Мастер - класс "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Занкова."
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Щетинина Елена Васильевна

Показаны приемы и методы интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_3.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова.

Дидактические принципы системы Л.В.Занкова полностью соответствуют

новым стандартам, которые ориентируются не на уровень результатов обучения, а на динамику этого уровня. За 15 лет работы  по системе Л.В.Занкова нашей школой накоплен большой опыт. В «занковские» классы

сначала отбирались дети, а теперь мы учим всех, опираясь на принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых. Изначально мы принимаем детей со слабой подготовкой к учению. Но тем более становятся значимыми результаты, когда слабый ребёнок становится успешным.

                           Стартовая диагностика учащихся 1 «А» класса (2008-2012г.г.)

 Количество учащихся – 20 (5 девочек и 15 мальчиков)

 53% - дети низкого и ниже среднего интеллектуального развития

40% - дети разных национальностей, для некоторых русский язык не    является родным

30% - имеют логопедические нарушения речи

36% -не посещали ДОУ

                     Проектируя свою педагогическую деятельность на 4 года, определила для себя значимость методической темы «Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка». Была поставлена задача поиска эффективных приёмов и методов для решения  двух проблем: повышения грамотности  учащихся,  а также преемственности со средним звеном. Освоив программу А.В.Поляковой, которая содержит сведения по разделам языка, дети затрудняются  в 5 классе проводить многоаспектный анализ более сложного языкового материала. Как учитель, работавший в 5-6 классах, поняла насколько важно продумать систему работы по развитию языковой компетентности на начальной ступени овладения русским языком.

                      Основными направлениями работы стало развитие интеллекта через развитие речи учащихся, их  аналитических умений  на  уровне фонетики, лексики, морфемики, морфологии, словообразования и синтаксиса, формирование умений устанавливать логические связи и отношения между понятиями  и языковыми явлениями на основе наблюдений. Данная система работы предусматривает постепенный переход к алгоритмичности  аналитической деятельности при решении грамматических задач и формированию внутреннего плана действий.

                  В результате планомерной работы у учащихся  развивается способность прогнозировать и контролировать собственные действия до момента их совершения, а это очень важно при решении орфографических задач, при написании изложений, сочинений, а также  при совершении любых других действий. Развитие внутреннего плана действий на основе аналитической деятельности – фундаментальная интеллектуальная способность, которая развивает познавательную и личностную сферы ребёнка. Эта способность во многом определяет успешность обучения.

 Рассмотрим важность методической темы на конкретном примере. Вспомним, какие аналитические умения необходимы ребёнку при написании безударных гласных.

        1.На первом этапе, ставя ударение в словах, ребёнок анализирует звуковую структуру слова, определяя сильную и слабую позиции гласных фонем. К сожалению, для слабых детей не всегда даже понятен смысл ударения.

    2. На втором этапе учащийся должен произвести  морфемный разбор, определив, в какой части слова находится безударный гласный.

    3. Без частичного морфологического анализа ребёнок не сможет правильно написать безударный гласный в окончаниях различных частей речи.

      4. Не определив синтаксические связи имени существительного, учащийся не воспользуется знанием  склонений и падежных окончаний.

      5. Не каждый осознаёт смысл понятий «форма слова», «однокоренное слово», «проверочное слово». А если всё же усвоены данные понятия, выучено правило и ребёнок знает, что нужно делать, зачастую  ему не хватает словарного запаса, чтобы подобрать проверочное слово.

         Разве легко даже сильным ученикам пошагово выполнить весь алгоритм

на уровне автоматизма? Ответ однозначный, конечно, возможно при выполнении ряда условий. А что происходит  в реальности?

        Потеряв на каждом этапе по 1-2 ученика, мы имеем в каждом классе при написании диктантов большой процент ошибок на правописание безударных гласных.

       Какие же приёмы и методы будут эффективны в решении проблемы?

Итак, сегодня вы присутствуете на уроке русского языка во 2 классе.

Тема. Проверка безударного гласного в корне слова

Цель: развитие языковой компетентности, формирование навыков грамотного письма

Задачи: формирование алгоритма проверки безударного гласного в корне слова, развитие аналитических умений на различных лингвистических уровнях, развитие речи;

 воспитание активной личности, способной рефлексировать, прогнозировать и контролировать учебные действия.

Урок всегда начинаю с аналитической разминки, которая может включать несколько этапов: чистописание, словарную работу, актуализацию знаний.

ел

Апрель? Апрель!

На дворе звенит капель.

 - Сколько предложений вы прочитали?

- Какие они по цели высказывания? По эмоциональной окраске? Какое настроение создают эти строки? Почему?

 - С какой интонацией нужно читать? (удивлённо, радостно, восторженно)

 - Что обозначает слово «капель»? Выслушав мнения детей, уточняем лексическое значение по толковому словарю.

Капель - и, ж. Падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

 - Как падают капли? Покажите, какая сильная капелька. ( Пальчиковая разминка)

Коллективная работа.

1) Один учащийся выделяет орфограммы, отмечает случаи расхождения произношения и написания.

2) Второй  выделяет корень и определяет части речи.

3) Третий  производит синтаксический разбор.

Индивидуальная работа у доски.

