Открытый урок по русскому языку 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Открытый урок на тему "Согласный звук Ч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_zvuk_ch.docx188.75 КБ

Предварительный просмотр:

       

        МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»

Кафедра начального образования

Тема: «: "Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч.

 http://img-fotki.yandex.ru/get/4600/tatyana2q8-medvedeva.30/0_3feea_e81c5e77_XL

Подготовила и провела учитель  1»Б» класса

Малкина Лариса Борисовна

                                           г. Саранск  27 ноября  2012г

                       

                        Цель урока:

        знакомство с новым звуком [ч,]  и новыми буквами.

Задачи урока

        создать условия для развития фонематического слуха учащихся;

        создать условия для формирования  навыка чтения слов и предложений с изученными буквами (правильность, плавность, выразительность, осознанность чтения);

        создать условия для развития речи, внимания, памяти, способности анализировать, обобщать;

        работать над формированием орфографической зоркости учащихся;

        создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;

        продолжать работу по формированию у учащихся основы учебной деятельности. 

Планируемые результаты:

         учащиеся научатся  узнавать буквы Ч,ч  в слове и  читать,  составлять предложения ,  научатся составлять схемы слов  с « Ч ,» как непарный мягкий согласный звук.

Оборудование: учебник «Русская Азбука» В.Г. Горецкого и др., схемы для звукового анализа,  конверт с заданиями для групповой работы,  электронное приложение к учебнику, предметные картинки,  карточка с печатными и письменными буквами Ч,ч .

     

                                                                          Ход урока.

  1. Орг. момент .

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок,

Пусть сегодня для нас всех, на уроке сопутствует успех!

- Что значит уметь учиться?

Сейчас мы начнем  свое восхождение по « лесенке успеха».

  1. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

- На какие группы делятся звуки? (Гласные и согласные)

- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные)

- Назовите гласные, обозначающие твердость согласного звука? (а, о, у, ы, э)

- Назовите гласные,  обозначающие мягкость согласного звука? (я, е, ё, ю, и).

- Когда буквы «я», « е», обозначают два звука? ( Когда находятся в начале слова и после гласного)

-Когда буквы «я», « е» обозначают мягкость согласного звука? ( Когда они находятся после согласного)

- Какие бывают согласные звуки? (Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

III. Постановка темы и цели урока.

Сегодня у нас ещё в гостях герой из знаменитого мультфильма «Смешарики» . Он весёлый, непослушный проказник, это Крош. Он пришел к нам с подарком, а подарок это фрагмент из  мультфильма. (Просмотр мультфильма)

- Какой новый звук чаще других вы услышали? ( Это звук Ч )

Молодцы! Правильно! Крош очень рад и решил остаться   посмотреть и послушать вас.

IV.Работа над новым материалом.

  1. - На что похожа буква Ч ч? (На цифру 4, на стульчик)

Ч мы пишем как четыре

Только с цифрами ,друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Буква Ч  обыкновенный стул

Если ты его перевернул.

2. -  Давайте попробуем составить пары звуков по твердости – мягкости. (Р - Рꜗ, П - Пꜗ, Б - Бꜗ, С - Сꜗ, М - Мꜗ, Ч - ? )

ВЫВОД: « Ч –всегда мягкий согласный звук и не имеет парного звука по твердости»

- Что можно  ещё сказать  о нем? (Глухой звук)

3. Чтение слогов слияния.

ЧА    ЧУ    ЧО  ЧЕ   ЧИ  

Чистоговорки:

ЧА-ЧА-ЧА на столе горит свеча.

ЧУ-ЧУ-ЧУ тишины хочу.

ЧО-ЧО-ЧО- дождик капал на плечо.

4. Обратные слоги.                                              

 ОЧ   АЧ   УЧ   ИЧ   ЕЧ

АЧ-АЧ-АЧ испекли калач.

АЧ-АЧ-АЧ покупаем мяч.

АЧ-АЧ-АЧ заиграл скрипач.

ИЧ-ИЧ-ИЧ испекли кулич.

5. Скороговорка.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

6.Слоговой аукцион  со звуком «Ч» ( электронное приложение)

(ПЛЕ-ЧО,  ЧА- СЫ, ЧУ-Б, КИРПИ-ЧИ, ЧЕ- РЕПАХА) 

Хотя звук Ч  всегда мягкий , но в слоге «ча»  принято писать букву «а» . В этом случае нельзя писать букву «я» , так как звук «ч» и так всегда мягкий. А в слоге  «чу» пишется всегда «у».

7. Работа по учебнику.

Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 5.

ЧА пиши с буквой А

ЧУ пиши с буквой У

(Чтение учащимися)

V. Физкультминутка.

Ребята, Крош очень любопытный и хочется ему знать,  знаете ли вы физкультминутку про него? Давайте встанем и проведем.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит,                                                                                                        Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть,                                                                                                  Лапки вверх, лапки вниз.                                                                                                                                         На носочки поднялись, а затем вприсядку                                                                                                            Чтоб не мерзли лапки.  (Тихо сели за парты)

VI.  Развитие речи .  Парная работа.

  1. Отгадайте загадку . Крош хочет загадать вам загадку.

Мы дни не спим,

И ночи мы не спим.

Мы стучим, стучим, стучим

                                    (Часы) составление схемы слова учеником у доски

  1.  ДЕЛУ ВРЕМЯ, А ПОТЕХЕ ЧАС

Как понимаете эту пословицу?

3.Беседа о часах. На с. 4 учебника.

-  Знаешь ли ты, что такое солнечные часы? ( Солнечные часы, это древнейший механизм  для определения времени по солнцу. Состоит из стрелки-указателя и циферблата ).

4.Чтение учителем  текста о часах с учебника на с. 5.

Чтение учащимися слов

ЧА  СЫ                ЧУ  ДО           ЧЕ Р НИ КА      ЧИ С ТО ТА

Чтение учащимися текста ( электронное приложение)

5. Чтение из электронного приложения

СВЕРЧОК СПИТ НА ПЕЧИ.

А ГДЕ СПИТ ТУЧКА?

ТУЧКА СПИТ

_____     ____________.

VII. Групповая работа.

1  группа.  Придумать 4 слова со звуком «Ч.» (чеснок  ключ  чайник   чукча и др.)

2 группа.  Из данных слов выберите слова со звуком «Ч»  ( Чашка, грач, ручка, голуби, газета, чеснок , мяч).

3 группа. Из данных слов составить предложение ( мы чай В пили гостях чудесный)

               4 группа. Составить схему слова РЕЧКА

            5 группа.  Из данных слов составить предложение (самые  часы  В  точные  Москве)

               6 группа. Составить схему слова СВЕЧА

 7 группа . Придумать предложение со словом ЧАШКА.

8 группа. Составить схему слова ЧЕСНОК

VIII. Рефлексия.

Играем вместе.  (Электронное приложение)

На какой стул спустятся слоги ЧА  ЧУ  ОЧ  ЧИ  ЧЕ  ИЧ   УЧ   на мягкий или твердый?

ВЫВОД : Все спустятся на мягкий стул, потому что звук «ч»  всегда мягкий.

Оцените себя с помощью смайлика, как поняли тему урока?

Если вам было всё понятно и не ошибались, то поднимаете зеленый смайлик.

Если вам было не всё понятно, и вы ошибались, то желтый смайлик.

Если вам ничего не понятно было, то красный смайлик.

IX. Итог урока.

- Что расскажете родителям об  уроке?

Как вы думаете, мы поднялись по лесенке к успеху?

 Крош рад за вас и говорит вам СПАСИБО за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....