Технологическая карта к уроку русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" (3 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Астафьева Ирина Николаевна

Технологическая карта к уроку русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" (3 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема урока:             ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ.

Педагогическая цель

Содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами, правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Овладеют умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний; проявляют позитивное отношение к правильной устной речи как показателю общей культуры.

Личностные результаты

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами.

Основное содержание темы, понятия и термины

Правописание частицы не с глаголами. Значение частицы не в высказывании. Вид предложений по цели высказывания и интонации. Побудительное предложение.

Образовательные ресурсы

Презентация «Правописание частицы НЕ с глаголами».

Сценарий урока.

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствует учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что нужно, - под рукой!

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Наблюдение

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо.

Не не Не не Не не

Выполняют письмо по образцу.

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Письмо.

III. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа.

Знакомит с темой, предлагает сформулировать учебные задачи урока.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Презентация «Правописание НЕ с глаголами»

Фронтальная. Словесный.

Знакомит со слайдами презентации, комментирует новую информацию, организует её обсуждение.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы.

Перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Беседа по вопросам.

2. Работа с правилом (с. 66)

Фронтальная. Словесный. Работа с правилом, беседа.

Организует работу с правилом, проводит беседу по его содержанию.

Читают и запоминают правило, отвечают на вопросы учителя по его содержанию.

Осмысленно читают учебный текст, извлекают из него  необходимую информацию.

Правило.

3. Развитие речи. Работа с пословицами.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение.

Комментирует задания, организует беседу.

Не спеши языком, торопись делом. Умелые руки не знают скуки. Ссора до добра не доведёт.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Перед какой частью речи стоит НЕ?

- Как пишется НЕ с глаголами?

- Спишите пословицы, выделите частицу НЕ.

Читают, выполняют задания.

Объясняют смысл пословиц.

Упражнение.

4. Вид предложений по цели высказывания. Глаголы с частицей НЕ. (упр. 96)

Парная. Словесный, практический. Упражнение.

Формулирует задания упражнения, организует их выполнение, проводит беседу.

Читают. Выполняют задания. Отвечают на вопросы.

Определяют вид предложений по цели высказывания. Находят глаголы с частицей не. Высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.

Упражнение, беседа по вопросам.

Физкультминутка.

Коллективная. Практический.

Проводит физкультминутку.

Не лениться! Не лениться!

На зарядку становиться!

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

- Какой глагол с отрицанием НЕ встретился в тексте физкультминутки?

- Запишите его. Выделите частицу не.

- Ребята, пусть эти слова станут не только девизом нашего урока, но и всей вашей жизни!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления.

Правильное выполнение движений.

5. Глаголы-исключения.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, работа со стихотворением-правилом.

- Прочитайте текст:

Негодует царь на дочку: «Ненавижу эти слёзы! Тебе что, нездоровится

- Какой частью речи являются подчёркнутые слова?

- Что интересного вы заметили в написании этих слов?

- Запомните! В глаголах ненавидеть, негодовать, нездоровится НЕ является приставкой и поэтому пишется слитно. Это слова-исключения, их надо запомнить.

- Спишите текст, выделите приставку не.

- Прочитайте правило-стихотворение:

НЕ с глаголом

Пиши раздельно,

Например, НЕ хотел, НЕ знал.

Только помни об исключеньях:

НЕнавидел, НЕгодовал.

- Как пишется НЕ с глаголами?

- Назовите глаголы-исключения.

- Какого глагола-исключения здесь не хватает?

Читают текст. Отвечают на вопросы. Выполняют задания упражнения. Читают и запоминают правило.

Выразительно и осмысленно читают текст. Находят глаголы в тексте. Распознают приставку не, правильно обозначают её на письме.

Упражнение, правило.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Упражнения в написании глаголов с не.(Упр.№ 94.)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение.

- Прочитайте отрывок из колыбельной песни.

- Не противоречит ли смысл прочитанного назначению песни?

Какое слово поможет устранить это противоречие?

- Выпишите глаголы с частицей не.

Читают отрывок из колыбельной песни. Устраняют противоречие при помощи частицы не. Отвечают на вопросы. Выполняют задания упражнения.

Правильно пишут глаголы с частицей не.

Упражнение.

2. Дидактическая игра.

Фронтальная. Словесный, практический.

- А теперь давайте немного поиграем. Я бросаю мяч и называю существительное, вам нужно подобрать к нему глагол с частицей не.

Например: ворона не лает, поезд не летает.

Активно принимают участие в игре.

Называют глаголы с частицей не.

Игра.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- Смогли ли вы достичь цели, задачи урока?

- Какие испытывали трудности?

- Что воспринималось легко?

- Дайте оценку уроку.

Отвечают на вопросы.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Беседа по вопросам.

Саморегуляция.

VII. Домашнее задание.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

- Составить и записать три предложения - правила поведения в театре, используя глаголы с частицей не.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка "Личные формы глагола" 4 класс с элементами интеграции (рус.яз, лит.чт. и информатика). УМК Начальная школа XXI ввек.

  Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Личные формы глагола» с приложением в виде презентации с элементами дидактической игры "Начальная и личная форма глаголов", был...

Технологическая карта открытого урока русского языка "Правописание удвоенных согласных", 2 класс, УМК "Планета Знаний"

Образовательная цель данного урока: Формирование языковой культуры. Развитие теретического мышления второклассников на основе осмысления правил правописания удвоенных согласных в корне слова.Урок разр...

технологическая карта к уроку русского языка : "Устаревшие слова" для 2 класса

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Устаревшие слова" для 2 класса по программе: "Начальная школа 21 века"Карта составлена согласно основным требованием ФГОС с и...

Технологическая карта открытого урока русского языка (обучение грамоте. Письмо) 1 класс 2018г.

Технологическая карта открытого урока русского языка (обучение грамоте. Письмо) 1 класс 2018г....

Технологическая карта урока русского языка "Частица «не» с глаголами" (УМК Перспектива), 3 класс

Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Сформировать представление у обучающихся о роли частицы в предложении.2. Научить употреблять частицу «не» с глаголами.Предметные:1. Знать...