календарно-тематическое планирование по русскому языку по "Перспективе"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Минниханова Евгения Александровна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по прорамме "Перспектива"  на 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz.docx93.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Заинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

        

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО                          

Будилкина Т.Н._________                

  Протокол № 1

«31» августа 2013 г

«Согласовано»                                

Зам. директора по УР              

ЕфремоваЛ.А..________            

                                                                                           

«31»августа 2013 г.                        

«Утверждено»

Директор  МБОУ«Заинская

средняя общеобразовательная школа №1»                                                                                                              

Исрафилова В.К. _________            

 «02» сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по предмету

РУССКИЙ ЯЗЫК

3 б класс

на 2013-2014 учебный год

                                    Учитель: Минниханова Евгения Александровна

                                    Категория: СЗД

                                                                                   Рассмотрено на заседании

                                                                               педагогического совета

                                                                Протокол № 1    

                                                                              « 31 » августа  2013г.

2013 год

Учебно-тематическое планирование

по предмету

Класс: 3 б

Учитель: Минниханова Евгения Александровна

Количество часов:

Всего: 102 часа; в неделю 3 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.
  • Примерной программы начального общего образования по учебным предметам.
  • Учебного плана МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №1» на 2013-2014 учебный год.
  • Приказа МО и Н РФ от 19 декабря 2012 года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год».
  • На основе авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык».

Программа рассчитана для обучения на уровне начального общего образования

на 2013-2014 учебный год.

            В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует

две основные цели:

  1. Познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на

этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

  1. Социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и

письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

            Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

        Используемый учебно-методический комплекс:

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.Русский язык. Учебник. 3  класс.- М.: Просвещение, 2013.

 

                   На изучение русского языка отводится - 102 часа в год, (3 часа в неделю )

Результаты изучения курса

                  Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискрвого характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве –Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений
  • отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределение функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты.

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание курса

Виды речевой деятельности

            Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать ее, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

            Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, четко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

           Овладение умениями начать, поддерживать и закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

           Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов информации, содержащейся  в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

           Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.)

Систематический курс русского языка.

             Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.

             Определение качественной характеристики звука:  гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

             Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости – мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

            Установление соотношения звукового и буквенного состава слова типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

             Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

             Значение алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

            Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звукобуквенной) стороны и внутренней (значение слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как  знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

            Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

             Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

             Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

             Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов. Различие слов с конкретным и общим значением (шуба – одежда). Знакомство со словарями.

            Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

            Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и тоже слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

             Морфология. Общее представление о частях речи.

             Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

             Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

            Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

            Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

           Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение  личных местоимений. Роль местоимения в речи.

           Глагол. Значение в употреблении в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов , отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

            Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

            Предлог. Знакомство с наиболее употребляемыми предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

            Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

            Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

              Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

              Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

              Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу –щу;
  • сочетания чк – чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • заглавная буква  начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на –мя, -ий, --ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями.;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах на –ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

               Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

              Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

              Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

              Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание , корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

               План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

              Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

              Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное. Изложение с элементами сочинения, сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.

               Освоение позитивной, духовно – нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

   

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

— названия и порядок букв русского алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

— правила переноса слов;

— признаки предложения и текста;

— правила речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

— различать устные и письменные формы общения;

— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;

— проверять написанное, сравнивая с образцом;

— проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

— писать заглавную букву в именах собственных;

— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

— правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);

— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

— находить в предложении главные члены;

— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;

— письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;

— писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.

- писать слова с непроверяемыми орфограммами

№ п/п

Распределение материала учебника «Русский язык 2 класс» по разделам

Количество часов

Мир общения. Повторяем – узнаем новое

7

Язык – главный помощник в общении

29

Состав слова

9

Части речи

3

Имя существительное

23

Местоимение

3

Глагол

15

Имя прилагательное

8

Повторение

5

Всего:

102 часа

Учебно-методическое обеспечение

В целях реализации учебного курса используются:

  1.  «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2011.

Учебники

Русский язык. 3  класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электрон.носителе. В 2ч.  /Сост. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева/ -  М.: Просвещение, 2013.

Рабочие тетради

         Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. . Пособие для учащихся общеобразовательных  

       учреждений ./Сост. Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов/ -  М.: Просвещение, 2013.

