Урок русского языка в 4 классе на тему Упражнение в определении склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Лебедева Ольга Алексеевна
Тип урока – урок  актуализации знаний  и умений (повторение)
Цели урока:
 1)Развивать умение распознавать тип склонения  имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже;
2) Актуализировать ЗУН учащихся по изучаемой теме, скорректировать и систематизировать их;
3)Развивать зрительную память, орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать.
 4) Содействовать: воспитанию интереса к предмету, активности,            взаимопомощи.
На уроке используется учебный  тренажер, работа в группах с использование карточек-посредников. Урок разработан мною, но использованы интернет-ресурсы (тренажер).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе

Тема урока – «Упражнение в определении склонений имен существительных».

 Тип урока – урок  актуализации знаний  и умений (повторение)

Цели урока:  1)Развивать умение распознавать тип склонения  имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже;

2) Актуализировать ЗУН учащихся по изучаемой теме, скорректировать и систематизировать их;

3)развивать зрительную память, орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать.

                 4) содействовать: воспитанию интереса к предмету, активности,            взаимопомощи.

Оборудование урока:  Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 4 класс 1 часть; магнитная доска; проектор.

Конверты каждому ученику: карточки со словами, магнит, фломастер. Презентация, тренажеры, карточки для работы в группе; индивидуальные  карточки для рефлексии.

Продолжительность урока – 40 минут

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

  1. Организационный этап.

Высказывание М.В.Ломоносова (слайд 2)

Лесенка успеха (слайд 3)

2. Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

1.        Игра со словами «Классификация по…»

•        Прочитайте слова

•        По каким признакам я объединила эти слова в одну группу? ( тема, часть речи, число, падеж)

•        Какая возможна классификация? ( одуш. и неодуш., по родам…)

•        Выделите окончания, распределите слова в группы по родам. (выставляют на доску). Проверка по цвету магнита ( красный –м.р., синий – ж.р., зеленый – с.р.)

•        Я тоже разделила слова на группы.(слайд4,5) По какому признаку? ( по склонению)

2.        Повторяем правило. (слайд 6)

3.        Работа над предложением (слайд 7)

На слайде предложение: «Мальчик написал письма матери, отцу, дедушке».  (Существительные  «матери, отцу, дедушке» выделены цветным мелом).

 -Прочитайте предложение.

- Спишите.

- Определите падеж, число выделенных  существительных .

Вывод: Все  существительные  стоят в дательном падеже и в единственном числе.

- Выделим окончания  существительных , которые стоят в дательном падеже.

- Сравните окончания. Что мы можем о них сказать?

- Все окончания разные.

ПРОБЛЕМА!!!- Обратите внимание. (слайд 8) Существительные  стоят в одном и том же падеже (дательном), в одном и том же числе (единственном), а окончания у них разные. Почему?

3.Постановка цели и задач урока

Сегодня на  уроке  мы вместе с вами попробуем решить эту орфографическую задачу. А вот как?

Может быть,  есть какие-нибудь предположения?( высказывания детей)

!!! (Если не догадаются)- А как вы думаете, почему разные  существительные  склоняются по-разному. Посмотрите на эти  существительные . Какими грамматическими признаками они отличаются?

- Они разного рода. Мать - женского, отец и дедушка – мужского.

- Так, может быть,  склонение   существительных  зависит от их рода? Давайте проверим.

Так какой же будет цель нашего урока?

(слайд 9)

(научиться определять склонение имен существительных, чтобы правильно писать их окончания)

Тема урока: Упражнение в определении склонений имен существительных.(слайд 10)

 4.Актуализация знаний.

Чтобы проверить наше предположение- необходимо провести исследование. Для этого разделимся на группы.(слайд 11)

  1. Деление на группы
  2. Вспоминаем правила работы в группе
  3. Получаем карточки-посредники
  4. Выполняем задания
  5. Презентация работы групп( слайд 12)
  6. Вывод общий
  7. Гимнастика для глаз ( слайд 13)

5.Применение знаний и умений в новой ситуации с пользованием ЭОР

Молодцы! А хотелось бы вам проверить свои знания индивидуально?

  1. Правила работы за компьютером.(слайд 14)
  2. Тренажер (индивидуальный)
  3.  Обобщение по индивидуальному тренажеру.

6. Обобщение и систематизация знаний

        Возврат к ПРОБЛЕМЕ урока!!!(слайд 15,16)

Итак, существительные  стоят в одном и том же падеже , в одном и том же числе , а окончания у них разные.

Теперь вы знаете почему? ( ответы детей)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На выбор:

  1. Выписать из словаря по 7 существительных разного склонения;
  2. Составить «Карточку другу» для определения им склонения имен существительных.

8. Рефлексия

По слайду 17

9.Самооценка на лесенке Успеха

На магнитной доске выставляют смайлики на ступеньках лесенки Успеха.

Слайд 18 Молодцы! Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА

Упражнение в склонении имен существительных.

1 часть

  1. Распределите роли.
  2. Вспомните правило определения склонения имен существительных.
  3. Выпишите имена существительные 1 склонения ( с доски) на листок. Выделите окончания.

  1. На доске «соберите»  им. существительные 1 склонения в отдельную группу.

2 часть

  1. На рабочем столе компьютера найдите папку «Групповая работа».

  1. Откройте её.

  1. Выберите уровень сложности. Запишите цифрой  

  1. Найдите файл, где имена существительные относятся ко 2 склонению.

  1. Запишите № файла                      

  1. Обоснуйте свой ответ.          

Имя, фамилия

ТЕМА УРОКА

Упражнение в склонении имен существительных.

1 часть

  1. Распределите роли.
  2. Вспомните правило определения склонения имен существительных.
  3. Выпишите имена существительные 2 склонения ( с доски) на листок. Выделите окончания.

  1. На доске «соберите»  им. существительные 2 склонения в отдельную группу.

2 часть

  1. На рабочем столе компьютера найдите папку «Групповая работа».

  1. Откройте её.

  1. Выберите уровень сложности. Запишите цифрой  

  1. Найдите файл, где имена существительные относятся к 3 склонению.

  1. Запишите № файла                      

  1. Обоснуйте свой ответ.          

Имя, фамилия

ТЕМА УРОКА

Упражнение в склонении имен существительных.

1 часть

  1. Распределите роли.
  2. Вспомните правило определения склонения имен существительных.
  3. Выпишите имена существительные 3 склонения ( с доски) на листок. Выделите окончания.

  1. На доске «соберите»  им. существительные 3 склонения в отдельную группу.

2 часть

  1. На рабочем столе компьютера найдите папку «Групповая работа».

  1. Откройте её.

  1. Выберите уровень сложности. Запишите цифрой  

  1. Найдите файл, где имена существительные относятся к 1 склонению.

  1. Запишите № файла                      

  1. Обоснуйте свой ответ.          

Имя, фамилия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Склонение имён существительных Тест-тренажёр 4 класс

Слайд 2

ПОВТОРИ ПРАВИЛО 1 склонение 2 склонение 3 склонение мультфильм ошибка + ошибка проверка +

Слайд 3

1 склонение 2 склонение 3 склонение Имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а -я Имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о -е Имена существительные женского рода без окончания (с мягким знаком на конце) Три склонения имён существительных Сейчас проверим!

Слайд 4

1 склонение 2 склонение 3 склонение сирень стол окно постель пристань тетрадь берёза вагон ягода мышь голубь щавель + ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка ошибка + + ошибка + + + + + + + + ПОВТОРИ ПРАВИЛО ошибка ошибка + I вариант

Слайд 5

1 склонение 2 склонение 3 склонение Имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а -я Имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями -о -е Имена существительные женского рода без окончания (с мягким знаком на конце) Три склонения имён существительных Сейчас проверим!

Слайд 6

Использованные ресурсы http://wap.mobilmusic.ru/newanim.html?start=30&podtip=14 – анимированные картинки героев мультфильма «Маша и медведь» и др . Детские рамки для фото " Маша и медведь ". http://evalissa.ru/post168908283/ УЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Русский язык, 4 класс, учебник Рамзаевой, тема "Три склонения имени существительного"

Урок разработан по традиционной системе, к конспекту имеется приложение в виде двух таблиц для каждого учащегося (для самооценивания и для этапа изучения новой темы....

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100) алгоритм определения падежа имени существительного

данная презентация разработана к учебнику под редакцией Р.Н.Бунеева и др.,дети сами составляют алгоритм определения падежа имени существительного...