствует завершающая структурная часть текста-рассуждения – это вывод).

 - Вспомним, что такое вывод и требования к нему.  (Вывод – это концовка текста,  связанная с тезисом, с темой и с основной мыслью текста; вывод - это  доказанный тезис).

 - Закончим текст, завершив его выводом. Можно использовать мостик от доказательства к выводу «вот почему». (Например: «Вот почему жить на белом свете так хорошо!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение созданию письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования

Работа над связной речью организуется вокруг понятия «Текст» (признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, типы текста)...

Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования

Начальная школа — фундамент образо­вания каждого человека. Именно в этот пе­риод важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Период обучения в начал...

Практика обучения младших школьников созданию письменных текстов(повествование)

Формирование умений,необходимых для создания текста-повествования.Система заданий и упражнений....

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...

Деятельностный подход в образовании: теория и методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»

Концепция модернизации российского образования нацеливает общее образование на формирование целостной систе­мы самостоятельной деятельности обучающихся. В Федеральном государственном стандарте начальн...

Обучение младших школьников созданию текстов-повествований в жанре рассказа.

В статье названы основные ошибки, которы допускают младшие школьники при изучении темы "Текст-повествование"....

Доклад по математике для начальной школы: "Теория и практика обучения младших школьнимков решению математических задач"

Доклад по математике на тему: "Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач" для начальной школы....