        Методические пособия

  1. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». /Сост. Н.Ю.Васильева, И.Ф. Яценко/-  М.: «ВАКО», 2013.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

Сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Учащиеся должны знать:

—  состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Учащиеся должны уметь:

—  проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения,  устанавливать  связь между ними по вопросам;

—  обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

—  отличать текст от набора предложений;

—  определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

—  устанавливать связи между предложениями в тексте;

—  делить текст на части, устанавливать связи между ними;

—  писать предложения в  60—70 слов  по коллективно и самостоятельно составленному плану;

—  распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

—  писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;

—  писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

—  писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

— правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

- грамотно,   каллиграфически   правильно   списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;

—  распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

—  писать слова с непроверяемыми буквами;

—  распознавать в тексте синонимы и антонимы;

—  различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов;

- самостоятельно ставить ударение в словах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать орфоэпические нормы;
  • передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
  • владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).        

Календарно – тематическое планирование

п\п№

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся  

Планируемые результаты

Дата проведения

примечание

Мир общения. Повторяем – узнаем новое (7 часов)

Речевое общение. Диалог. Собеседники.

Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать  в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседника, т.е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связно и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основанные на правилах продуктивного общения.

Знать основные функции общения. Уметь вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления. Знать алгоритм работы с проверяемыми и непроверяемыми написаниями.

03.09

Разница между диалогом и спором.

Знать разницу между диалогом и спором, понимать важность для общения спокойной, доброжелательной манеры разговора. Знать  о том, что главное средство общения — это язык.

04.09

Речь устная и письменная.

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

Понимать важность умения правильно пользоваться речью, важность культуры речи. Знать требования к устной речи.

05.09

Виды текстов.

Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану. Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Писать изложения неюольших текстов по предварительно составленному плану. Писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям. Писать сочинение-описание. Составлять тексты-рассуждения на заданные темы. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом.

Знать, какие типы текстов существуют и для чего применяется каждый из них.

10.09

Составные части текста. План текста.

Делить текст на смысловые части. Составлять план текста.

11.09

Сфера употребления текстов.

Сравнивать слова по значению и форме. Находить необходимую информацию в различных источниках

12.09

Входная контрольная работа (диктант).

Применять полученные знания

17.09

Язык – главный помощник в общении (29 часов)

 Работа над ошибками.

Звуки и буквы.

Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа. Проводить звукобуквенный анализ слова.

Уметь различать звук и букву, правильно произносить звук и правильно называть букву.

18.09

Деление слов на слоги.

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам.

Различать в слове количество слогов по количеству гласных; Уметь переносить слова с одной строки на другую

19.09

Ударение.

Знать значение верной постановки ударения для определения уровня речевой культуры человека;

24.09

Орфограммы слова.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.

Классифицировать имена собственные по значению; знать,  когда в письменной речи употребляется прописная буква.

25.09

Прописная буква в именах собственных.

Уметь писать с заглавной буквы имена, отчества и фамилии людей, клички животных, некоторые географические названия. Различать собственные и нарицательные имена существительные, употребляя заглавную букву.

26.09

Безударная гласная в корне слова.

Знать  правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

01.10

Проверка безударной гласной в корне слова

Знать, буквы каких гласных звуков в корне слова надо проверять и как их следует проверять. Знать алгоритм проверки безударной гласной в корне.

02.10

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Мини-сочинение.

Различать в слове ударный слог; Распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова.

Обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге.

03.10

Парные согласные.

Уметь проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными.

08.10

Проверка парных согласных в конце слова и в середине слова.

Уметь проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными.

09.10

Непроизносимые согласные.

Знать, в каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные и уметь писать такие слова.

10.10

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Различать случаи употребления на письме разделительного твердого и мягкого знаков.

15.10

Развитие речи. Обучающее изложение.

Знать и уметь пользоваться правилами написания разделительных твёрдого и мягкого знаков.

16.10

Удвоенные согласные.

Знать, как уточнить написание слов с удвоенными согласными.

17.10

Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

Знать правило написание лов с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

22.10

Правила переноса слов.

Знать правила переноса слов. Уметь верно определять, какой безударный гласный в корне слова пропущен.

23.10

Административная контрольная работа за I четверть

Знать изученные правила, применять их при письме.

24.10

Работа над ошибками.

Основные функции слова.

Сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антонимы и др.). находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова.

Понимать, что значение слова нематериально, ни звуки, ни буквы напрямую не изображают предмет.

