Технологическая карта урока русского языка "Частица «не» с глаголами" (УМК Перспектива), 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Сформировать представление у обучающихся о роли частицы в предложении.

2. Научить употреблять частицу «не» с глаголами.

Предметные:

1. Знать понятие «глагол», «частица».

2. Уметь употреблять частицу «не» с глаголами.

Развивающие:

1. Развивать осознанное использование орфографических правил и навыков в письменной речи.

2.  Развивать орфографическую зоркость, речь, память.

Личностные:

1. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 28.04.2023

Школа: Академический лицей №95

Класс: 3-5

Урок: 2

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 33

Учитель: Маслобойникова Анастасия Вадимовна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 08:55-09:35  

Кабинет: 319

Тема урока: «Частица «не» с глаголами»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний об употреблении и правописании частицы «не» с глаголами.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Сформировать представление у обучающихся о роли частицы в предложении.

2. Научить употреблять частицу «не» с глаголами.

Предметные:

1. Знать понятие «глагол», «частица».

2. Уметь употреблять частицу «не» с глаголами.

Развивающие:

1. Развивать осознанное использование орфографических правил и навыков в письменной речи.

2.  Развивать орфографическую зоркость, речь, память.

Личностные:

1. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка.

УМК: «Перспектива»;  Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях - Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., часть 2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

М: репродуктивный

П: письмо

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы на ваших партах лежали учебник, пенал.

- Можете занять свои места.

Устанавливает эмоциональный контакт.

- Как вы думаете, что нужно, чтобы урок прошёл успешно?

- Сейчас от каждого ряда мне нужно по одному добровольцу для небольшого задания. Кто-то один, кто самый смелый, выходите.

- Итак, у меня есть необычная коробочка, внутри которой лежат записки.

- Сейчас я подойду к случайному человеку с первого/второго/третьего ряда.

- Прочитайте, что у первого/второго/третьего ряда.

- Именно таким сегодня должен быть ваш ряд. Можете садиться.

- Но как вы видите, у нас осталась ещё одна записка, сейчас я её прочитаю.

- Сегодня мы все с вами будем …. (то, что осталось)

- Постараемся придерживаться именно такого настроения во время урока.  

Организует работу по записи числа и классной работы.

- Открываем тетради, отступаем 2 строчки от прошлой работы и записываем число (двадцать восьмое апреля), классная работа.

- Скажите, какие орфограммы вы заметили?

- Всё верно, будьте внимательны при написании.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся на места.

- Хорошее настроение, готовность работать и тд.

Выходят по 1 представителю от ряда

Достают из коробочки записки

Читают, что в записке

(внимательные, активные, любознательные,  уверенные в себе)

Записывают число в тетради.

- Мы заметили орфограммы:

безударная гласная в корне слова, проверяем ударением;

непроизносимая согласная в корне слова; удвоенная согласная в корне слова и словарное слово.

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Р:  проявлять готовность, подчиняться

Проектор с презентацией

Рабочие тетради

Доска

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная
М:  репродуктивный

П: минутка чистописания

М: объяснение

П: показ учителя с комментированием

Самоконтроль

М: проблемное обучение

П: проблемная ситуация

Организует минутку чистописания.

- А начнём мы наш урок с минутки чистописания.

- Скажите, для чего нам нужно чистописание?

- Да, всё верно. С помощью чистописания мы с вами разминаемся и практикуемся в красивом написании букв.

- Сегодня пропишем сочетание букв Кр.

- Сейчас в тетрадях пропишите сочетание букв Кр до конца строки.

- Не забываем, что сидим мы правильно: спина ровная, рука лежит на парте, ноги на полу.

- Сейчас сравните ваше написание с тем, что на слайде/на доске. Возьмите карандаш и подчеркните самое красивое и правильное сочетание букв Кр.

- А теперь пропишите с заглавной буквы слово «красть» до конца строки.

- Точно так же сравните написание с тем, что на слайде, и подчеркните карандашом самое красивое и правильное.

Повторение материала с прошлого урока.

- Скажите, какой частью речи является слово «красть»?

- Как вы это поняли?

- Всё верно, с помощью вопросов. Что вы ещё знаете про глаголы?

- Хорошо.

- Вы прописывали слово «красть», скажите, а можно ли делать это в жизни?

- Конечно, нельзя так делать. Как бы вы написали это правило двумя словами?

- «Не красть» / «Нельзя красть» - пишется слитно или раздельно?

- А почему?

Если трудности:

- У нас с вами «не» и какая часть речи?

- Всё верно. А почему они пишутся раздельно?

- У нас с вами возникло затруднение.

Отвечают на вопросы.

- Чтобы писать аккуратно, красиво.

Прописывают в тетрадях

Сравнивают написание и подчеркивают самое правильное написание

Прописывают слово «красть»

- Глаголом

- Потому что к слову можно задать вопросы «что делать/сделать»

- Нельзя. / У глаголов есть 3 времени, ед.ч и мн.ч,

- Не красть/нельзя красть

- Варианты детей

- Не знаем

- Глагол

- Варианты детей

Р:  проявлять готовность подчиняться

П:  устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проектор с презентацией

Доска

Рабочие тетради

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи

(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

М: беседа

П: инструктаж

Самоконтроль

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Какая тогда будет тема урока?

- Какая у нас цель урока будет тогда?

Составляет план урока вместе с детьми.

- Для того чтобы наш урок прошел успешно и мы всё успели, давайте составим план нашего урока.

- На слайде представлен уже готовый план, но вот некоторые слова в нём пропущены. Вам нужно вставить нужные слова. У вас есть 10 секунд на раздумья.

1. Выполним минутку ________.

2. Вспомним особенности __________ как части речи.

3. Узнаем, как употреблять «не» с _____________

4. Поработаем в ________.

5. Выполним ________ работу.

6. Сделаем _________.

- Итак, кто может прочитать готовый план?

- Молодцы! Также у каждого на столе лежит свой ЛИСТ УСПЕХА. Он поможет вам оценивать себя на протяжении всего урока.

- Посмотрите на это лист. Что мы уже с вами сделали?

- Верно. Мы с вами уже выполнили первый пункт, поэтому оцените то, как вы справились с заданием. Вам нужно поставить столько галочек в кружках, на сколько вы оцениваете свою работу.  

Задание

Оцени работу

Я умею писать красиво и аккуратно

○ ○ ○ ○ ○

Я знаю особенности глагола как части речи

○ ○ ○ ○ ○

Я умею употреблять частицу «не» с глаголами

○ ○ ○ ○ ○

Я выполнил(а) самостоятельную работу

○ ○ ○ ○ ○

Я ответил(а) на все вопросы в заданиях

○ ○ ○ ○ ○

Я был(а) активным на уроке

○ ○ ○ ○ ○

- Так мы будем заполнять каждый пункт.

Формулируют тему и цель урока вместе с детьми.

- Не с глаголами

- Узнать, как писать частицу «не» с глаголами

Составляют план урока.

1. Выполним минутку чистописания.

2. Вспомним особенности глаголов как части речи.

3. Узнаем, как употреблять «не» с глаголом

3. Поработаем в парах.

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Сделаем выводы.

Оценивают свою деятельность.

П: с помощью учителя формулировать цель

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (Листы успеха)

Открытие нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: фронтальная
М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Ф: парная
М: правописание «не» с глаголами

П: упражнение

Самоконтроль

Знакомятся с написанием и правилами употребления частицы «не» с глаголами

- Сейчас открываем учебники на странице 88, упр. 158.

- Прочитай нам задание, пожалуйста.

- Кто нам прочитает пословицу?

- Хорошо. Что интересного вы заметили?

Если трудности, то спросить что за слово повторяется и про значение «не»

- Всё верно. Какие выводы можем сделать?

- Запишите второе правило себе в тетрадь. «Частица не с глаголами пишется раздельно»

- Дальше выполним упражнение 159.

- Сейчас вы работаете в парах.

- Посмотрите на экран, на нём написаны правила работы в парах, но какое-то одно точно лишнее. Какое?  

- Отлично, вспомнили правила работы в парах. Вам нужно будет объяснить друг другу значение пословиц.  

- На выполнение задания у вас 1.5 минуты, начинайте.

- Давайте проверим. Кто прочитает нам первую пословицу? Какое у неё значение?

Проверяют ответы

- Сейчас каждый запишите в своих тетрадях все эти пословицы, заполнив и подчеркнув пропуски.

- Сейчас давайте возьмём наши ЛИСТЫ УСПЕХА и отметим то, что мы с вами уже выполнили. Мы научились употреблять частицу «не» с глаголами? Оцените свою работу

Знакомятся с написанием и правилами употребления частицы «не» с глаголами 

Открывают учебники

Читает задание

Читает пословицу

- Повторяется два раза слово «откладывает», но с разными значениями, а частица «не» пишется раздельно с глаголом

- Частица «не» придаёт отрицательное значение и пишется раздельно с глаголами.

1. Работать вместе на общий результат.

2. Слушать и уважать мнение другого.

3. Не перебивать и не обижать.

4. Сделать всё самому за двоих.

Работаю в паре

- Потому что «не» с глаголами пишется раздельно

  1. Кто не сеет, тот не жнёт
  2. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь
  3. Без трудов ничего не даётся
  4. Пашню пашут – руками не машут
  5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Оценивают себя в листах успеха

- Да, научились

П:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

К:  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

Учебник

Проектор с презентацией

Учебник

Раздаточный материал (листы успеха)

Первичное закрепление (4-5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Внешний контроль

Ф: фронтальный
М: беседа

П: инструктаж

- Частица  «не»  —  маленькое  слово,  но  его  роль  в  предложении,  в  тексте  очень  велика.  Попробуйте  доказать,  что  эта  частица  может  резко  изменить  смысл  высказывания. Придумайте два предложения, которые могли бы это доказать: одно с частицей «не», а другое без неё.

