Конспект урока "Слова с непроизносимыми согласными"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Рыбакова Нина Васильевна

Урок русского языка в 3 классе (Учебник: А.В. Полякова «Русский язык. 3 класс», система Л. В. Занкова)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

(Учебник: А.В. Полякова «Русский язык. 3 класс»,  система Л. В. Занкова)

Автор: Рыбакова Нина Васильевна, учитель начальных классов

 МОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарска

Тема: Слова с непроизносимыми согласными

Цель: Открытие детьми общего способа решения орфографических задач  при работе над правописанием безударных гласных в  корне  слова, парных по звонкости-глухости согласных в середине и на конце слова и непроизносимых согласных.

Оборудование к уроку:

                          карточки для групповой работы

                            карточки для индивидуальной работы

                            записи на доске

I.Оргмомент.

II. Чистописание.

У: Начнём работу, как обычно, с минутки чистописания. Придумайте росчерки с буквами, которые вы видите на доске  (д т л) , 2 строчки. (Самостоятельная работа)

Сейчас я предлагаю вам выступить в роли учителя. Оцените работу соседа. (Взаимопроверка)

Критерии оценки:

  1. Наклон
  2. Соединения
  3. Высота строчных букв
  4. Соблюдение строки
  5. Творчество

Кто  справился на «отлично», «хорошо», кто не доволен своей работой? (Дети встают)

Что вы можете сказать о данных буквах?

II. Ситуация успеха.

Вы успешно справляетесь с ролью учителя. Предложите задание к тексту (на доске)

На  б. льшой п. ляне ст. яла ель. Ре. кий ветер к. чал  ги. кие веточки л. сной кр. савицы. Ро. кий зайчик спрятался в овра..

(Самостоятельная работа)

(Кто заканчивает работу первым, даются индивидуальные карточки со словами для разбора по составу)

У: Что нужно знать, чтобы успешно справиться с заданием к этому тексту?

Какой способ вы применили? (слабую позицию согласных и гласных проверяй сильной позицией)

Проверка: цепочкой дети 1 ряда читают по предложению, называя проверочные слова.

III. Самоконтроль.

У: Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный,   жёлтый или красный кружочки)

Критерии оценки:

Зелёный кружок- Задание для меня лёгкое. Я очень доволен!

Жёлтый кружок- Задание оказалось не  таким   уж лёгким. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Красный кружок- Задание оказалось слишком трудным. Мне нужна помощь!

Встаньте,  кто себе поставил зелёный кружочек, жёлтый, красный.

IY.  Минута  отдыха.

У:  Сейчас поиграем в  «снежки». Я кидаю вам снежок и говорю слово, а вы определяете орфограмму и бросаете обратно с проверочным словом.

Сугроб, лесной, зима, прорубь, загадка, пруд, сладкий, снежинка, холодный, снежки.

Y. Ситуация разрыва.

У: Ребята, помогите разобраться.  Алёша  тоже выполнял такую же работу, как вы, но ему вернули текст, сказав, что он допустил ошибки. Найдите ошибки и укажите, что Алёша хорошо знает, а что он не знает.

Ребятишки  долго  ждали  празника.  У  всех  было  грусное   настроение.  Наконец  привезли  ёлку.  Веточки  ели  украсили  флажками  и хлопушками.  Даже  яркое  сонце  заглянуло  в  окошко.  Радосный  смех  заполнил  комнату.

Алёша знает                                                               Алёша не знает

        ?                                                                ?

У: Чтобы ускорить эту работу,  поработайте в группах.

YI. Открытие детьми способа решения орфографической задачи.  Групповая работа.

У: Договоритесь в группах,  кто от вашей группы будет выступать. Внимательно слушайте ответы, не повторяйте то, что назвали ребята предыдущей группы.

У: Алёша не знает,   как писать слова  «праздник», «грустное»,  «солнце»,  «радостное».  А что трудного в этих словах? Какие согласные звуки не произносятся? А почему они не произносятся? (слабая позиция, рядом несколько согласных, стечение согласных) Вы нашли ошибки, посоветуйте Алёше, что он должен сделать, чтобы грамотно написать слова. Какой способ проверки вы предлагаете? А это новый способ  или уже знакомый? Где мы его уже использовали?  (при проверки безударных гласных, парных  по звонкости-глухости согласных) А можно ли его сформулировать в общем виде, чтобы применять к 3 орфограммам? (Безударные гласные,  парные по звонкости-глухости согласные, непроизносимые согласные)

Вывод: Слабую позицию гласных и согласных проверяй сильной позицией.

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? А какую цель мы поставим перед собою?

YI. Минутка отдыха.

У: О каком празднике говориться в тексте Алёши? А как бы вы объяснили лексическое значение слова «праздник». (Ответы детей) Слово «праздник» произошло от древнерусского слова «праздь»- день свободный от работы. В наше время это день торжества в честь кого или чего-нибудь. Обычай отмечать праздник Новый год и украшать ёлку сложился сравнительно недавно,  хотя имеет глубокие корни. Древние земледельцы верили, что вечнозелёные деревья могут оказать благотворное влияние  на урожай и приносили в дом еловые ветки. В нашей стране обычай отмечать праздник Новый год ввёл Пётр I.  Специальным указом он повелел 1 января 1970г украсить все дома еловыми и сосновыми ветками и поздравлять друг друга с Новым годом. В этом году мы празднуем Новый год 310 раз.

YII.   Проверка на практике открытого способа.

У: К какому вы выводу пришли, как проверять непроизносимые согласные в словах?

( непроизносимый согласный поставь в сильную позицию) Проверим этот способ.

Работа по учебнику А.В.Поляковой «Русский язык . 3класс.»,  стр.116. упр.228.

YIII.  Самоконтроль.

 У: Оцените свою работу (Дети на полях рисуют зелёный,   жёлтый или красный кружочки)

IX. Творческое домашнее задание.

Мини-сочинение.  Использовать  слова: грустный, радостный,  солнце,  праздник.

Литература:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1989.

2. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки.- Ростов н/Д: Учитель,  2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе"Проверка орфограмм непроизносимой согласной".(

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова.  Тема «Слова с непроизносимой согласной. Словоизменение и словообразование»  В программе на данную тему отведено 10 часов. Данный у...

презентация к конспекту Проверка орфограмм непроизносимой согласной

Ррезентация к конспекту урока русского языка в 3 классе по ситеме Л.В.занкова "Проверка орфограмм непроизносимой согласной "...

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....