Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб весёлых Грамотеев"
рабочая программа (русский язык, 1 класс) по теме

Программа кружка «Клуб весёлых Грамотеев» включает  элементы  занимательности, она составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_gramoteev.docx49.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

 п.г.т. Волжский

муниципального района Красноярский Самарской области

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Кружок «Клуб весёлых Грамотеев»

(общеинтеллектуальное направление)

Автор программы: Кузнецова И. С.

      учитель начальных классов

педагогический стаж работы: 20 лет

категория: первая

 2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка

    В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Программа кружка «Клуб весёлых Грамотеев» включает  элементы  занимательности, она составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа  данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Программа внеурочной деятельности «Клуб весёлых Грамотеев» реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией В. П. Канакиной и УМК «Школа России».

Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи программы:

-обогащение словаря;

-развитие устной и письменной речи;

-совершенствование работы над содержательной стороной слова;

-активизация познавательных интересов;

-раскрытие творческих способностей;

-развитие образного и логического мышления;

-воспитание доброжелательности, толерантности.

  Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как сочинения, конкурсы, КВН, поиск информации в источниках по русскому языку, работа в парах и группах, викторины, различные игры и др.

   Место проведения занятий: учебный кабинет, школьная и поселковая библиотека.

Рекомендуется проводить внеурочное занятие с 2-4 динамическими паузами, когда обучающиеся не сидят за партами, а перемещаются по классу, играют, инсценируют и т. д.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Ценностными ориентирами содержания данного курса

являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование   интеллектуальных   умений,   связанных   с   выбором   стратегии                 решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;
  • привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе общения на  занятиях.

     

 Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе),  1 раз в неделю по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

Планируемые результаты, включающие формирование УУД

Занятия  формируют следующие универсальные учебные действия:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

     - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

Механизм оценки результатов

Способами определения результативности программы являются:

Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.
К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания.

В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.

 Ожидаемые результаты учащихся 

- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

-    Участие в школьных, районных и городских конкурсах и олимпиадах.

Учебно-тематическое планирование

1-й класс

(64часа)

Тема занятия

Количество часов

1-2

В мире безмолвия и неведомых звуков. Экскурсия в лес.

2

3-4

В страну слов. Первые встречи. Игра «Угадай слово».

2

5-6

К тайнам волшебных слов. Экскурсия в библиотеку.

2

7-8

Выбор друзей в Стране Слов. Отгадывание кроссвордов, ребусов.

2

9-10

К несметным сокровищам Страны Слов. Экскурсия в библиотеку.

2

11-12

Чудесные превращения слов. Игра « Буква затерялась».

2

13-14

В гости к Алфавиту. Игра на свежем воздухе «Живые буквы»

2

15-16

 К тайнам звуков и букв.

2

17-18

Встреча с Радугой. Подвижные игры на свежем воздухе.

2

19-20

В Страну Говорящих Скал. Игра «Каких слов больше».

2

21-22

В  глубь веков на Машине времени. Экскурсия в библиотеку.

2

23-24

В Королевстве ошибок. «Игра в слова».

2

25-26

В Страну Слогов. Игра «По слогам», «Думай быстро».

2

27-28

Неожиданная остановка в пути. Подвижные игры на свежем воздухе.

     2                        

29-30

В удивительном городе Неслове. Что рассказывают буквы? Игра «Кто больше?»

                       2

31-32

Чудеса в Стране Слов. Игра «Спрятанное слово».

                     2

33-34

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Знакомство со словарями в библиотеке.

2

35-36

Словознайкин. Кто больше придумает слов. Игры.

2

37-38

На карнавале слов. Игра «Изменялки». Загадки.

2

39-40

Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году. Экскурсия в лес.

2

41-42

Конкурс знающих. Викторины, отгадывание ребусов (работа в группах)

2

43-44

Новое представление. Загадки, хитрые вопросы. Экскурсия в библиотеку.

2

45-46

Необычный урок. Загадки, игра «Превращения».

2

47-48

Следопыты развлекают гостей. Звуки зимнего леса

( экскурсия в зимний лес).

2

49-50

В Клубе весёлых человечков. Игра «Как звать?»

2

51-52

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

53-54

Экскурсия в прошлое. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец». Экскурсия в библиотеку.

2

55-56

Полёт в будущее. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался».

2

57-58

Игра «По первой и последней букве». Загадки.

2

59-60

Слова — предметы. Игра «Слова на одну букву». Игры на свежем воздухе.

2

61-62

Игра «Лестница». Загадки.

2

63-64

Привет, страна Олимпия! Итоговое занятие. Урок - праздник. Обобщение.