- И правда, с частицей «не» меняется смысл. А как мы напишем эти предложения?  

- Сейчас запишите эти примеры предложений.

Приводят примеры:

- Я люблю спать. Я не люблю рано вставать.

- Раздельно

Записывают в тетрадях

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

- Давайте поиграем в игру.

- Вы должны подпрыгнуть 1 раз, если согласны с утверждением, и приседать, если не согласны.

  1. Глагол – часть речи, которая обозначает признак предмета.
  2. Глагол отвечает на вопросы кто? Что?
  3. Глаголы изменятся по временам.
  4. Существует 2 времени
  5. Глаголы изменяются по числам.

Выполняют  динамическую паузу .

  1. Присели
  2. Присели
  3. Прыжок
  4. Присели
  5. Прыжок

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: фронтальный
М: беседа

П: инструктаж

И: индивидуальная

М: упражнение

П: самостоятельная работа

М: решение грамматико-орфографических заданий

П: правописание «не» с глаголами

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- Сейчас выполним небольшую работу. Вам нужно будет выписать ТОЛЬКО глаголы и раскрыть правильно скобки.

- Как вы будете находить глаголы?

- Всё верно. Можете приступать.

- Заканчиваем. Давайте проверим. Для этого обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями и сверьтесь с доской.

Организует взаимопроверку.

- Если правильно +, неправильно –.

- Обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку, у кого нет ошибок/1-2 ошибки.

- Молодцы! Вы хорошо помните правила. Те, кто сегодня получил плохую оценку, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз, вы подтянете свои знания и получите хорошие оценки.

- Что мы сейчас с вами выполнили?

- А это значит, что пора оценить себя на своём листочке успеха.

- С помощью вопросов «что делать/сделать»

Выписывают в тетради:

Не знаю, не работал, не жалел, не победил, не понимаю

Меняются тетрадями

Проверяют работы

Оценивают себя на листе успеха

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Р:  соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц

Р:  сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников

Раздаточный материал (самостоятельная работа)

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (лист успеха)

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная
М: отгадывание загадок

П: упражнение

Внешний контроль

Повторяет материал урока.

- Давайте вспомним начало нашего урока. Какое слово мы записывали?

- А как звучит правило с этим словом?

- Так в итоге, как его правильно писать? Почему?

- Напоследок проведём небольшое задание. Выполняем задание 160. Прочитай нам задание

Читает загадки, спрашивает детей ответы, проговаривают, какие глаголы с частицей «не» будут записывать.

- Итак, в наших листах успеха мы выполнили предпоследний пункт, оцените, справились ли вы.  

- Слово «красть»

- Не красть

- Раздельно, потому что «не» с глаголами пишется раздельно

Читает задание 160

Отгадывают загадки, записывают глаголы с «не»

- Пугало, часы, собака, ручка

Оценивают себя на листах.

К:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (лист успеха)

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

Самоконтроль

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Наш урок заканчивается. Давайте вспомним тему урока и какую цель мы поставили на урок?

- Кто считает, что мы достигли цель урока? Почему?

- Перед вами «лист успеха» с этапами нашего урока, оцените последний пункт, вашу активность на протяжении всего урока.

- Передайте листочки успеха с последней парты на первую.

- Скажите, а если бы ваш друг пропустил сегодняшний урок и спросил у вас, что было, что бы вы ответили?

- Посмотрите на экран и продолжите фразы:

Раньше я думал(а) … Теперь я знаю …

- Отлично! Сейчас посмотрите на экран, перед вами острова: остров успеха, неудачи, печали, веселья, непонимания. На каком из этих островов вы сейчас? Например, у меня хорошее настроение и я сейчас на острове успеха и веселья.

- Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.

Отвечают на вопросы.

Отвечают

Самооценка собственной деятельности на уроке.

Ответы детей

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (листы успеха)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс

Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи;            2)расширить представление учащихся о значении глагола...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола".УМК "Перспектива"

Тема урока: «Неопределённая форма глагола».Урок  ознакомления с новым материалом.Цель урока - познакомить детей особенностями глаголов  неопределённой формой....

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола" (УМК Перспектива, 3 класс)

Цель урока: формирование представления о «неопределенной форме глагола»; знакомство с суффиксами глаголов в неопределенной форме.Задачи урокаДидактические:1.  Познакомить учащихся с т...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Закрепление". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексия.Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся неопределенной форма глагола.Задачи урокаДидактические:1 Организовать работу по закреплению знаний о неопределенной фо...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование представления обучающихся о «неопределенной форме глагола»; Задачи урокаДидактические:1....