УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ "КАК ОТЛИЧИТЬ ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ОТ ВИНИТЕЛЬНОГО?" С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

РАЗРАБОТКА УРОКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon koltunova_svetlana_dmitrievna.zip609.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку на тему: «Как отличить именительный падеж от винительного ?».

Программа: «Школа России».

Цель: научить распознавать именительный и винительный падежи.

Технология: проблемное обучение.

Задачи: 

  • Образовательные: повторить слова с непроверяемой гласной, разбор слов по составу, разбор по членам предложения, склонение слов по падежам.
  • Развивающие: развивать речь, логическое мышление.
  • Воспитывающие: воспитывать любовь к  природе .

Оборудование: презентация

ХОД УРОКА.

I.ОРГАНИЗАЦИЯ  КЛАССА.

У. Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II.ПОВТОРЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО.

На доске написаны слова : по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.

У.Прочитайте запись на доске. Скажите, что здесь написано?

Д. На доске написано имя существительное отметка, употреблённое в разных падежах.

У.Назовите эти существительные в порядке склонения.

Д. Отметка, у отметки, по отметке, отметку, отметкой, об отметке.

У. Что такое склонение существительных?

Д. Склонение существительных – это изменение по падежам.

У. Сколько падежей в русском языке ?

Д. В русском языке шесть падежей.

У. Назовите все падежи и вопросы к ним.

III.МИНУТКА  ЧИСТОПИСАНИЯ.

У. Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметка. Какая это буква ?

Д. Это буква  к.

У. Вторая  буква – окончание в существительном отметка, употреблённом в именительном падеже. Какая это буква ?

Д. Это буква  а.

У. Третья буква – окончание в существительном отметка , употреблённом в винительном падеже. Какая это буква ?

Д. Это буква  у.

У. Определите порядок следования букв в данном ряду :

кууууа   куууаа   кууааа   куаааа

Д. В каждой ячейке этого ряда написано по одной букве  к. Количество букв у  при каждом повторе уменьшается на одну, а количество букв  а  на одну увеличивается.

У. Напишите данный ряд букв в указанной последовательности.

VI.СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  И  ЦЕЛИ  УРОКА.

У. Вспомните, в каких падежах были употреблены существительные, в которых мы выделяли буквы для минутки чистописания, и скажите, о чём мы будем говорить на уроке ?

Д. Мы сегодня будем говорить об именительном и винительном падежах.

У. И постараемся ответить на главный вопрос нашего урока : как отличить именительный падеж от винительного?

V.СЛОВАРНО – ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ  РАБОТА.

У. Внимательно посмотрите на данную запись:

СЕЗОН                    ВИНТИК                   ЗОНТИК

КИВОК                   УКАЗАЛ                          ?

Назовите новое слово из словаря , с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово ? Как вы его определили ?

Д. Это слово ВОКЗАЛ .Чтобы его определить , мы узнали , каким способом образовано слово  ЗОНТИК. Для его составления были использованы последние слоги первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов нижней строки.

У. Найдите родовое понятие к слову ВОКЗАЛ.

Д. Вокзал – здание.

У. Кого обслуживают в этом здании ?

Д. На вокзале обслуживают пассажиров.

У. Назовите правильное родовое понятие к слову ВОКЗАЛ.

Д. Вокзал – это здание для обслуживания пассажиров.

У. На каких станциях бывают вокзалы ?

Д. Вокзалы бывают на железнодорожных, автобусных станциях, на речных  пристанях.

У. Что такое ВОКЗАЛ ? Дайте полное определение.

Д. Вокзал – это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных, автобусных станциях, на речных пристанях.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

У. Слово ВОКЗАЛ  впервые появилось в XVII веке в Англии. В то время англичанка Джеймс Вокс организовала недалеко от Лондона , столицы Англии, загородный сад для отдыха и развлечений. В честь владелицы сад назвали ВОКСХОЛЛ (холл – «зал» ). Со временем такие сады появились в Париже, Мюнхене, под  Петербургом. В  Петербурге этот увеселительный сад сначала называли ВОКСАЛОМ , позже – ВОКЗАЛОМ. После того, как была построена железная дорога Петербург – Павловск, заканчивающаяся у вокзального здания , там уже не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Постепенно первоначальное значение слова ВОКЗАЛ ушло в прошлое.

Найдите слово  ВОКЗАЛ  в орфографическом словаре . Напишите его. Поставьте ударение. Что можно сказать о его написании ?

Д. В слове  ВОКЗАЛ  непроверяемая безударная гласная  о.

У. Подчеркните её. Запомните написание слова  ВОКЗАЛ. Составьте коллективный рассказ , в каждое предложение которого вошли бы слово ВОКЗАЛ  и ранее изученные слова из словаря, которые от предложения к предложению не должны повторяться.

Д. В Москве много вокзалов.

С этих вокзалов поезда идут на север, восток, запад и юг нашей страны.

На современном вокзале можно купить газету, позвонить по телефону, посмотреть телевизор.

На вокзале работают магазины.

На вокзале много народа.

VI.ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

На доске написаны предложения:

Вокзал находиться на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

У. Прочитайте первое предложение. Выделите в нём грамматическую основу.

Д. Вокзал   находится на окраине города.

У. Определите падеж существительного, которое является в предложении подлежащим.

Д. Существительное вокзал  в первом предложении является подлежащим. Оно стоит в именительном падеже.

У. Существительное в именительном падеже употребляется с предлогом или без предлога ?

Д. Существительное в именительном падеже употребляется без предлога.

У. Прочитайте второе и третье предложения. Выделите в них грамматическую основу.

Д. На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

У. Определите, каким членом предложения является существительное вокзал в данных предложениях.

Д. Существительное вокзал во втором и в третьем предложениях является второстепенным членом.

У. Определите падеж существительного вокзал во втором и в третьем предложениях.

Д. Существительное вокзал во втором и в третьем предложениях стоит в винительном падеже.

У. Существительное вокзал в винительном падеже употребляется с предлогом или без предлога?

Д. Существительное вокзал в винительном падеже употребляется с предлогом и без предлога.

У. Сделайте вывод о том, как отличить существительное в именительном падеже от существительного в винительном падеже. Используйте для этого план:

1) Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

2) Употребляется ли с предлогом существительное в именительном падеже?

3) каким членом предложения является существительное в винительном падеже?

4) Как употребляется существительное в винительном падеже: с предлогом или без предлога?

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Упражнение 1.

Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на существительные, которые являются в предложениях подлежащими. Они должны следовать в алфавитном порядке. Укажите падеж имен существительных.

Зима принесла стужу.

Белая пороша легла на землю.

Телега переехала через овраг.

Учительница сообщила про сочинение.

Машина заехала за угол.

Дядя пошел в рощу.

Подчеркните орфограммы.

Упражнение 2.

Прочитайте. Напишите в строчку слово словосочетания, которых нет в левом столбике. Определите, что в них есть общее?

рады зиме                                     поставил машину

добрались до кручи                    слушать тишину

кисель из вишни                           поймал рыбку

мчится по дороге                           встречает зиму

обложка книги                               прилетели в Москву

жил у дяди                                      передала сообщение

поймал рыбку                                 сел на дерево

Подчеркните орфограммы.

Упражнение 3.

Прочитайте. Напиши   предложения  ориентируясь на таблицу. Вставьте нужные буквы.

Ольха, липа, с(а,о) сна, имеют, мя(г,х) кую, др(е,и) весину.

Л(е,и) сная гадюка выбирает для отдыха густую тр(а,о)ву.

Лягушки и жабы мечут игру в воду, на землю и даже на собственную поясницу.

С(а,о)рока ч(е,о)рным оп(е,и)реньем крыл(ь,ъ)ев и хв(а,о)ста похожа на в(а,о)рону.

Имена существительные

И.п.

В.п.

1

1

1

2

1

1

3

3

1

4

2

3

 Какие признаки вам помогали отличать существительные в именительном падеже от существительных в винительном падеже?

Упражнение 4.

Прочитайте и объясните смысл пословиц. Напишите их в следующем порядке:

  • пословицы, в которых нет существительного в винительном падеже;
  • пословицу, в которой нет существительного в именительном падеже;
  • пословицу, в которой есть существительные в именительном и винительном падежах.

Вина голову клонит.

Пословица не зря молвится.

Без заботы и репу не вырастишь.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Упражнение 5.

Прочитайте словосочетания. Определите их смысл. Подберите к каждому словосочетанию ( или предложению) другое словосочетание ( или предложение ), близкое по смыслу, но с иным глаголом или с иным глаголом и существительным одновременно. Напишите. Определите падеж существительных.

Залезать на дерево              -       …

Залезать в яму                       -       …

Залезать в карман                -       …

Ломать дом                            -       …

Ломать вещь                          -       …

Ломать руку                           -       …

Выжимать сок                       -       …

Выжимать информацию    -       …

Выжимать штангу                -       …

 Возник дом                           -       …

Возникла мысль                   -       …

Возникло мнение                 -      …

Образец:

Залезла на дерево (В.п.) – подниматься на дерево (В.п.);

Залезать в яму (В.п.) – опускаться в яму (В.п.)

Залезать в карман (В.п.) – обкрыдывать кого-либо (В.п.).

Справка :

Разрушать дом, портить вещи, горевать, выдавливать сок, получать сведения, поднимать вес, появился дом, родилась мысль, создалось мнение.

Упражнение 6.

Прочитайте текст. Составьте предложение – определения к подчеркнутым понятиям. Введите их в текст. Дополненный текст напишите. Укажите существительные в именительном и винительном падеже.

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне использовали для этого папирус. _ ____________. Затем папирус был заменен пергаментом.  ________. Китайцы нашли способ делать бумагу из волокнистой части коры тутового дерева.  _________. Они толкли кору в воде, чтобы отделить волокна. Потом выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука.  ___________. Волокна оставались на бамбуке. Вода с кусочками коры стекала. Мягкие волокна листами укладывали на ровную поверхность и подсушивали. Получался материал, пригодный для письма. Со временем были открыты другие способы и созданы разные машины для выпуска бумаги.

Подчеркните орфограммы в именах существительных одной чертой, а в остальных частях речи – двумя.

Справка:

Папирус – тропическое травянистое растение.

Пергамент – материал для письма из телячьей, овечьей, козьей кожи.

Тутовое дерево – южное дерево с сочными съедобными плодами, листья которого служат для шелкопряда.

Бамбук – высокое растение с крепким и твердым внутри пустым стеблем.

Примечание: определения указанных понятий учащиеся либо самостоятельно находят в толковом словаре, либо учитель пишет их на доске без указания видового понятия.

VIII.ИТОГ УРОКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...