Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола" (УМК Перспектива, 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Петрова Мария Дмитриевна

Цель урока: формирование представления о «неопределенной форме глагола»; знакомство с суффиксами глаголов в неопределенной форме.

Задачи урока

Дидактические:

1.  Познакомить учащихся с термином «неопределенные формы глаголов»;

2.  Познакомить с суффиксами глаголов в неопределенной форме;

3.  Учить находить глаголы в неопределенной форме в предложениях;

Развивающие:

1.  Развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;

2.  Развить самостоятельность мышления и учебной деятельности;

Воспитательные:

1.  Воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;

2.  Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 16.02.2021

Школа: МОУ СОШ №104

Класс: 3 м/х

Урок: 2

Время: 8:55 – 9:35   Кабинет: 211

Студент: Петрова Мария Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Балдина Вера Александровна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна 

Тема урока «Неопределенная форма глагола»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о «неопределенной форме глагола»; знакомство с суффиксами глаголов в неопределенной форме.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с термином «неопределенные формы глаголов»;
  2. Познакомить с суффиксами глаголов в неопределенной форме;
  3. Учить находить глаголы в неопределенной форме в предложениях;

Развивающие:

  1. Развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
  2. Развить самостоятельность мышления и учебной деятельности;

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;
  2. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс 2 часть, УМК «Перспектива»; презентация; раздаточный материал.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: монолог учителя

Психический настрой

Приветствует учащихся, настраивает на урок.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас русский язык. Садитесь, пожалуйста.

Посмотрите на слайд. На нем представлена пословица: «Учение – свет, а не учение – тьма»

Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

Вы правы, знания приносят огромную пользу человеку, а безграмотному, глупому человеку приходится в жизни туго.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

- слушают

- когда человек учится и получает знания, ему это пригодится в дальнейшем и это принесет пользу, но если человек не получает ни каких знаний, то его это никуда не приведет, ему будет сложно в жизни

Р: личностное включение в учебную деятельность

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником

презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: работа со слайдом

1.Организует минутку чистописания.

2. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу.

Начнем наш урок с минутки чистописания. Сядьте правильно: выпрямите спину, ноги поставьте прямо.

Откроете свои тетради, возьмите ручку правильно, отступите две рабочих строки, запишите число, классная работа и день недели.

Минутка чистописания

Запишите предложение, употребляя глаголы в будущем времени. Подчеркните грамматическую основу предложения.

«В апреле журчат ручьи, цв..тут нежные подснежники.»

- записывают число, классную работу и день недели

- выполняют задание

Ответ: будут журчат ручьи, цветут подснежники

П: выделение известной информации и структурирование знаний

Л: развитие любознательности, внимательности

Предметные:

Знать:

- что такое глагол

- будущее время глагола

Уметь:

- определять глагол в будущем времени

Презентация

В этом предложении две грамматические основы

Ребята, давайте проверим.

Какое предложение у вас получилось, кто нам прочитает?

Кто на завет грамматические основы?

Вы большие молодцы.

Ребята, посмотрите на слайд, скажите какой части речи представлены слова?

Б..жать, кр..чать, л..тать, праз..новать.

Правильно, ваша задача списать, поставить пропущенные буквы и задать к глаголам вопрос. Сначала записывайте вопрос, а затем слово.

Кто закончил первое задание, приступайте к следующему: придумайте одно предложение с любым из глаголов не изменяя его форму.

В каком времени происходит событие в этом предложении?

Можете ли вы определить, какое местоимение к ним можно подставить?

Определите его род.

Можете ли вы число этих глаголов?

Сделайте вывод: какие признаки глаголов вы не можете определить у этих глаголов?

Кто знает, как называются глаголы, стоящие в такой форме?

- «В апреле будут журчать ручьи, цветут нежные подснежники»

- будут журчать ручьи; цветут подснежники

- глагол

- что делать? бежать,

что делать? кричать,

что делать? летать,

что делать? праздновать.

Придумывают одно предложение

Пример: Я хочу летать.

- невозможно определить

- не можем, подходят все

- это нельзя сделать

- нет, число тоже не определяется

- время, лицо, род и число

- глаголы неопределенной формы

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: работа со слайдом

Подводит учащихся к теме через вопросы и проблемную ситуацию.

Сформулируйте тему урока: «Неопределенная форма глагола».

Какие задачи мы перед собой поставим?

Чтобы нам было легче работать, давайте составим план наших действий, для этого на слайде есть вспомогательные слова.