29.10

Звуко-буквенная форма слова и его значение.

Понимать условную связь между значением слова и его звукобуквенной формой.

30.10

Синонимы.

Понимать  неоднозначность соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет. Знать, какие слова называются синонимами.

31.10

Антонимы.

Знать, что антонимы обязательно называют одноплановые понятия.

12.11

Омонимы.

Уметь использовать толковый словарь для определения значения слов-омонимов.

13.11

Многозначные слова.

Уметь определять значения многозначных слов в контексте. Знать  различия между омонимами и многозначными словами

14.11

Контрольный диктант по теме «Слово»

Применять полученные знания

Знать изученные правила, применять их при письме.

19.11

Работа над ошибками.

Словосочетание.

Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции – быть средством номинации и средством выражения законченной мысли.

Знать, что такое словосочетание и чем словосочетание отличается от слова, от предложения.

20.11

Предложение. Типы предложений по цели высказывания.

Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения.

Уметь определять тип предложения по интонации и по цели высказывания.

21.11

Главные члены предложения.

Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам

Знать, какие члены предложения являются главными и как их найти в предложении.

26.11

 Однородные члены предложения.

Уметь находить однородные члены предложения. Знать, когда между однородными членами ставится запятая.

27.11

Контрольный диктант по теме «Предложение»

28.11

Состав слова (9 часов)

Работа над ошибками. Состав слова. Корень

Находить в слове орфограмму, определять её тип, применять нужный алгоритм для её проверки. Переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком (ь). Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, проверять написанное. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами: безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении. Самостоятельно определять ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова. Образовывать слова по указанным схемам

Уметь подбирать к словам однокоренные слова. Разбирать слово по составу, уметь объяснять значение морфем.

03.12

Корневые орфограммы.

04.12

Приставка.

Объяснять написание основных приставок русского языка, различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка

Уметь объяснять написание основных приставок русского языка.

05.12

Суффикс.

Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс (простые случаи). Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов

Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами.

10.12

Окончание.

Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу

Знать, что именно одинаковые окончания в словах позволяют создать созвучие строк, рифму.

11.12

Административная контрольная работа за II четверть

12.12

Основа слова.

Понимать значение термина «основа». Знать, что само слово может изменяться, а основа слова остаётся неизменной

17.12

Значение приставок и суффиксов в словах.

Знать, с помощью каких частей слова могут быть образованы новые слова.

18.12

Контрольный диктант по разделу «Слово в речевом общении».

Знать изученные правила, применять их при письме.

19.12

Части речи (3 часа)

Работа над ошибками.

Части речи.

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их

Знать, что такое части речи и по каким признакам  их выделяют.

24.12

Определение частей речи с помощью вопросов.

Знать, как определить,  к какой части речи относится слово.

25.12

Контрольная работа по теме «Части речи».

Уметь определять частеречную принадлежность слова

26.12

Имя существительное (23 часа)

Работа над ошибками. Имя существительное.

Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний

Знать, что бытовое понятие предмета (то, что можно увидеть, потрогать, посчитать) не всегда совпадает с понятием грамматическим.

08.01

Собственные и нарицательные имена существительные.

Уметь различать собственные и нарицательные имена существительные (без терминов), употребляя заглавную букву.

09.01

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению.

14.01

Развитие речи. Сочинение-описание с использованием приема олицетворения

Находить в тексте имена существительные. Уметь делать разбор имени существительного.

15.01

Число имён существительных. Словарный диктант.

 Знать, как могут изменяться имена существительные; что изменяется при изменении имен существительных по числам.

16.01

Изменение имён существительных по числам.

Уметь определять род существительных в единственном числе  -начальной формой имени существительного (без термина)

21.01

Род имён существительных.

Определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода

 Уметь определять род имен существительных

22.01

Определение рода имён существительных.

Знать и уметь определять род имен существительных

23.01

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.

Сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие

Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую.

28.01

Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих.

Разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него.

29.01

Контрольный диктант по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Знать, для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак и когда еще пишется мягкий знак.

30.01

Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам.

Называть падежи имён существительных по порядку. Называть вопросы падежей имён существительных. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму

Знать падежи и вопросы к ним.

04.02

Именительный падеж имён существительных.

Уметь находить в предложении имена существительные в именительном падеже. Знать, каким членом предложения оно чаще всего является.

05.02

Родительный падеж имён существительных.

Знать, как определить, что имена сущ. стоят в родительном падеже и какие предлоги употребляются с существительными в родительном падеже.

06.02

Дательный падеж имён существительных.

Знать, как определить, что имя существительное стоит в дательном падеже.

11.02

Винительный падеж имён существительных.

Уметь определять винительный падеж имен сущ по вопросам, предлогам .

12.02

Творительный падеж имён существительных.

Уметь определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам.

13.02

Предложный падеж имён существительных.

Уметь определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам.

18.02

Изменение имен существительных по падежам. (склонение)

19.02

Обобщение о склонении имён существительных.

Уметь определять падеж имени существительного и его окончание.

20.02

Морфологический разбор имени существительного.

Разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, указывать род, число, падеж

Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи.

25.02

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное»

Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку.

26.02

Местоимение (3 часа)

Работа над ошибками.

Местоимение.

Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения

Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь верно использовать местоимения в речи.

27.02

Роль местоимений в предложении.

Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь верно использовать местоимения в речи.

04.03

Диктант по теме «Местоимение»

05.03

Глагол (15 часов)

Работа над ошибками. Глагол.

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков

Знать о словах, обозначающих действия предметов, их роль в речи. Уметь ставить вопросы к словам действиям.

06.03

Роль глаголов в речи.

Знать о словах, обозначающих действия предметов, их роль в речи. Уметь ставить вопросы к словам действиям.

11.03

Административная контрольная работа за III четверть

12.03

Изменение глаголов по временам.

Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени

Знать, как могут изменяться глаголы.

13.03

Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени

18.03

Глаголы настоящего времени

Знать, что обозначает глагол в настоящем времени;  какие глаголы не могут употребляться в настоящем времени.

19.03

Глаголы прошедшего времени

Уметь находить глагол в прошедшем времени по вопросу. Знать,  какие действия называют глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы они отвечают, какой суф. есть у гл. в пр. вр.

20.03

Глаголы будущего времени

Знать, что обозначают глаголы в будущем времени;  от каких глаголов форму будущего времени надо образовывать с помощью вспомогательного глагола буду.

01.04

Неопределённая форма глагола.

Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределённой формы

Уметь ставить вопросы к глаголу и распознавать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

02.04

Изменение глаголов по числам.

Наблюдать за изменением глаголов по числам

Знать грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов.

03.04

Изложение по теме «Глагол»

Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку

08.04

Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина)

Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени. Уметь  писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

09.04

Окончания глаголов в прошедшем времени

10.04

Не с глаголами.

Писать раздельно не с глаголами

Знать, для чего употребляется частица не, как она пишется с глаголами.

15.04

Морфологический разбор глагола.

Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи

Определять грамматические признаки глаголов (время и число).

16.04

Контрольная работа по теме «Глагол».

Уметь самостоятельно делать самопроверку, исправлять ошибки.

17.04

Имя прилагательное (8 часов)

Работа над ошибками. Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи.

Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

Знать какая часть речи называется именем прилагательным; какие признаки предмета могут называть имена прилагательные.

22.04

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.

Применять алгоритм написания безударных окончаний имён прилагательных.

Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Анализировать роль имён прилагательных в художественных текстах.

Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. Использовать имена прилагательные в собственной устной и письменной речи

Знать, какие суффиксы используются в именах прилаг.;  какие оттенки значения они могут придавать словам.

23.04

Изменение имён прилагательных по родам.

Знать грамматическую зависимость имени прилаг от имени сущ. Уметь находить в предложении имя существительное, от которого зависит имя прилагательное, и верно ставить вопрос от сущ к прилаг.

24.04

Изменение имён прилагательных по числам.

Знать, что имена прилагательные изменяются по числам только после изменения числа имени существительного.

29.04

Проверка безударных окончаний имён прилагательных.

Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса.

30.04

Изменение имен прилагательных по падежам

Уметь изменять прилагательные по падежам

01.05

Морфологический разбор имени прилагательного

Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного

06.05

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса.

07.05

Повторение (5 часов)

Повторение. Слово. Предложение. Текст.

Повторение основных изученных тем в 3 классе

Знать состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

08.05

Повторение изученных орфограмм

13.05

Административная контрольная работа за год.

14.05

Работа над ошибками. Повторение правила правописания.

15.05

Обобщающий урок. Игра «По океану Речи»

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык

Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык...