Практика обучения младших школьников созданию письменных текстов(повествование)
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Формирование умений,необходимых для создания текста-повествования.Система заданий и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОУ школа «Ирида» ВАО г.Москвы  

Тема работы: «Практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.»

Организация работы знакомства с особенностями текста-повествования на уроках русского языка в 3 классе.

Подготовила учитель начальных классов НОУ школы «Ирида»

Давиденко Татьяна Григорьевна

Октябрь 2013 г.

1.Знакомство с особенностями текста-повествования.

Прочитай текст.

Родился медвежонок .Медвежонок родился очень маленьким Шёл день за днём .Медвежонок уже заметно подрос. У него открылись глазки.Он осмотрел жилище.Мать

сделала берлогу просторной .Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.

Вопросы и задания :

-Как вы думаете ,какой это тип текста?(выслушиваются ответы детей)

-Вспомните, какой тип текста относится к повествованию.

(В тексте-повествовании говорится о каких-то действиях ,о последовательных событиях .Действия сменяют друг друга .К такому типу текста можно поставить вопросы :что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ? И в КОНЦЕ?)

-Попробуем вместе доказать что это ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ.

Итак ,в повествовании говорится о событиях ,эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.

-Разделите текст на смысловые законченные части .Таких частей ТРИ.

-Прочитай первую часть.

Родился медвежонок .Медвежонок родился очень маленьким.

Как бы вы озаглавили эту часть?(Рождение медвежонка).

-Прочитайте вторую часть.

Шёл день за днём. Медвежонок уже подрос .У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней.

Как бы вы озаглавили эту часть? ( Медвежонок растёт.)

Прочитайте третью часть.

Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.

Как бы вы озаглавили эту часть? ( Медведи на воле.)

-Вспомните ,глядя на план текста, о чём рассказывается в тексте.

1.Рождение медвежонка.

2.Медвежонок растёт.

3.Медведи на воле.

Как вы думаете, достаточно ли будет ОДНОГО СНИМКА, чтобы сфотографировать события,   о которых говорится в рассказе?(Нет, потому что действия сменяют друг друга и их нельзя увидеть ОДНОВРЕМЕННО.)

Итак, мы не можем одновременно увидеть и как родился медвежонок, и как он постепенно рос, и как он выбрался на волю ро

Мы доказали ,что это ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ.

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений.

Прочитай текст.

                      Случай на реке.

   Дело было весной Миша и Витя возвращались из школы они спустились к реке Витя побежал вперёд хрупкий лёд треснул мальчик очутился в воде Миша осторожно пополз по льду к другу он вытащил товарища на берег.

!.)Спиши текст ,поделив его на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак препинания. Начало предложения не забудь написать с заглавной буквы.

2.)К какому типу текста относится этот текст? Докажи.

Прочитай текст.

                      Ёжик проснулся.

   Пришла весна. Солнце согрело землю.

   В лесу по ложбинке побежал ручей. Вот на пути он заметил под корнями старой берёзы норку. Зверёк ещё с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его.

Ёж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лёг на спинку и подставил солнцу своё брюшко.(по Г. Скребицкому.)

Определи тип текста: повествование ,описание, рассуждение. Озаглавь каждую часть. Напиши план текста.

Особое внимание следует уделять формированию умения определять тему текста-повествования ,озаглавливать текст, по заголовку определять о чём может быть текст.

Прочитай текст. Определи тему текста , озаглавь текст.

Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку. Товарищ накопал червей ,собрал удочки. На берегу тихой заводи мы выбрали место. Вот и первая рыбка. Товарищ выбросил на песок большого окуня. То и дело он вытаскивал окуней. Мой поплавок словно застыл. Мы поменялись местами. Вскоре у моего друга было полное ведро. Мой улов едва закрывал дно. Грустный я подходил к деревне. У изгороди нас встретил дед Илья. Он лукаво улыбнулся и сказал ,что рыбу вспугнул белый цвет. У меня рубашка и удилище были белыми.

-Прочитай заголовки к текстам. Определи по заголовкам темы текстов.

1.Как я встречал Новый год.

2.О чём рассказали весенние ручьи.

3.На школьном субботнике.

4.Пожар в лесу.

5.Поездка на поезде.

2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи .

Примеры организации такой работы.

Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.

-На занятиях по русскому языку мы продолжаем раскрывать «секреты» создания текста.

Сегодня вы узнаете . что такое ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ в тексте. Будьте внимательны! Успехов вам!

-Вспомните ,что называют текстом. ( Текст-это два или несколько предложений , связанных между собой по смыслу ).

-С помощью чего же предложения связаны в тексте?

Прочитайте текст.

  На лесной поляне мы заметили лося. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой. Могучий великан наелся и отправился дальше.

Обратите внимание, что предложения связаны между собой как ПО ЦЕПОЧКЕ. ВТОРОЕ предложение с ПЕРВЫМ с помощью слов ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ и Лося ,ТРЕТЬЕ с ЧЕТВЁРТЫМ с помощью слов ОН и ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ,ЧЕТВЁРТОЕ с ТРЕТЬИМ с помощью слов МОГУЧИЙ ВЕЛИКАН и ОН.

То есть одно предложение ЦЕПЛЯЕТСЯ за другое , как вагончики поезда –друг за друга.

  Предложения могут сцепляться при помощи близких по значению слов ( синонимов).Например, лось-лесной житель.

  При помощи слов-помощников (ОН,ОНА,ОНИ,ЕМУ,ВАМ и т. д.) Например:

  Лесной житель пробирался сквозь деревья. ОН решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой.

  При помощи повторения одного и того же слова. Например:

Дедушка  угостил нас мёдом. Мёд был очень вкусным.

-Как вы думаете, а почему в текстах с ЦЕПНОЙ СВЯЗЬЮ слова заменяются на близкие по значению, на слова-помощники (он, она, и др.)

Если в тексте предложения связаны ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ,как бы по ЦЕПОЧКЕ ( второе с первым, третье –со вторым и т. д. ) такую связь называют ЦЕПНОЙ

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений

Прочитай предложения. Попробуй собрать текст. Для этого « цепляй»одно предложение за другое.

ОНИ почистили и обновили свои ГНЁЗДА.

Вот и вернулись на родину СКВОРЦЫ.

Днём ОНИ деловито снуют в саду.

СКВОРЦЫ летают друг к другу в гости.

ГНЁЗДА скворцов очень уютные.

Прочитай текст.

 Во дв…ре ст…ял старый клён. В…сной он радовал всех нежными з…лёными л…сточками. Ос…нью дер…во покрывало влажную землю красными и жёлтыми листьями. Из них мы делали ч…десные  гирлянды.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении слово , с помощью которого предложение « цепляется»за другое предложение.

Прочитай текст.

  Прилетели ласточки. Далеко разносятся их весенние песни. Летали… к старому домику. … осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому , глину, прутики. Долго работали … .Хорошее получилось гнёздышко. Скоро в … появились птенцы с жёлтыми ртами.

  « Сцепи» предложения  между собой, вставив вместо точек подходящие по смыслу слова из справок.

СЛОВА ДЛЯ  СПРАВОК: он, в гнезде,певуньи, они.

Также важно предлагать детям упражнения на замену лексических повторов.

Прочитай текст. Определи тип текста.

                                                     Спас друга.

Витя и Илья возвращались домой из школы. Витя и Илья спустились к реке. Витя и Илья пошли по льду. Витя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Витя оказался в воде. Витя хватался за тонкую кромку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Илья осторожно пополз по льду к другу. Илья вытащил товарища на берег.

Спиши текст . Замени, где потребуется, неоправданные повторы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Приемы по формированию и совершенствованию культуры письменной речи в процессе обучения младших школьников русскому языку

    Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать   комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые...

Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.

   В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход ...

Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.Компетенция в переводе с латинского означает круг ...

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Предлагаю Вашему вниманию описание опыта по представленной теме, актуальной в настоящее время. К тексту прилагается презентация....

Обучение младших школьников созданию текстов-повествований в жанре рассказа.

В статье названы основные ошибки, которы допускают младшие школьники при изучении темы "Текст-повествование"....