2

Итого 64 часа

        

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.                                                                                                            Антонимы, многозначные слова.                                                                                         Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.                                                                                                          Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                      Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

2-й класс

 (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1-2

Вводное занятие. Игра «Слово или не слово»

2

3-4

Игры «Составь слово», «Угадайка»

2

5-8

Разные значения слов

4

9-13

Игры «Про хвосты и головы», «Два значения»

5

14

Викторина «Угадай значение слова»

1

15-18

Омонимы. Игра «Кто вы?»

5

19-22

Игры «Узелки на память», «Про Фому и про Ерёму»

4

23

Викторина «Слова-близнецы»

1

24-26

Синонимы. Игра «Незнайка»

3

27-28

Слова-друзья в пословицах

2

29-30

Четырьмя буквами

2

31-32

Так ли в сказке?

2

33

КВН «Слова-друзья»

1

34

Привет, страна Олимпия! Итоговое занятие

1

                                                                                     Итого 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.                                                                            Состав слова.                                                                                                                         Признаки родственных слов.                                                                                                  Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.                                                                                    Пересказать текст.

3 класс  

(34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Хорошо ли ты знаешь грамматику?

Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

1

2-3

Сокровища родного языка.

Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

2

4 - 5

Незаменимый мягкий знак.

2

6 -7

Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.

2

8- 9

Хорошо ли ты знаешь алфавит?

Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).

2

10

Волшебник “Ударение”.

1

11- 12

В стране одиноких согласных.

2

13

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

1

14- 15

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

2

16

Антонимы.  Игры «Угадай слово», «Ленивый и прилежный».

1

17

Игры «Закончи пословицу», «И грустно и радостно».

1

18

Игра «Умники и умницы»

1

19- 20

Забытые слова.

2

21-22

О чём расскажут нам фамилии?

2

23-24

Конкурс «Непонятные слова».

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

Трудные слова.

2

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное слообразование.

1

34

Привет, страна Олимпия! Итоговое занятие.

1

Итого 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

4 класс  

(34 часа)

Тема занятия

Кол. часов

1

   Страницы  истории  родного  языка.  

   Почему  их  так  называют. (Происхождение  слов.)  

1

2

Кто  в  алфавите  живёт? Самая  «трудолюбивая»  буква  и  самая  «ленивая»  буква  русского  алфавита.  

1

3

Согласные  звуки  и  буквы  и  их  «секреты». Самая  удивительная  буква  русской  азбуки.

1

4

Фонетический  портрет  слова.

   Заседание  «Клуба  знатоков  фонетики».  

1

5

Сколько  слов  в  русском  языке? Кто  придумывает  слова?

   Как  устроены  слова?

1

6

Нескучный  урок. Детское  словотворчество.

1

7

Слова- родственники. Секреты  дедушки  Корня.

   Самые  трудные  корни.

1

8

Корень  и  главное  «правило»  или  «Не  лезьте  за  словом  в  карман».

1

9

Приставки - труженицы.

   Самые  трудные  приставки.

1

10

Суффиксы – работяги.

   Сложение  бывает  не  только  в  арифметике.

1

11

Строительные  блоки  для  предложений.

1

12

Сколько  главных  членов  в  предложении?

1

13

Однородные  члены  предложения  и  их  добросердечные  отношения.

1

14

Серьёзный  разговор  о  сложных  предложениях.

1

15

Где  обитают  знаки  препинания

1

16

Диалоги… Диалоги… Диалоги…

(Диалог  солнца  и  дождя,   ручки  и  тетрадки, сосны  и  пальмы  и  т. п.)

1

17

Иноязычные слова в русском языке.

1

18

Игры «Где пришелец?», «Откуда он?» и др

1

19

Праздник «Пришли и прижились»

1

20

Фразеологические обороты. Игра «Попались на удочку»

1

21

Игры «Ноги в руки!», «Одним словом» и др.

1

22

Праздник крылатых выражений.

1

23

Из истории письменности

1

24

Откуда книга пришла? Викторина «Поговорим о книге»

1

25

Игра «Пиши и произноси правильно»

1

26

Викторина «Грамотейка». Игра «Умнички»

1

27

Весёлая  переменка. Игры  со  словами.

1

28

   Нескучный  урок. Описание  животного (сказочного  или  реального

1

29

Пословица  недаром  молвится.

1

30

   Из  истории  некоторых  русских  фамилий.

1

31

   Нескучный  урок. Составление  мини-сочинений  с  использованием  фразеологизмов, пословиц.

1

32

«Подумайте, как  много  значений  у  слова».

1

33

   Нескучный  урок. Словесные  игры, речевые  задания.

1

34

Привет, страна Олимпия!

1

Итого 34 часа  

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

Краткое описание содержания программы

1 класс  (64 часов)

  1. Самые дорогие и добрые слова (20 часов)

Значение русского языка в жизни людей.  Красота и богатство русского языка.

Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные.

Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…

Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя, родной край, родной город .

Праздник «День Вежливости».

  1. Чудесные превращения слов (20 часов)

Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?», «Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др.

Звучащее слово: Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев «Озорные буквы», Н.Матвеева «Путаница».

Праздник «Путаница».

  1. Звуки в слове (20 часов)

Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание», «Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др.

Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей», Э.Мошковская «Нам к девяти», В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь», М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др.

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

  1. Тематические группы слов (4 часа)

Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние животные, деревья, грибы, профессии, строения, цветы, игрушки, книги, времена года, название дней недели, части суток, осадки и др.

Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша чистил клетки?», «Двенадцать поваров», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?» и др.

Звучащее слово: П.Башмаков «В понедельник», Л.Дружинина «Собирайтесь»,О.Тарнопольская «Стоят в поле сестрички»,Б.Тимофеев «Я шариком пушистым», В.Фетисов «Эх, звоночки», И.Токмакова «Букваринск», Е.Руженцев «Сказка про краски»Л.Куклин «Какого цвета луг?», «Отчего луг красный?», Е.Трутнева «Загадки»,В.Коркин «Что растёт на нашей грядке?» и др.

КВН «Кто в какой группе?»

                                  2 класс (34 часа)

  1. Слово или не слово? (4 часа)

Междометия, предлоги, союзы, местоимения, частицы.  

Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово» и др.

Звучащее слово: И.Токмакова «Плим», Н.Кончаловский «Про овощи», О.Григорьев «Мама мол мыла», Л.Виноградов «Три матрёшки», О.Дриз «Привет», Л.Кондрашенко «Тарарам», Н.Слепакова «Кабутта», Ю.Ермолаев «Незнакомое слово», И.Туричин «Шефы» и др.

  1. Многозначные слова (10 часов)

Однозначные и многозначные слова.

Несколько значений одного слова. Основное и вторичное значения слова.

Игры «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты», «Морж», «Крепкий», «Машины», «Пятачок», «Шишка», «Горлышко», «Два значения», «Кто больше?», «Что делают часы?», «Барометр упал», «Не достал!», «Гребешок» и др.

Звучащее слово: И.Токмакова «В чудной стране», А.Шибаев «Не жалейте пятачка», «Баранка», «Лук», Е.Петрищева «Бросил», Б.Рябинин «Острые вещи», С.Маршак «Загадка», Ф.Бобылёв «Отчего ты плачешь, друг?», А.Власов «Самовар», Г.Бойко «Два значения», В.Орлов «Что делают часы?», К.Кублинскас «Лиса и петух», Э.Киселёва «Молоко убежало», А.Стройло «Морж», Ю.Коринец «Лапки», «Твой след», Е.Авдиенко «Осень», В.Коркин «Золотые руки», И.Снегова «Бьют часы» и др.

Викторина «Угадай значение слова»

  1. Слова-близнецы (10 часов)

Омонимы (Ключ Часть речи ода и та же).  Омоформы  (Мой – гл. и мест). Омофоны (Гриб и грипп). Различие омонимов, омоформов и многозначных слов.

Игры «Ключ», «Мир», «Худой»,  «Кнопка», «Коса», «Завод», «Засыпать», «Три» и др.

Звучащее слово: А.Шибаев «Храбрая мушка», «Быки», «Лисички», Б.Гольдберг «Коса», В.Лифшиц «Ключ», Я.Козловский «Вы откуда, молодцы?», Н.Сладков «Овсянка», А.Кузичёв «Звёзды», Г.Шмань «Лисичка» и др.

Викторина «Слова – близнецы».

  1. Слова – друзья  (10 часов)

Синонимы.

Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и метели», «Боец и воин», «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами», «Второе название животного», «Назови по-другому», «Одно из двух», «А как по-другому?», «Знаете ли вы?», «Так ли в сказке?», и др.

Звучащее слово: Д.Лукич «Ключ», А.Барто «Родник», В.Берестов «Бураны», И.Токмакова «Зябнет осинка», М.Дудин «Деревья», Е.Аксельрод «Солнце», А.Усанова «Улетела злая вьюга», В.Орлов «Ночь», «За морем теплее, а дома светлее» (сказка), А.Митяев «Долг» и др.

КВН «Слова – друзья».

                                 3 класс (34 часа)

  1. Слова – противники (10 часов)

Антонимы.

Игры «Труд и лень», «Весёлый и грустный», «Ленивый и прилежный», «Узелки на память», «Напоминайкин просит слова», «И грустно и радостно», «Четверо друзей», «Берёза, тополь, липа», «Наоборот»,  «Кто прав?» и др.

Звучащее слово: Б.Тимофеев «Далеко мой стук слышится вокруг», «В.Орлов «Спор», П.Ребро «Кто прав?», «Г.Сапгир «Яблоко», Д.Родари «Тараторка», К.Ушинский «Ленивый и прилежный», Н.Найдёнова «Загадка», Н.Сладков «Чёрным по белому», С.Баруздин «Какое над нами небо?», Г.Поженян «Звёзды» и др.

Игра «Умники и умницы».

  1. Почему их так называют? (10 часов)

Происхождение слов (Этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Заимствованные слова.

Игры: «В зоопарке», «Почему так птицу назвали?», «Что кроется в названии животного?», «Почему так рыбу зовут?», «Лёгкие вопросы», «Знаете ли вы?», «Почему так названы растения?», «Что за гриб?», «Какие это цветы?»,  «Какое насекомое?» и др.

Звучащее слово: Е.Ильин «Ежевика», «Поползень», Е.Трутнева «Подсолнух», Н.Сладков «Имена птиц», В.Берестов «Мать-и-мачеха», Г.Ганейзер «Что звери на лугу забыли?» и др.

Праздник слов.

  1. Устаревшие слова (10 часов)

Архаизмы.

Игры: «Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?», «Почему так говорят?», «Кем он будет?», «Напоминайкин глаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова» и др.

Конкурс «Непонятные слова»

  1. Новые слова  (4 часа)

Неологизмы.

Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?»,  «Знаете ли вы?», «Узелок на память» и др.

Звучащее слово: Г.Сапгир «Ту» летит», «Завтра»,  «Мы забрались в этот шар», Г.Граубин «Шишкопад», Н.Егоров «От села до переката», И.Демьянов «За обедом», В.Голяховский «Листопад», Я.Аким «Космонавт», С.Сахарнов «Рам и Рум», М.Родина «Я был на Луне», «Товарищ» (по Жарикову), Б.Раевский «Пионеры» и др.

Праздник слов.

4 класс (34 часа)

  1. Слова – пришельцы (10 часов)

Заимствованные слова.

Игры: «Слова из Франции», «Слова из Турции», «Слова из Германии», «Слова-иностранцы», «Шесть и шесть», «Как вы понимаете?», «Почему так называют?» и др.

Звучащее слово: И.Орловска «Братья-месяцы», А.Угрюмов «О наших именах» и др.

Праздник «Пришли и прижились».

  1. Крылатые слова и выражения (10 часов)

Фразеологические обороты.

Игры: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Прикуси язык», «Шиворот навыворот», «На всю ивановскую», «Три загадки», «Ноги в руки», «Где раки зимуют?», «Одним словом», «Напоминайкин выступает», «Дать и взять», «Кто больше?», «Знаете ли вы?» и др.

Звучащее слово: С.Баруздин «Жил-был гусак», М.Рыльский «Мухи белые летели», В.Викторов «За домом», Б.Заходер «Ноги в руки», «Н.Сладков «Три загадки», А.Ситковский «Всё лучшее», Ю.Коринец «Круглый год»,

Праздник крылатых выражений.

  1. Грамотейка (10 часов)

Орфографическая зоркость.

Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», «Слова с парными согласными в корне слова», «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму», «Почему большая буква?» и др.

Конкурсно-игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство».

  1. О словах (4 часа)

Что мы знаем о словах?  Антонимы, синонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы…

Викторина «Что кроется в слове?».

Праздник слов.

Итоговое занятие.

Методическое обеспечение программы

Технические средства обучения (ТСО)

  1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  2. Экспозиционный экран.
  3. Персональный компьютер с колонками.
  4. Мультимедийный проектор.

Список литературы

  1. « Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» А.М. Кондаков.
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://pedsovet.org/
  4.  http://www.numi.ru/
  5. http://www.prosv.ru/
  6. 1. Т.Н. Соколова. Юным умникам и умницам: Школа развития речи / Методическое пособие, 2 класс. Курс «Речь». М.: РОСТ, 2011.
  7. 2. Криволапова Н.А. учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин-т повыш. квалиф. и переподготовки работников образования, 2005.
  8. 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)
  9. 4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1 / М.Ю. Демидова и др. ; под ред. Г.С. Ковалевой , О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения)
  10. 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010 - (Стандарты второго поколения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый английский" (3 класс)

"Весёлый английский" (внеурочная деятельность) 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый карандаш". ФГОС.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены с учётом требований ФГОС. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая палитра" для начальной школы

Курс занятий полноценно готовит к жизни детей младшего школьного возраста: развивает их нравственные качества, интеллектуальные способности, эстетическое восприятие,  повышает уровень развития, в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 1-4 класса

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ(интелектуальные нарушения) 1-4 класс (по группам 1-2 кл и 3-4 класс)...