урок по русскому языку . Глагол
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Малязина Ольга Михайловна

Дать первоначальное представление об употреблении глаголов в речи.

  1. Развивать логическое мышление и внимательное отношение к слову, орфографическую зоркость, грамотную речь, творческие способности.
  2. Воспитывать интерес к русскому языку, к слову; чувства товарищества, доброжелательность, отзывчивость; внимательное отношение к природе и ее обитателям.
  3. Знакомство с новыми значениями слов, работа с тестами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_rus_yaz.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе.

Тема: «Глагол. Закрепление пройденного материала».

Цель:

  1. Дать первоначальное представление об употреблении глаголов в речи.
  2. Закрепить знания учащихся по теме « Глагол» и умения применять их в практической деятельности.
  3. Развивать логическое мышление и внимательное отношение к слову, орфографическую зоркость, грамотную речь, творческие способности.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку, к слову; чувства товарищества, доброжелательность, отзывчивость; внимательное отношение к природе и ее обитателям.

Оборудование: тесты( по уровню развития), перфокарты, картинки с животными и птицами.

                                 План урока.

  1. Организационный момент.

             А)                    Долгожданный дан звонок-

                                    Начинается урок.

                                    Очень тихо вы садитесь,

                                   И работать не ленитесь.

        Б) Вводная ситуация.

-Дорогие, ребята, сегодня урок у нас будет необычный, сказочный. Когда я  утром шла в школу, то встретила симпатичного домовенка Кузю. У него случилась неприятность, вредная Баба-Яга отняла драгоценный сундучок, который ему подарил домовой Нафаня , и далеко спрятала.

    -Поможем нашему другу домовенку Кузе найти очень дорогой сундучок, там большой клад, который нужен для всех, не только для него? В пути нам встретятся лесные звери с  заданиями, если их выполним , то они клубочком укажут путь к заветному сундучку. Преодолеть трудности нам помогут наши знания, и дружба.  Итак, в дорогу!

2. Основная часть.

- Смотрите, ребята, впереди зимний лес . Как красиво в зимнем лесу! Зима навела строгий порядок в нем. Все прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы.  Дороги не видно, на чем же мы отправимся в путь, отгадайте.

Есть два деревянных у меня коня,

                                                Как только встанешь на них,

              Как птица , быстро ты полетишь.  ( лыжи)

     

- Кто это прячется , в лесу густом?

     Небольшой зверек, с большим пушистым хвостом. На зиму одевает серую шубку. Раньше их называли скиурида- скиа- тень, аура- хвост. Селится там, где много сосновых и еловых шишек. Гнездо строит в развилках веток, дуплах деревьев, иногда в старых вороньих гнездах. Хорошо прыгает, задние лапки длиннее и сильнее передних- они помогают делать большие прыжки, хвост- это руль.

  1) Тема урока и цели.      ( Белка)

        1)Картинный диктант.  Запись словарных слов.

Город, лопата, сапоги, одежда, пенал.

- Подчеркните указанные буквы. Какое слово получилось? ГЛАГОЛ.

- Сформулируйте тему урока.

На уроке мы с вами повторим и обобщим знания о части речи- ГЛАГОЛ. Повторим о значении , числе и временных формах глагола.

        2) Чистописание.

                              Эта буква широка и похожа на жука

                              И при этом, точно жук издает жужжащий звук.

- На чистописании будем писать заглавную и строчную букву Жж ,сочетание жи, слова с буквой - ж.

Жж  жж  жи

Снежинка лыжи живет

- Прочитайте слова, написанные на доске. Какое слово « лишнее»? ( живет- это глагол, снежинка- состоит из 3 слогов). Какие орфограммы встретились?

- Задание мы выполнили, и белочка указала нам путь клубочком

       3) Словарная работа.              (МЕДВЕДЬ.)

- Отгадайте, ребята, о ком идет речь.

          Этого животного сейчас не увидишь, он в зимней спячке, долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живет за счет накопленного летом и осенью жира. Раньше его называли греческим словом « орктос». Так как люди боялись , то и придумывали разные клички. Они знали , что мы любим мед, что ведаем где он, то и назвали … Медведь.  Зверь хищный , могучий и ловкий, хитрый и осторожный.

       Знакомство со словом МЕДВЕДЬ.

Докончите предложение:

Медведь ( что делает?) … , … , …  .

- Ребята, будить медведя не будем, это очень опасно. Клубочек висит над берлогой и путь дальше нам указывает.

 2)   Обобщение знаний по теме «Глагол».

   

 -Ребята, что это за шум, гам? Птички собрались и что-то бойко обсуждают.

      Многие птицы улетают от нас на зиму далеко, где тепло. Как называют таких птиц?

( перелетные). Иволги улетают в Китай, жаворонки в африканские степи, а в далекий Египет , на большую реку Нил улетают утки и цапли, скворцы- во Францию, Италию. Но многие птицы остаются с нами зимовать, туго им приходится. Как вы можете им помочь? ( сделать кормушку, вешать на ветки деревьев кусочки сала)

- Вот и мы сделали кормушку и повесили ее на дерево. Кто же первый прилетел, отгадайте.

            - Ребята, о ком идет речь?  Ребус  (40-А)

     У этой птицы есть прозвище- белобока.  И, правда, по бокам у нее перышки совсем белые. А вот голова, крылья, хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост- длинный, прямой , будто стрела. Нарядная птица сорока! Есть поговорка- «Трещать, как сорока», т.е много говорить.

                   - Что такое ГЛАГОЛ? На какие вопросы отвечают глаголы? Что обозначают глаголы? Как  изменяются глаголы?

Историческая справка.      (СОРОКА).

      В старину слово « глаголить» обозначало «говорить». Так о чем же глаголит глагол? Есть шуточное определение: Часть речи, которая упала с печи и ударилась об пол называется- глагол. Действительно, глагол, очень «подвижная» часть речи. Она всегда обозначает движение, действие. Без глагола не смогли бы заставить существа жить, двигаться.

    Мы беспрерывно совершаем какие-то действия. Дышим, моргаем, смеемся, радуемся, ходим, спим, прыгаем- все эти действия- глаголы.

Игра « Какое слово « лишнее»?   Почему? Обоснуйте свой ответ.

А) Кукла, стол, рисует, ученик.      Б) Бежит, гроза, играет, пишет.

Физкультминутка.

  1. Глагол- часть речи.  (СИНИЦА).

Смотрите, кто это подлетел к кормушке. Отгадайте,

     Это ловкая, подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в теплые края. Гнездо свое обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко-желтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой черной полосой, на голове – черная шапочка. Питается пауками, насекомыми, семенами. Назвали ее за песенку «сии-сиии» или « ции-ции».

            А)  УПР. 266 , стр. 138.

            Б)  Число глагола.

- На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч. и во мн.ч.?

                                        Работа по перфоркартам.

Слова для проверки знаний :

Тают, бежит, рисуют, поет, читает, одевают, пишет, летят, варят, сидит.

Проверка: глаголы в ед.ч.- хлопок, во мн.ч.- летим.

               

                  В) Время глаголов.                  ( Воробей)

   Эта птица блестит глазками и кричит на всю вселенную Удивительная эта птица: юркий плут, воришка, забияка, драчун. Проводит зиму питаясь тем, что найдет на дороге, а чуть весна, лезет в чужое гнездо, что поближе к дому,- в скворечье или ласточкино. А выгонят его, он как ни в чем не бывало… ершится, прыгает,: «Жив, жив!» 

3.  Закрепление пройденного.      ( ЗАЯЦ).

- Ребята, смотрите, кто это путает следы?

       Эти животные живут небольшими группами. Они целый день лежат, спрятавшись в каком-нибудь углублении или в норе, а ночью выходят на поиски пищи. Ходят неуклюже, это из-за того, что длинные задние ноги затрудняют передвижение. Врагов много. выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка. Его называют «косым» - глаза у него навыкат и расположены по бокам головы. Ими он может видеть, что делается не только впереди, но и сзади и сбоку. Уши длинные- ими услышит даже слабый мышиный шорох.

А)  Тест « Глагол»  ( Задания по уровню сложности.)

   

Б) Игра « Упрямый ребенок»        (ВОЛК)

- О ком идет речь?

         Это сильный умный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери- кабан, лось. Обычно они охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Выжить им помогает выносливость, они могут не есть по нескольку дней, при этом не теряют силу и форму 

- Вы , ребята, стали упрямыми и стали говорить и делать наоборот.

- Подберите и запишите противоположные по смыслу глаголы.

Девочки: идет- …  , хвалит- …  , сломал-  …   .

Мальчики:  пришел-   …  , открыл -  … , говорит -   …  .

В) Орфографическая «Ловушка».

                                                        Я скажу, дружок, на ушко

Здесь поставлена «ловушка».

                                                         Ты в нее не попадай,

                                                          А найди и разгадай.

- На доске написаны слова. спишите, исправляя, где это нужно ошибки.

Снек, жытель, адежда, дима, хлеп, чюдак, юбочка, ночьной.

4. Итог урока.  ОЦЕНКИ. Домашнее задание.( Сундучок Кузи).

- Вот мы и добрались до заветного сундучка домовенка Кузи. Трудно приходилось в пути, но мы вместе справились. Что же передал домовой Афанасий, какие богатства?

Чтобы его открыть, скажите , что вам понравилось на уроке? Что нового узнали?

                   

                А)  Итог.

- Придя домой, что вы скажите родителям, начиная свое предложение так :

« Я твердо знаю, что …».

Что такое глагол? Как изменяются Глаголы? На что они указывают?

( Открывается сундучок- там надпись- ЗНАНИЯ)

- Какие вы , ребята, знания приобрели на уроке?

           

         Б)  Оценки.

Смотрите, что написано на перевернутых клубочках – МОЛОДЦЫ.

-За урок получают все оценки. ( Устный опрос, тест, перфокарта)

           

       В)   Домашнее задание.  УПР. 261 .

МОУ « Бирюлинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Открытый урок по русскому языку на тему:

« Глагол. Закрепление пройденного материала.»

                                                                               

                                                                                    Учитель  начальных классов

                                                                               МОУ « Бирюлинская средняя  

                                                                               общеобразовательная школа»

                                                                               1 квалификационной категории

                                                                               Малязина Ольга Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Данный урок дает возможность систематизировать знания детей по теме: «Глагол». Конспект урока составлен в соответствии с программой УМК «Школа 2100» по учебнику Р.Н. Бунеева для 3-го класса....

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Урок русского языка во втором классе "Глагол" с использованием исследовательских технологий...

Конспект урока по русскому языку "Глагол".

Конспект урока для 4 класса на тему "Глагол" (по программе "Начальная школа XXI века")....

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол"....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Закрепление знаний о глаголе."

Урок даёт возможность повторить знания о части речи глагол.  Эпиграфом урока является высказывание Александра Матвеевича Пешковского   «Глаголы – это слова, оживля...