Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кабайкина Светлана Владимировна

Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн.
Цель: формирование умения распознавать в словах сочетания чк, чн, чт, щн и правильно их писать
Задачи: 

  1. Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН;  
  2. Учить определять орфограмму в слове;
  3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь обучающихся, творческие способности;
  4. Воспитывать интерес к русскому языку


Оборудование: презентация, учебники, тетради


Ход урока.


I. Орг. момент.  
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна, и я у вас проведу урок русского языка. Присаживайтесь.

 - Открывайте тетради, отступите две строчки, записывайте число, сегодня 21 февраля. Классная работа. Начнем наш урок с чистописания. 

II. Минутка чистописания. 
- Давайте вспомним правила каллиграфического написания букв и их соединений: одинаковый наклон, одинаковая высота, соединение зависит от последующей буквы.
- Посмотрите на первую строчку, прочитайте её:
Ч ч Щ щ 

-Что вы можете сказать про эти буквы?

- Буквы согласные, мягкие

-Запишите эту строчку
- Прочитайте слова второй строчки:
чаща щука чукча.  Какие орфограммы встретились в словах?

 - Ча, ща, щу

- Правильно, а какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой? 
- Ча-ща пишем с буквой а. Чу-щу пишем с буквой у.

- Почему?

- Потому что буквы ч и щ мягкие. Их не нужно смягчать буквами е, ё, ю, я
- Подчеркните, пожалуйста, орфограммы в словах: 
чаща щука чукча
Дети выполняют задание. 

Ребята, а теперь приступим к словарной работе.

- Что такое словарные слова?

- Словарные слова - это те слова, правописание которых приходится запоминать.

Но прежде чем записать словарные слова вы должны их отгадать. Я буду описывать предмет, вы угадываете и записываете его.

III Словарно-орфографическая  работа
(угадывание и письмо словарных слов с комментированием)

-Как называют ребенка или подростка женского пола?

- Д Е вочка. Ударение падает на первый слог. Безударная гласная – о.

-  Как называют день когда светит яркое солнце?

- С О лнечный. Ударение падает на первый слог. Безударная гласная – е.

- Суп, приготовленный из овощей называют?

- Овощн О й. Ударение падает на последний слог. Безударная гласная – о.

-  Желание к чему человек стремится?

- Мечт А. Ударение падает на последний слог. Безударная гласная – е.


IV Объяснение нового материала
.

- Посмотрите на слово ДЕВОЧКА. Какое сочетание встретилось в этом слове?

- ЧК

- Как произносится звук [ч'] в слове?

- Мягко

- Подчеркните

- Посмотрите на слово СОЛНЕЧНЫЙ. Какое сочетание встретилось в этом слове?

- ЧН

- Как произносится звук [ч'] в слове?

- Мягко

- Подчеркните

- Посмотрите на слово ОВОЩНОЙ. Какое сочетание встретилось в этом слове?

- ЩН

- Как произносится звук [щ'] в слове?

- Мягко

- Подчеркните

- Посмотрите на слово МЕЧТА. Какое сочетание встретилось в этом слове?

- ЧТ

- Как произносится звук [ч'] в слове?

- Мягко

- Подчеркните

- Какие сочетания встретились в словах?

- ЧК ЧН ЩН ЧТ

- Как произносятся звуки [ч'], [щ'] в словах?

- Мягко

- Как на письме обозначается мягкость согласных?

- Мягким знаком или гласными буквами второго ряда: е, ё, ю, я.

- Какую ошибку можно допустить?

- Можно написать мягкий знак

- Почему между Ч и К, Ч и Н, Щ и Н, Ч и Т не нужно писать мягкий знак? Какой можно сделать вывод?

- Звуки [ч'], [щ'] всегда мягкие, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания чк, чн, чт, щн пишутся без мягкого знака. 

- Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике на странице 128.

- Чтение правила.

-Чему же мы сегодня посвятим наш урок?

- Будем писать слова с буквосочетаниями  ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ

- Правильно, на уроке мы будем учиться писать слова с этими буквосочетаниями.

VI Физкультминутка (презентация)

VII Закрепление пройденного материала. 
- А сейчас, ребята, работаем рядами. Итак, посмотрим на доску (слайд)

Задание первое: нужно через черточку написать слова, которые обозначают такие же, но маленькие предметы. Подчеркнуть орфограммы

БЕЛКА - БЕЛОЧКА

1 ряд: туча - …, река - …, овца - …, лисица - …, палка - …. 

2 ряд: рука - …, куча - …., ночь - …., печь - …., лодка - ….

3 ряд: дача - …, дочь - …, задача - …, роза - …., свеча - ….

Задание №2

Образуй слова из ед.ч в мн.ч.  Напишите их.

Паучок – паучки                      значок - …                   бычок -….

Крючок - …                               зрачок - …

Задание №3

Вставь слово вместо картинок, спиши текст, подчеркни сочетания ЧК, ЧН ЩН.

Был…(солнечный) день. По небу плыли…(облачка). По речке плыла… (лодочка). Высоко в небе летали быстрые…(ласточки).

Задание№4 Письмо по памяти

Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем стихотворение (чтение вместе с учителем)

 Точный, срочный, личный, вечный,

Скучный, шуточный, сердечный,

Встречный, крошечный, речной,

Звучный, мелочный, ночной. 

- Что интересного в этом четверостишии?

- Встречается сочетание ЧН.

Прочитайте про себя четверостишие, постройтесь запомнить слова в написании которых встречаются сочетания ЧН.

- А теперь я убираю слова, а вы пишите 5 слов по памяти. Подчеркиваете сочетания ЧН.

VIII Подведение итогов

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, чт и щн .

-  Давайте еще раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями.
-  Сочетания чк, чн, чт, щн пиши без мягкого знака.

IX Домашняя работа

Упражнение 196 на странице 128


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...