Работа над сочинением.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Работа над сочинением.

         Сочинения являются составной частью уроков русского языка. В ходе работы над сочинением закрепляются орфографические навыки и умения, которые ученики получают на уроках русского языка. Работа над сочинением должна носить обучающий характер.

     Чтобы дети овладели умениями, необходимыми для написания сочинения, нужна целая система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому уже в первом классе я включаю в работу такие упражнения, как : составление предложений, объединённых одной темой, восстановление деформированного текста, ответы на вопросы, составление предложений по сюжетным картинкам, рассказы по прочитанному. Учащиеся учатся излагать свои мысли последовательно, в определённом порядке.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_sochineniem.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над сочинением.

         Сочинения являются составной частью уроков русского языка. В ходе работы над сочинением закрепляются орфографические навыки и умения, которые ученики получают на уроках русского языка. Работа над сочинением должна носить обучающий характер.

     Чтобы дети овладели умениями, необходимыми для написания сочинения, нужна целая система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому уже в первом классе я включаю в работу такие упражнения, как : составление предложений, объединённых одной темой, восстановление деформированного текста, ответы на вопросы, составление предложений по сюжетным картинкам, рассказы по прочитанному. Учащиеся учатся излагать свои мысли последовательно, в определённом порядке.

     При составлении предложений по картинкам, объединённых одной темой, использую сюжетные картинки. Это приближает учеников к связному рассказыванию. Причём при выборе картинок предпочтение отдаю тем , которые иллюстрируют знакомые детям рассказы и сказки. Видя картинки, учащиеся легко соотносят их содержание с сюжетом художественного произведения, с интересом обращаются к его тексту ещё раз. Естественно, руководит этой работой учитель, намечая вопросы к каждой картинке, записывая слова, над которыми нужно поработать, организует повторное выборочное чтение к картинке.

     Работа по сюжетным картинкам ограничивается только составлением предложений на сюжет, отражённый в картинках. Но уже на этом этапе следует учить детей связывать содержание последующих картинок с предыдущими, то есть готовить детей к связному рассказыванию.

     При работе над предложением нужно использовать словарное богатство художественных произведений, содержание которых передано в картинках. Необходимо учить говорить и писать связно, то есть излагать свои мысли в определённом порядке. Для этого на первых порах обучения связной речи полезна работа по восстановлению деформированного текста, составленного на основе сюжетных картинок. По сюжетным картинкам ученики должны восстановить логическую последовательность предложений, записанных на доске. Работаю по такому плану:

  1. Учащиеся рассматривают сюжетные картинки и усваивают их содержание.
  2. Учитель читает деформированный текст.
  3. Проведение беседы, в ходе которой выясняется, что на доске записаны отдельные предложения, а не рассказ: здесь нет порядка.
  4. Определение порядка следования предложений, нумерация их.
  5. Чтение текста в восстановленном виде.

     Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. Можно практиковать устные рассказы в связи с прочитанным. Они могут быть двух видов: а) рассказы по прочитанному и б) рассказы по аналогии с прочитанным. Рассказы по прочитанному, в отличие от пересказов, представляют собой связный ответ на вопрос по содержанию прочитанного произведения. Сама формулировка вопроса предполагает развёрнутый ответ, состоящий из трёх – четырёх предложений, связанных по смыслу. Вопросы желательно формулировать так, чтобы, отвечая на них,  дети не повторяли предложения из прочитанного текста, а пытались строить высказывания самостоятельно. Рассказы эти составляются  коллективно, и отработанный вариант повторяется затеи учащимися.

     При подготовке к первым сочинениям следует продумать не только содержание и приёмы, но и последовательность работы.

     Чтобы учащиеся научились излагать мысли связно, в строгой логической последовательности, все сочинения необходимо составлять по плану. Планы первых сочинений даются в форме вопросов, которые строятся так, чтобы в ответах можно было использовать лексику вопросов, добавляя к каждой фразе лишь одно – два слова. Составляя рассказы по плану, дети учатся понимать вопросы, точно отвечать на них, осознают значение плана.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для творческих работ для сочинений.

 Капокова Альмира НабиуллаевнаУчитель начальных классовКазахстан, г. СемейПервая категория  Пояснительная записка.В своей работе над изложениями и сочинениями я использую печатные тетради, которые дел...

Работа над сочинением в третьем классе. Примерный план и темы сочинений.

Размещен материал примерных тем сочинений , которые я провожу в третьем классе. Разработан примерный план каждого сочинения, а также помещены детские сочинения на эти темы....

Особенности работы над сочинениями в начальных классах

В статье проанализированы некоторые особенности работы над сочинениями в начальных классах, подробно описаны этапы урока, даны рекомендации по работе над сочинениями разных жанров....

"Этапы работы над сочинением-описанием" (методические рекомендации)

Методические рекомендации подробно описывают этапы работы над сочинением-описанием с учащимися 3 класса. Красочная презентация помогает сделать выводы по каждому этапу работы. В ней также размещены не...

Работа над сочинением в начальной школе

Работа над сочинением в начальной школе...

Методика работы над сочинением в начальных классах

Методика работы над сочинением в начальных классах, и примерный конспект урока...