Методическая разработка урока. "Имя прилагательное. Повторение изученного". ( 4 класс)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

УМК:

  1. Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
  2. Учебник « Русский язык» 4 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2010 г.
  3. Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2010 г.
  4. Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2011 г. Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева

Тип урока: Комбинированный, с дифференцированными заданиями.

Цели:

1. Повторить  и обобщить знания, полученные в результате изучения темы "Имя прилагательное", учить сопоставлять  прилагательные с существительными выявляя сходства и различия данных частей речи.

  2.   Совершенствовать и развивать навыки правописания безударных окончаний имён прилагательных, развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь, мышление.

 3.     Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, усидчивость, аккуратность.

 

Оборудование и материалы: мультимедиа система, презентация, учебник «Русский язык»  4 класс, часть 2,  В. П. Канакина, картина «Весна» ( в образе девушки), «медали» для награждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka_prilagatetelnoe.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное                    учреждение

                          средняя общеобразовательная  школа  № 4

                                          Левокумского района

                                          Ставропольского края

                                                с. Правокумское

Конспект

открытого урока русского  языка,

проведённого в 4 классе Глазуновой Еленой Анатольевной

по теме:  «Имя прилагательное. Повторение изученного»

 15 марта  2012 год

УМК:

  1. Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
  2. Учебник « Русский язык» 4 класс 2 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2010 г.
  3. Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2010 г.
  4. Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2011 г. Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева

Тип урока: Комбинированный, с дифференцированными заданиями. 

Цели:

1. Повторить  и обобщить знания, полученные в результате изучения темы "Имя прилагательное", учить сопоставлять  прилагательные с существительными выявляя сходства и различия данных частей речи.

  2.   Совершенствовать и развивать навыки правописания безударных окончаний имён прилагательных, развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь, мышление.

 3.     Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, усидчивость, аккуратность.

Оборудование и материалы: мультимедиа система, презентация, учебник «Русский язык»  4 класс, часть 2,  В. П. Канакина, картина «Весна» ( в образе девушки), «медали» для награждения.

                         

                             

                             

                                                               Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы , постановка учебной задачи.

Ребята, на наш необычный урок русского языка спешит гостья.           Догадайтесь, кто она?

Шагает красавица,

    Легко земли касается.

      Идёт на поле и на реку,

         И по снежку, и по цветку.

  Давайте вместе позовём нашу гостью на урок.(-Весна! )

Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны ,в мир красоты природы, а помогут нам в этом наши друзья – имена прилагательные. Ребята ,как по вашему, что такое чудо? (Это что-то необычное, сверхестественное). Итак , девиз нашего урока : "Способность видеть в обыкновенном чудесное – неизменный признак мудрости". Ралф Эмерсон (американский философ )

Мы будем работать с обычными словами , предложениями, стихотворением, и если кто-то из вас увидит в этом чудесное, то в конце урока сможет назвать себя мудрым человеком . А тот ,  кто безошибочно выполнит все задания и активно поработает на уроке, получит почётное звание " Грамотей " и будет награждён памятным знаком . Буду рада вашим хорошим ответам ! Начинаем !

1 ученик   Очень замечательное  

Имя прилагательное !

Трудно будет без него

Если пропадёт оно!

Ну представь-ка себе это!

Как без признака предмета?

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучатся?

2  ученик  Не скажем мы "прекрасное",

Не скажем "безобразное",

Не скажем маме "милая",

"Красивая", "любимая".

Отцу, и брату, и сестре

Не можем говорить нигде

Эти замечательные

Прилагательные.

Чтобы всё отлично стало

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.

Ребята, так что же такое имя прилагательное? Для чего используются  они в нашей речи, приведите примеры.

3. Чистописание.

3.1.Пришла весна-красна, подула тёплым ласковым ветерком на поля, сады,сёла,города и вот что у неё вышло, посмотрите на доску, определите общие элементы у этих букв и слияний . запишите их в тетрадь.

ы   и    еое   оео   ый    ий     ая     яя     ое    ее     ые     ие

Прочтите хором те соединения, которые я покажу. Что они вам напоминают? При помощи замкнутой линии разделите эти соединения на группы.

ая   яя     ый     ий       ое    ее      ые   ие

Объясните свои действия (повторение об изменении прилагательных по родам ).

3.2. Даны две группы слов , определите по какому признаку они объединены в данные группы ( по частям речи ). Найдите в каждой строчке лишнее слово, почему вы так думаете. Составь словосочетания , запишите их , выделяя орфограммы и окончания.(Комментированное письмо )

солнце     листочки     цветы   весна

звонк-      ласков-        клейк-   прелестн-

Что такое антонимы? К именам прилагательным подберите антонимы.

звонкая – глухая   ласковое – грубое   прелестна – безобразная

3.3. Найдите прилагательные которые спрятались в загадке и помогите нашей гостье отгадать что это?

------------   -почки,

------------ - листочки,

С ----------  корой

Стоит под горой.    (берёза )

Учитель. Берёзку милую, родную издавна считают символом России. Россия и берёза – эти два понятия неразделимы. Берёза воспета в поэзии и прозе в музыке, живописи, фольклёре. А что вы знаете о берёзе?

Дети. зацветает берёза на исходе апреля,в начале мая, цветки у неё скромные серёжки. Всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарство. Из веток делают мётлы и веники. Из бересты народные мастера мастерят туески и лукошки. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи. А ещё очень полезный и вкусный  берёзовый сок. Всего насчитывается более 140 видов берёз, в нашей стране их более 70 видов.

Из слов составьте предложение о берёзе

на    берёзки   тонких   и молоденьких   веточках  почки    набухли

Комментированное письмо, выделение орфограмм, синтаксический разбор, устная характеристика, составление схемы предложения  - коллективная работа. Назовите словосочетание прилагательное + существительное, что вы можете рассказать о связи прилагательных с существительными.

Да прилагательные и существительные очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке.( 4 ученика инсценируют сказку )

4. Словарная работа .

Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, то решили они подружиться с существительными ( дети в парах поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки ).

Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным. ( сущ. снимают с головы одну диадему –наружную и  надевают её на голову прил. в парах, другая , такая же диадема , остаётся у них на голове, дети становятся лицом друг к классу )

Так и живут до сих пор  прилагательные, чтобы согласовываться с существительными берут у них на прокат формы числа , рода , падежа.

Дети хором – "Вместе – дружба, вместе – служба !"

Ребята, так в чём сходство прил. и сущ. по форме изменения , а в чём различие , приведите примеры. Как проверить правописание родовых окончаний прилагательных ?

4. Словарная работа .

К сущ. подберите прил. по моему заданию , определите род – коммент. письмо .

Учитель показывает картинки , дети подбирают подходящие по смыслу прилагательные.

Яблоко по вкусу       (какое?)  сладкое яблоко – образец

земляника по цвету

шоссе по длине

лимон по окраске

облако по весу

орех по размеру

Подберите к прилагательным антонимы устно .

5. Физ. минутка .

Спал цветок  и вдруг проснулся ,

Больше спать не захотел .

Улыбнулся , потянулся ,

Взвился вверх и полетел .

Солнце утром лишь проснётся ,

Бабочка кружит и вьётся.

Вот такие чудеса –

Это к нам пришла весна !

6. Основная часть урока .

6.1.  Работа над отрывком из стихотворения С. Есенина "Черёмуха".

Чтение отрывка детьми про себя, затем вслух выразительно.

Ребята, что вам известно об авторе?

Дети:    Есенин это великий русский поэт. Родился он 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Родители его были простыми крестьянами, детство прошло среди полей и степей. В детстве Серёжа был большим озорником и драчуном. В 19 лет попал в Петербург, его стихи очень понравились Блоку, а в 1915 году стали печатать его произведения. "Все в один голос говорили . что я талант. Я знал это лучше других"- так сам о себе говорил Есенин.

Найдите в стихотворении словосочетания прил.+ сущ. и определите чем они похожи (стоят в И.п., кроме одного) и чем различаются (род, число).

Найдите словосочетание женского рода и поставьте его в Р.п.

Образец на доске – черёмухи душистой- Р.п..

Самостоятельная работа в парах по заданию, самопроверка.

множ. число   -   в Д.п.,               в тетради    веткам золотистым

ж. р.                -     в Т. п.                                  росой медвяной

ж. р.                -     в П. п.,                                 о зелени пряной

м. р.                -     в Р. п.                                   серебряного маленького ручья

6.2. Весна волновала и поэтов, и композиторов, и художников. Давайте вспомним какие картины с изображением весны вам знакомы? (На доске репродукции картин А. Саврасов "Грачи прилетели", К. Юон "Конец зимы. Полдень.", И. Левитан "Март".

Работа по картине на доске: -Мы отправляемся в весенний лес. Внимательно рассмотрите картину на доске, что на ней изображено? Что вы видите на первом плане, поодаль? Какими красками и настроением наполнена картина? Какие чувства она у вас вызвала? Составьте по картине небольшой рассказ.

Молодцы, у вас получились замечательные рассказы! А наша гостья составила вот какой рассказ, прочтите его про себя (тексты на столах у каждого), подумайте, какие орфограммы нужно вставить вместо пропусков.

Пр_шла в_сна. Зажурчали, зашумели ручейки. На пригорках пок_залась тра_ка. Жучки, паучки, гусеницы проснулись после долгого сна.

Удачен ли этот текст, почему нет?(нет прилагательных) Отредактируйте текст, придумайте название, назовите вид текста.

Самостоятельная работа по группам:  

С- списать текст, вставляя имена прилагательные, выделить орфограммы, дописать 2-3 предложения, выполнить синтаксический разбор 2 предложения.

Б- списать текст, вставляя имена прилагательные, выделить орфограммы, выполнить синтаксически разбор 2 предложения.

А- списать текст, вставляя имена прилагательные, выделить орфограммы.

6.3. Морфологический разбор имени прилагательного – коллективная работа.

Молодая (травка) – имя прилагательное.

Травка (какая?) – молодая.

Н. ф. – (какой?)- молодой.

Морфологические признаки: ед. ч., ж.р., И п.

Травка (какая?) – молодая.

6.4. Ребята, о чём вы должны помнить находясь на природе и любуясь её красотой. (О бережном отношении к природе, об охране её богатств).

Беречь родную природу- это значит беречь Родину, послушайте стихотворение "Берегите Россию" в исполнении ваших друзей.

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе.

И родное оконце в позабытом селе..

Берегите Россию,

Без неё нам не жить!

Берегите её,

Чтобы вечно е быть!

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию!

Нет России другой!

7. Итог урока.

На протяжении всего урока мы наблюдали как поэты, художники  изображают пробуждение природы в своих творениях, а также повторяли тему, какую? Мне очень понравилось как вы отвечали на вопросы, читали стихи. А что понравилось и запомнилось вам? Я рада что вы показали себя умными, смышлеными ребятами. Спасибо за работу! Молодцы! Почётное звание "Грамотей" заслужили……………………………………………………………….

8. Домашнее задание: текст " Незабудки"

А -списать текст, вставляя орфограммы ,

Б – выполнить синтаксический разбор 3 предложения

С – дописать 2-3 предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Методическая разработка урока по математике в 1 классе УМК "Школа 2100" по теме "Решение задач изученных видов. Закрепление навыков счета в пределах 10"

В данной методической разработке представлен конспект урока по математике в 1 классе. Тип урока - повторение пройденного материала....

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Употребление имен прилагательных в речи"

Методическая разработка составлена по программе ФГОС "Школа России". Использовались различные виды работы: парами, групповая, индивидуальная.Цели:1.Формировать умение распознавать части речи.2. Развив...

Методическая разработка урока по учебнику "Үйнр" 2 класс "Герин мал" (повторение)

Кичәлин төр: Чи ю дасвч? (Контроль)Кичәлин күцл: Темәнә, үкрин,  мөрнә, хөөнә туск медрл өгх: бәәдл-зүснь, олз-туснь.Сурhульчнриг эврәннь келндән дурта болдгинь дасхх. Авъяс медулх....

Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"

Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...

Учебно-методическая разработка урока немецкого языка в 4 классе «Мы уже много знаем и умеем. Повторение»

Учебно-методическая разработка урока немецкого языка в 4 классе «Мы уже много знаем и умеем. Повторение». По учебнику И.Л.Бим...

Методическая разработка урока "Имя прилагательное. Повторение. Прилагательной вада". Тензебтембава."

Методическая разработка урока направлена на изучение имени прилагательного, развитию умений образовывать однокоренные имена прилагательные, способствовать развитию умения изменять имена прилагательные...