Урок русского языка "Правописание сочетаний ЧК - ЧН", 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Нафанаилова Светлана Михайловна

Цели:

1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН,  учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)

2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок          русского  языка

Тема: «Правописание сочетаний

               чк, чн.»

1 А класс

                                                             

                                                               Нафанаилова С. М.

 Учитель начальных классов

                                                         МБОУ  СОШ №7

                                                                   с. Марьины  Колодцы

                                                                         Минераловодского района

                                                                   Ставропольского края

Цели:

1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН,  учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)

2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

Оборудование:

Незнайка со словами, карточки с буквами, конверты с заданиями, карточка для словарной работы.

Ход урока.

1.Организационный момент

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

2. Чистописание

В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы  не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

Н, я, ч, х,  и, к.

- Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает

   только мягкий звук? (ч)

- Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

- Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)

Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

Ч К Н

Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

- Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.

3.  Работа по теме урока.

Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

Прочитайте их!

Ноч.ка

Поч.ка

Доч.ка

Ноч.ной

Соч.ный

- Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК,  не пишется.)

- Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч,  Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем: и вам и Незнайке.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН,  – ь знак не пишется.

4. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 72 упр.106.

- прочитайте задание.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? – ЧК. Запишите его!

Проведём  звукобуквенный анализ слова.

Звукобуквенный анализ

- Поделите слово на слоги. Сколько слогов? Почему?

Очки – оч-ки – 2 сл., 4б., 4 зв.

5. ФИЗМИНУТКА

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

  ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

Садитесь.

5. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

-         Посмотрите! Озорник ветер  перемешал слова в предложении.

-         Прочитайте их. Из какой это сказки?

               Ряба, снесла,  яичко, курочка

-         Давайте вернем слова на свои места

-         Какое предложение у нас получилось?...... (Курочка Ряба снесла яичко.)

-         Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

-         Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

-         Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

-         Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

-         Молодцы.

-         А из какой сказки вот это предложение:

-         Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

-         Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.

 

6. Работа над правильным произношением слов.

-         Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница   люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.

-         Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

           [ч,] на звук [ш].

-         Какое сочетание в этих словах?

-         Как оно пишется?

 

7. Закрепление изученного.

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

белка                    яблоко                                      

ёлка                      птица          

рука                       туча                                            

собака                   щука

        Проверьте.

Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.

        МОЛОДЦЫ.

8.. Тест.

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  1. птичька
  2. редька
  3. ночьной
  4. деньки
  5. ласточка
  6. мучьной

9. Итог урока

  • Чему учились на уроке?
  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

           чк, чн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Сочетание ЧК, ЧН, ЩН" 2 класс.

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч\'] , [Щ\'] - мягкие, сочетания пишутся без ь);Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩНРаз...

Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"

Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"  Цель: Закрепить навык написания слов с сочетаниями жи-ши;Познакомить с новым сло...

Урок русского языка в 1-м классе по теме Правописание сочетаний -чк- и -чн-

Цели: помочь детям усвоить, что [ ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать; формирование умения правильно писать сочетания чк, чн; развивать внимание, наблюдательность, речь: ...

Урок русского языка во 2-м классе на тему "Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

Цели:1.     Создать  условия для закрепления правила  правописания  сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических зад...