1.Фонетический разбор                       3.Написать однокоренные

(На) дворе                                                 слова к слову «двор»

2. Написать формы слова «двор»           дворник

                                                                   дворик

                                                                   дворовый

                                                                   дворище

                                                                   задворки

                                                                   дворня

                                                                   дворницкая

                                                                   дворняга

                                                                   дворняжка

4. Вставить пропущенную букву

    Б…рёза, с…сна, вет…р, …сина, р…ка, с…сед, м…ряк, м…лина, п…ро.

Проверка индивидуальной работы (сравнить словоформы и слова-родственники, обратить внимание на слабый словарный запас, скорее всего дети напишут 2-3 слова, указать пути решения проблемы: больше читать книг, участвовать в мини- проекте «Узнай новое слово»)

III. Актуализация знаний.

   - Чем похожи слова и чем различаются? (имена сущ., ед. ч., безударная гласная в корне слова)

- Какое слово «лишнее» («моряк» - одушевлённое, «перо» - среднего рода)

 - На какие группы можно распределить слова? По какому признаку?

   ( по слогам, по родам)

Как писать слова с  безударным  гласным в корне слова? (проверить по словарю, вспомнить написание)

Постановка проблемы.

А как быть, если слова нет в словаре? (Попробовать подобрать проверочное слово?) Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Как вы думаете, это важная тема? Почему?

Физминутка будет проведена в форме игры в звуковых мастеров. Братья  ЭХ, УХ, АХ , ОХ, ЫХ, ИХ ходят  каждый со своим  молоточком. Ударит мастер ЭХ молоточком по звуку Э, и он зазвучит громко и долго. У мастера много работы - ведь без ударения ни одного слова не произнесёшь, а слов в русском языке очень много. К тому же братья большие спорщики: как встретят слово, так начинают спор – кому ударить молоточком? Помоги им договориться. ( Петух,  козлёнок, орехи, финики, шоколад, молодцы и т.д.) Можно соединить речь и моторику – шагать, выделяя ударный слог или ритмично сжимать мячик в руке.

Наблюдение за написанием безударных гласных организуем на материале упражнения № 415.Нет смысла выполнять всё упражнение. Достаточно рассмотреть и записать 3 группы словосочетаний.

      1) Лесные тропы, лесная тропа, узкая тропинка.

     2)Снежная горка, высокая гора, крутые горы.

    3)Старая сосна, молодая сосенка, могучие сосны.

(Ставим в каждом слове ударение, выделяем корень, находим проверочные слова, обращаем внимание на единообразное написание корня у форм слов и родственных слов)

Какой можно сделать вывод, как проверить безударный гласный в корне слова?

Самостоятельное выведение правила.

Соотнесение с правилом учебника. Вывод- обобщение.

Составление алгоритма работы.

  1. Ставлю в слове ударение.
  2.  Определяю корень слова.

  Безударный гласный в корне слова?

 Да –  подбираю проверочное слово;

 нет - ? (в зоне ближайшего развития – правописание безударных гласных   в приставках, суффиксах)

  1. Подобрал проверочное слово?

          Да – пишу слово правильно, нет - ? (проверяю по словарю правописание непроверяемых и чередующихся гласных)

  1. Разноуровневая работа по упражнению в написании и проверке безударных гласных.

а)  упр.416

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

М…сты-м…ст, п…сьмо – п…сьма, в…сна – в…сны, з…мля – з…мли, м…ря – м…ре

б)  упр.418. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочное слово.

Быстро таял снег. Наступило весеннее половодье. В…да вышла из б…регов. Она зат…пила п…ля, луга и с…ды. Несколько м…стов сн…сло водой.

 Для выполнивших задание первыми прошу провести мини-исследование, при проверке безударных гласных пользовались формой слова или родственными словами? Или вариант творческого задания – продолжить текст о весне.

Проверка может проходить в разных формах, как один из вариантов – взаимопроверка.

На этапах рефлексии и подведения итогов обязательно спрошу: «Почему весну А.С.Пушкин назвал « утром года» и ассоциировалась она  для великого поэта с «улыбкой природы». Пожелаю детям  дарить друг другу тепло и улыбки.

      Ты улыбкой, как солнышком брызни,

      Выходя поутру из ворот.

           Понимаешь, у каждого в жизни

      Предостаточно бед и забот.

      Разве любы нам хмурые лица

     Или чья-то сердитая речь?

     Ты улыбкой сумей поделиться

     И ответную искру зажечь.

Коллеги, желаю вам, чтобы в ваших душах всегда горела искра  творчества, познания истины в нашем нелёгком труде. Для каждого педагога нет ничего важнее, чем видеть успешными своих учеников. Для нашего класса было победой иметь 63% качество знаний по русскому языку в 4 классе и сохранить его в среднем звене, а ещё победить в районной олимпиаде по русскому языку и в проекте по литературе по теме: «Народные истоки сказок А.С.Пушкина». Выбранная детьми тема проекта подтверждает интерес к родному языку. А значит, поставленные цели достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Урок русского языка (по системе Занкова) 4 класс. Тема:" Неопределенная форма глагола."

Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола.           2.  Повторить знания о глаголе....

Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности....

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Урок русского языка по системе Занкова "«Слово и предложение» 1 класс

Урок направлен на уточнение первоначальных представлений о предложении как единице высказывания, научить различать группу слов и предложение, формировать из слов предложения, изменяя форму слова...

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...