План действий:

1. Узнать …

2. Научится …

Чтобы оценить свою работы, вы будете ставить балы на полях в соответствии с этой таблицей

Моя успешность на уроке

1. Знаю особенности глаголов неопределенной формы

2б – без ошибок

1б – 1-2 ошибка

0б – 3 и более ошибок

2. Умею находить глаголы в неопределенной форме в предложении

3. Умею правильно задавать вопрос к глаголам неопределенной формы

4. Умею находить глаголы в неопределенной форме и выделять суффикс

Итог:

Задачи:

- что обозначает термин «неопределенная форма глагола»;

- какие особенности имеет глагол в неопределенной форме.

- об особенностях глагола в неопределенной форме

- находить глаголы в неопределенной форме в предложения

Р: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя

Л: самооценка

Предметные:

Знать:

- имя существительное

Уметь:

- составлять план действий

презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: работа с учебником

Организует беседу по новой теме.

Ребята, как вы думаете, почему эта форма так называется?

Откройте страницу 77, прочитайте задание наверху. Запишите пары через дефис.

Кто назовет первую пару?

Какой корень? Выделите его.

Какие суффиксы в данных словах? Выделите их.

Что появляется в слове во втором столбике?

Выделите его

Кто скажет вторую пару и разберет ее?

Молодец. Как вы думаете, глаголы, в каком столбике называют законченным действием?

Какой вывод мы можем сделать?

Хорошо, давайте проверим. Откройте учебник на странице 76, прочитайте сообщение профессора Самохавова.

Ребята, сейчас вы будете работать в парах, но перед этим скажите, какие правила работы в парах вы знаете?

- потому что у этих глаголов нельзя ничего определить

Что делать? – Что сделать?

- делать - сделать

- дел

- а и ть

- приставка

- писать – написать

Рисовать - нарисовать

Учить - выучить

Петь - спеть

Рассказывать - рассказать

Мыть - помыть

- во втором столбике

- глаголы, отвечающие на вопросы: что делать? Что сделать? Называются глаголами неопределенной форме. У них нельзя определить время, лицо и число.

Правила работы в парах:

- говорить шепотом, чтобы тебя мог слышать только твой сосед по парте;

- один говорит, второй слушает;

- не грубить при высказывании своего мнение.

К: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассником

К: воспринимать другое мнение и позицию

П: строить сообщение в устной форме

Р: высказывание предположения на основе работы с материалом учебника

П: ориентирование в учебнике

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

К: слушать и понимать речь других

Предметные:

Знать:

- особенности глагола в неопределенной форме

Уметь:

- определять глагол в неопределенной форме в предложениях

Учебник,

презентация

Хорошо, ваша задание по очереди друг другу пересказать правила, отвечая на вопросы:

1. На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме?

2. Какие признаки глагола мы не можем определить у этих глаголах?

3. Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме?

С одной из пар придумайте предложения. Кто может нам озвучить свое предложение?

Динамическая пауза

Очень трудно так стоять-

Ножку на пол не спускать, не качаться,

За соседа не держаться.

Назовите глаголы в неопределенной форме в тексте физкультминутки.

Какие суффиксы мы видим в данных словах?

- Что делать? Что сделать?

- время, лицо или число

- -ть, -ти, -чь

Выполняют действие

- стоять, спускать, качаться, держаться

- -ть, -ся

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению

Словесный метод: беседа

Практический метод: работа в парах

Организует выполнение заданий по закреплению первичных знаний.

Выпишите глаголы в неопределенной форме. Поставьте в скобках вопрос и выделите суффикс.

Как хорошо, друзья, шагать

По тропке с рюкзаком.

Чудесно по полю скакать

На лошади верхом.

Приятно также сесть в экспресс –

Мелькнет в окошке луг и лес.

Скользить не плохо по волнам

На глиссере морском.

Но лучше

Мчаться в небесах

На лайнере стальном! (И. Холин)

Выйдите по очереди к доске и выполните задания. Остальные работают в тетрадях.

Скажите, какие особенности имеют глаголы в неопределенной форме.

Оцените свою деятельность.

Выполняют задание

К: формировать ответы на вопросы

К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Предметные:

Знать:

- какие особенности имеет глагол в неопределенной форме

Уметь:

- определять глагол в неопределенной форме в предложениях

Учебник, презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный метод: беседа

Практический метод: самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу.

Теперь, ваша задача, выполнить номер 132 в учебнике на с. 76, самостоятельно.

Кто прочитает задание всему классу?

Первый вариант распределяет 8 первых слов, а второй следующие 8 слов, на экране слова распределены по вариантам, чтобы вам было удобнее.

Кто закончит, поднимите руку.

Проверьте задание по эталону. У кого не одной ошибки, поднимите руку?

Оцените свою работу по балам.

Читает задание один учащийся

- вы большие молодцы

К: умение полно и точно выражать свое мнение

Предметные:

Знать:

- что такое «неопределенная форма глагола»;

Уметь:

- определять глагол в неопределенной форме в предложениях

Учебник, презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный метод: беседа

Организует беседу по известному учащимся материалу и работу в парах.

Выполните упражнение 133 на странице 77.

Кто объяснит нам первую пословицу? Вторую? …

Прочитайте задание после пословиц, приступайте к выполните задание в парах.

Кто закончил, поднимите руку

Кто продиктует глаголы из первой пословицы? Второй? …

Какие суффиксы имеет глагол?

Оцените свою деятельность по балам.

Хорошо, вы большие молодцы!

Объясняют пословицы, как понимают

Выполняют упражнение

Проверяют задание

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Предметные:

Знать:

- орфограммы

Уметь:

- определять глагол в неопределенной форме

Учебник, презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод: беседа, монолог учителя

Вопросы

Ответы

1. Как называется форма глагола, с которой вы познакомились?

2. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

3. Какие суффиксы могут иметь глаголы в неопределенной форме?

4. Что нельзя определить у глаголов в неопределенной форме?

5. Напиши 2-3 глагола, отвечающие на вопрос: что делать?

6. Напиши 2-3 глагола, отвечающие на вопрос: что сделать?

- неопределенная форма глагола

- Что делать? Что сделать?

- -ть, - ти, - чь

- время, лицо, число

- шить, летать, писать, играть …

- сшить, написать, сделать …

Л: адекватная самооценка

Предметные:

Знать:

- особенности глагола в неопределенной форме

Презентация

Давайте вспомним план наших действий:

1. Узнать об особенностях глагола в неопределенной форме;

2. Научится находить глаголы в неопределенной форме в предложения.

Все ли пункты плана мы выполнили?

Хорошо, поднимите большой палец вверх, если вы в за урок набрали 8- 6 балов.

- поднимите палец горизонтально, если вы получили 5- 4;

- опустите палец вниз, если вы получили 3 и менее балов.

Спасибо за урок, до свидания!

- да, все

Выполняют указание

Прощаются


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

Учение – свет, а не учение – тьма

Слайд 3

Ше стое а преля К ла сс н ая р а бота В торник Запишите предложение, употребляя глаголы в будущем времени. Подчеркните грамматическую основу предложения. В апреле журчат ручьи, цв ..тут нежные подснежники. В апреле будут журчать ручьи, цвести нежные подснежники.

Слайд 4

Спишите глаголы, задавая вопрос. Вставьте пропущенные буквы. Б..жать, кр .. чать , л..тать, праз .. новать . Что делать? бежать, Что делать? кричать, Что делать? летать, Что делать? праздновать.

Слайд 5

Придумайте предложение с одним из глаголов не изменяя его форму. Бежать, кричать, летать, праздновать. Что делать? бежать, Что делать? кричать, Что делать? летать, Что делать? праздновать.

Слайд 6

Пример: Я хочу летать Время: Лицо: Род: Число: настоящее нельзя определить нельзя определить нельзя определить Глаголы неопределенной формы

Слайд 7

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Слайд 8

Задачи: что обозначает термин «неопределенная форма глагола»; какие особенности имеет глагол в неопределенной форме.

Слайд 9

План действий: Узнать … Научится … Уметь об особенностях глагола в неопределенной форме Научится находить глаголы в неопределенной форме в предложения

Слайд 10

Моя успешность на уроке 1. Знаю особенности глаголов неопределенной формы 2б – без ошибок 1б – 1-2 ошибка 0б – 3 и более ошибок 2. Умею находить глаголы в неопределенной форме в предложении 3. Умею правильно задавать вопрос к глаголам неопределенной формы 4. Умею находить глаголы в неопределенной форме и выделять суффикс Итог:

Слайд 11

Составьте пары из глаголов первого и второго столбиков так, чтобы они называли похожие действия, но отвечали на разные вопросы: что делать? – читать , что сделать? – прочитать .

Слайд 12

Проверьте: Что делать? – что сделать? делать – сделать, писать – написать, рисовать – нарисовать, учить – выучить, петь – спеть, рассказывать – рассказать, мыть – помыть.

Слайд 13

Моя успешность на уроке 1. Знаю особенности глаголов неопределенной формы 2б – без ошибок 1б – 1-2 ошибка 0б – 3 и более ошибок 2. Умею находить глаголы в неопределенной форме в предложении 3. Умею правильно задавать вопрос к глаголам неопределенной формы 4. Умею находить глаголы в неопределенной форме и выделять суффикс Итог:

Слайд 15

Правила работы в парах: говорить шепотом, чтобы тебя мог слышать только твой сосед по парте; один говорит, второй слушает; не грубить при высказывании своего мнение.

Слайд 16

Перескажи правило соседу, отвечая на вопросы: 1. На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме? 2. Какие признаки глагола мы не можем определить у этих глаголах? 3. Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме?

Слайд 17

Динамическая пауза Очень трудно так стоять- Ножку на пол не спускать, не качаться, За соседа не держаться.

Слайд 18

Выпишите глаголы в неопределенной форме. Поставьте в скобках вопрос и выделите суффикс. Как хорошо, друзья, шагать По тропке с рюкзаком. Чудесно по полю скакать На лошади верхом. Приятно также сесть в экспресс – Мелькнет в окошке луг и лес. Скользить не плохо по волнам На глиссере морском. Но лучше Мчаться в небесах На лайнере стальном! (И. Холин)

Слайд 19

Моя успешность на уроке 1. Знаю особенности глаголов неопределенной формы 2б – без ошибок 1б – 1-2 ошибка 0б – 3 и более ошибок 2. Умею находить глаголы в неопределенной форме в предложении 3. Умею правильно задавать вопрос к глаголам неопределенной формы 4. Умею находить глаголы в неопределенной форме и выделять суффикс Итог:

Слайд 20

Выполните упражнение 132 по вариантам 1 вариант: Рисовать, прочитать, рассказать, поехать, учиться, прилетать, одевать, узнавать. 2 вариант : дружить, обидеть, хвалить, объяснять, показывать, разделить, складывать, запеть.

Слайд 21

1 вариант: Что делать? Что сделать? рисовать прочитать учиться рассказать одевать поехать узнавать прилететь

Слайд 22

2 вариант: Что делать? Что сделать? дружить обидеть хвалить разделить объяснять запеть показывать складывать

Слайд 23

Моя успешность на уроке 1. Знаю особенности глаголов неопределенной формы 2б – без ошибок 1б – 1-2 ошибка 0б – 3 и более ошибок 2. Умею находить глаголы в неопределенной форме в предложении 3. Умею правильно задавать вопрос к глаголам неопределенной формы 4. Умею находить глаголы в неопределенной форме и выделять суффикс Итог:

Слайд 25

Проверка Жить , тужить Учиться Читать, хватать Учить, повторить, точить

Слайд 26

Вопросы Ответы 1. Как называется форма глагола, с которой вы познакомились? 2. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? 3. Какие суффиксы могут иметь глаголы в неопределенной форме? 4. Что нельзя определить у глаголов в неопределенной форме? 5. Напиши 2-3 глагола, отвечающие на вопрос: что делать? 6. Напиши 2-3 глагола, отвечающие на вопрос: что сделать?

Слайд 27

План действий: Узнать … Научится … Уметь об особенностях глагола в неопределенной форме Научится находить глаголы в неопределенной форме в предложения

Слайд 28

Оцените свою деятельность: поднимите большой палец вверх, если вы в за урок набрали 8- 6 баллов ; поднимите палец горизонтально, если вы получили 5- 4 балла ; опустите палец вниз, если вы получили 3 и менее баллов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Планируемые предметные результаты: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов. Личностные: Уметь проводить самооценку на...

Технологическая карта урока русского языка "Изменение глаголов по временам" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Изменение глаголов по временам"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:  формирование представлений у учащихся об изменении глаголов по временам; р...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Глаголы-антонимы, глаголы-синонимы».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...

Технологическая карта урока русского языка "Изменение глаголов по числам" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование умения обучающихся изменять глаголы по числам, определять число глагола; Задачи урокаДидактические:1. Знать ...

Технологическая карта урока Русского языка "Разбор глагола как части речи" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: проверить уровень усвоения знаний по теме «Глагол» и скорректировать имеющиеся знания.Задачи урокаДидактические:1) закрепить ...

Технологическая карта урока Русского языка «Окончания глаголов 2 лица настоящего и будущего времени»(4 класс, УМК:«Перспектива)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об изменении глаголов в настоящем и будущем времени по лицам  Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать...