Конспект урока "Буква б. Повторение изученного материала" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

С этого урока начинается пропедевтическая работа над обозначением парных по звонкости-глухости согласных буквами. Ведётся  наблюдение над процессом оглушения парных согласных на конце слова, решается проблемный вопрос :"Можно ли найти такое слово, где на конце слышится звук б?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Б, б, обозначающие звуки [б],[б’].

Цели урока:

  • Формировать навык правильного, плавного, сознательного чтения слов с изученными буквами;
  • Познакомить учеников с понятием форма слова
  • Продолжать пропедевтическую работу по формированию орфографической зоркости (правописание парных согласных на конце слова);
  • Развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, память;
  • Воспитывать интерес к родному языку, положительное отношение к учению.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости.  Повернитесь к ним лицом и  поздоровайтесь так как положено ученикам.

Для работы нам понадобятся: учебник, касса букв и слогов, альбом, пенал. На столах должны лежать карточки с текстами.

  1. Проверка домашнего задания.

        Как всегда начнём с проверки того, что делали дома.

       -  Покажите, как вы оформили в альбоме страничку буквы б, какие предметы нарисовали.  (Рассматривание детских работ).

        -  Подготовим рот  к рассказыванию скороговорки.

            Артикуляционная гимнастика: «Заборчик-дудочка», «Часики», «Качели».  

            Проговаривание  слогов со стечением согласных (Повторяют за учителем. Начинать с двух слогов далее 3, 4, 5):

             Бла, бло, блу, блы, бли,     пла, пло, плу, плы, пли,      бла-пла, бло-пло, блу-плу, блы-плы, бли-пли.

            Совместное проговаривание скороговорки с отстукиванием ритма.

            Рассказывание скороговорки 3-4 детьми.

     - Дома читали текст о бобрах.

               Что узнали о бобрах?  Расскажите. (1-2 ученика пересказывают текст).

  1. Постановка темы и цели  урока.

 Чем сегодня будем  заниматься на уроке  узнаете от учёного жучка. Прочитайте его записку, разгадав шифр.  Приготовьте кассу.  Буквы выкладывайте на парте. (запись на доске: 3 п, 1л, ….     )

- Проверьте, такое слово получилось у вас?

           ПОВТОРЯЕМ БУКВУ Б.

- У кого так, хлопните 2 раза в ладоши.

-Сегодня будем учиться читать слова с буквой б, а также  проведём небольшое исследование.

Что можете сказать о работе этой буквы?  - обозначаем этой буквой согласные звуки [б],[б]; звонкие согласные.

           Сейчас поиграем в игру «Камень - вата».

Если слышите в слове мягкий б, то это вата – раскрытая ладонь, если слышите твёрдый согласный б, то это камень – рука в кулачке.  Учитель показывает картинки предметов, дети соответственно показывают кулак или ладошку. ( белка,  зебра, бурундук, барсук, бегемот, кабан )

Подберите подписи к  картинкам.  (На партах у каждого ученика карточки со  словами и у учителя).

Что общего в значении этих слов, что они обозначают? (Это животные).

-Разложите эти картинки в  соответствии схемам:   *----   ,     -----*----      ,  ------*(место звука в слове)

  Дети по одному выходят к доске и располагают картинки по схемам.

- Почему нет картинок в третьем столбике? (Парный звонкий на конце слова оглушается) . Попробуем подобрать такое слово.   (Дети предлагают свои варианты слов).

- Может быть таких слов  нет?

В течение урока понаблюдаем над особенностями слов с парными согласными на конце и сделаем вывод.

Физминутка  под музыку (Ужасно интересно всё то, что неизвестно… № 47)

А вы знаете, что многие животные имеют способности к учению и легко поддаются дрессировке? Где мы можем встретить таких животных? (правильно, в цирке).

-А где мы можем встретить говорящих зверей? (в сказках,  в книгах.)

Откройте азбуку на стр. 105.  

-Кто изображён на этой странице? (осёл, козёл, мартышка, медведь).

-Что они делают?  Кто знает, как называются эти музыкальные инструменты? (                  )

Кто узнал из какого произведения эти герои?  (басня И.А.Крылова  «Квартет») написать на доске.

Слово КВАРТЕТ обозначает            

Дома найдите книгу с баснями И.А.Крылова и попросите взрослых прочитать. Где можно найти книгу, если её нет дома? ( правильно, в библиотеке). Что такое библиотека?

На доске написаны слова. Прочитайте их .

Би- библио- библиотека, суббота, показ-показали, сборник, рассматривали, сказ-сказка-рассказ-рассказывал, интерес-интересно, вспомнить-запомнить.

А теперь будем читать текст. Стр 105. Слушайте внимательно и обязательно следите за читающим.

Текст читают по предложениям дети.

Беседа по прочитанному.

Про что читали? Где были ребята? Что показали им в библиотеке?

- Прочитаем текст ещё раз. Найдите , какие слова из басни запомнили  ребята.

Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и лисица » в исполнении артистов театра.

Дети прослушивают запись.

Беседа по прослушанному.

Что произошло? Почему ворона осталась без сыра? (глупа,  хитрая лиса),

Физминутка о животных.

 Как жужжит жук? (ж-ж-ж-ж) какой это звук звонкий или глухой? (звонкий), как шипит змея? (ш-ш-ш-ш)(глухой), как жужжит оса? (з-з-з) (звонкий), как качает насос (с-с-с-с) (глухой), как пыхтит тесто? (п-п-п-п)(глухой, )

-Какие звуки образуют пары по звонкости-глухости? (ж-ш,з-с, б-п)

Заполните  слоговую таблицу: стр 106 в азбуке.

и

е

а

о

у

ы

б

п

Вспомните слова, которые заканчиваются этими слогами. (грибы, гриба, самбо, отруби, о грибе, супы, о вкусном супе, нет супа,

По какому признаку подобраны слова (учитель ставит карточки со словами в столбики)

Грибы   -   гриб  - гриба  - о грибе          

Супы       -  суп    - супа -     о супе  

Слова изменяли.  

-Какие слова можно подставить в схемы? (вернуться к началу урока). Почему не подходит слово гриб? (на конце слышим п)

- Что происходит с согласным на конце слова гриб? ( оглушение).  Можно ли доверять ему? Какую букву надо посылать на работу?  Схема   гри[п] - ? б/п- грибы-  гриб,         [п]-п                (   звук п посылает на работу букву п или б)

                                                                     cу[п] - ? б/п – супы –суп                     - б   ?

На  конце парному согласному доверять нельзя, т. к. существует выбор буквы б или п, а в слоге слиянии такого выбора буквы нет,  грибы –(пы -нельзя), супы – (бы- нельзя).

Сделайте вывод, итог нашего исследования. Парному согласному на конце доверять нельзя, это опасное место, надо проверять, ставить в слияние.

Вернёмся к книге стр 106.

Я прочитаю текст а вы слушайте. Рассматривание иллюстрации и поиск ответа на вопрос.

Далее текст читают ученики по предложениям.

-Попробуйте найти  новые слова в словах, записанных на карточках (белка,  зебра, бурундук, барсук, бегемот, кабан  переставьте слоги - банка).

Вот и подошёл к концу урок.

Что нового узнали на уроке,(басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»,) что повторили?

Кто считает, что работал хорошо, хлопните в ладоши.

Домашнее задание: найти басню И.А.Крылова «Квартет», прочитать, с106-107 читать.


 



Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Б, б, обозначающие звуки [б],[б’].

Цели урока:

  • Формировать навык правильного, плавного, сознательного чтения слов с изученными буквами;
  • Познакомить учеников с понятием форма слова
  • Продолжать пропедевтическую работу по формированию орфографической зоркости (правописание парных согласных на конце слова);
  • Развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, память;
  • Воспитывать интерес к родному языку, положительное отношение к учению.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости.  Повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь так как положено ученикам.

Для работы нам понадобятся: учебник, касса букв и слогов, альбом, пенал. На столах должны лежать карточки с текстами.

  1. Проверка домашнего задания.

        Как всегда начнём с проверки того, что делали дома.

       -  Покажите как вы оформили в альбоме страничку буквы б, какие предметы нарисовали.  (Рассматривание детских работ).

        -  Подготовим ротик к рассказыванию скороговорки.

            Артикуляционная гимнастика: «Заборчик-дудочка», «Часики», «Качели».  

            Проговаривание слогов со стечением согласных (Повторяют за учителем. Начинать с двух слогов далее 3, 4, 5):

             Бла, бло, блу, блы, бли,     пла, пло, плу, плы, пли,      бла-пла, бло-пло, блу-плу, блы-плы, бли-пли.

            Совместное проговаривание скороговорки с отстукиванием ритма.

            Рассказывание скороговорки 3-4 детьми.

     - Дома читали текст о бобрах.

               Что узнали о бобрах?  Расскажите. (1-2 ученика пересказывают текст).

  1. Постановка темы и цели  урока.

 Чем сегодня будем заниматься на уроке узнаете от учёного жучка. Прочитайте его записку, разгадав шифр.  Приготовьте кассу . Буквы выкладывайте на парте.(запись на доске: 3 п, 1л, ….     )

- Проверьте, такое слово получилось у вас?

           ПОВТОРЯЕМ БУКВУ Б.

- У кого так, хлопните 2 раза в ладоши.

-Сегодня будем учиться читать слова с буквой б, а также  проведём небольшое исследование.

Что можете сказать о работе этой буквы?  - обозначаем этой буквой согласные звуки [б],[б]; звонкие согласные.

           Сейчас поиграем в игру «Камень -вата».

Если слышите в слове мягкий б, то это вата – раскрытая ладонь, если слышите твёрдый согласный б, то это камень – рука в кулачке.  Учитель показывает картинки предметов, дети соответственно показывают кулак или ладошку. ( белка,  зебра, бурундук, барсук, бегемот, кабан )

Подберите подписи к  картинкам.  (На партах у каждого ученика карточки со  словами и у учителя).

Что общего в значении этих слов, что они обозначают? (Это животные).

-Разложите эти картинки в  соответствии схемам:   *----   ,     -----*----      ,  ------*(место звука в слове)

  Дети по одному выходят к доске и располагают картинки по схемам.

- Почему нет картинок в третьем столбике? (Парный звонкий на конце слова оглушается) . Попробуем подобрать такое слово.   (Дети предлагают свои варианты слов).

- Может быть таких слов нет?

В течение урока понаблюдаем над особенностями слов с парными согласными на конце и сделаем вывод.

Физминутка под музыку (Ужасно интересно всё то, что неизвестно… № 47)

А вы знаете, что многие животные имеют способности к учению и легко поддаются дрессировке? Где мы можем встретить таких животных? (правильно, в цирке).

-А где мы можем встретить говорящих зверей? (в сказках,  в книгах.)

Откройте азбуку на стр. 105.  

-Кто изображён на этой странице? (осёл, козёл, мартышка, медведь).

-Что они делают?  Кто знает, как называются эти музыкальные инструменты? (                  )

Кто узнал из какого произведения эти герои?  (басня И.А.Крылова  «Квартет») написать на доске.

Слово КВАРТЕТ обозначает            

Дома найдите книгу с баснями И.А.Крылова и попросите взрослых прочитать. Где можно найти книгу, если её нет дома? ( правильно, в библиотеке). Что такое библиотека?

На доске написаны слова. Прочитайте их .

Би- библио- библиотека, суббота, показ-показали, сборник, рассматривали, сказ-сказка-рассказ-рассказывал, интерес-интересно, вспомнить-запомнить.

А теперь будем читать текст. Стр 105. Слушайте внимательно и обязательно следите за читающим.

Текст читают по предложениям дети.

Беседа по прочитанному.

Про что читали? Где были ребята? Что показали им в библиотеке?

- Прочитаем текст ещё раз. Найдите , какие слова из басни запомнили  ребята.

Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и лисица » в исполнении артистов театра.

Дети прослушивают запись.

Беседа по прослушанному.

Что произошло? Почему ворона осталась без сыра? (глупа,  хитрая лиса),

Физминутка о животных.

 Как жужжит жук? (ж-ж-ж-ж) какой это звук звонкий или глухой? (звонкий), как шипит змея? (ш-ш-ш-ш)(глухой), как жужжит оса? (з-з-з) (звонкий), как качает насос (с-с-с-с) (глухой), как пыхтит тесто? (п-п-п-п)(глухой, )

-Какие звуки образуют пары по звонкости-глухости? (ж-ш,з-с, б-п)

Заполните  слоговую таблицу: стр 106 в азбуке.

и

е

а

о

у

ы

б

п

Вспомните слова, которые заканчиваются этими слогами. (грибы, гриба, самбо, отруби, о грибе, супы, о вкусном супе, нет супа,

По какому признаку подобраны слова (учитель ставит карточки со словами в столбики)

Грибы   -   гриб  - гриба  - о грибе          

Супы       -  суп    - супа -     о супе  

Слова изменяли.  

-Какие слова можно подставить в схемы? (вернуться к началу урока). Почему не подходит слово гриб? (на конце слышим п)

- Что происходит с согласным на конце слова гриб? ( оглушение).  Можно ли доверять ему? Какую букву надо посылать на работу?  Схема   гри[п] - ? б/п- грибы-  гриб,         [п]-п                (   звук п посылает на работу букву п или б)

                                                                     cу[п] - ? б/п – супы –суп                     - б   ?

На  конце парному согласному доверять нельзя, т. к. существует выбор буквы б или п, а в слоге слиянии такого выбора буквы нет,  грибы –(пы -нельзя), супы – (бы- нельзя).

Сделайте вывод, итог нашего исследования. Парному согласному на конце доверять нельзя, это опасное место, надо проверять, ставить в слияние.

Вернёмся к книге стр 106.

Я прочитаю текст а вы слушайте. Рассматривание иллюстрации и поиск ответа на вопрос.

Далее текст читают ученики по предложениям.

-Попробуйте найти новые слова в словах, записанных на карточках (белка,  зебра, бурундук, барсук, бегемот, кабан  переставьте слоги - банка).

Вот и подошёл к концу урок.

Что нового узнали на уроке,(басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»,) что повторили?

Кто считает что работал хорошо, хлопните в ладоши.

Домашнее задание: найти басню И.А.Крылова «Квартет», прочитать, с106-107 читать.


        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук   бе-ге-мот     ка-бан

        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук  бе-ге-мот     ка-бан

        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук  бе-ге-мот     ка-бан

        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук  бе-ге-мот     ка-бан

        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук  бе-ге-мот     ка-бан

белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук  бе-ге-мот     ка-бан

        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук  бе-ге-мот     ка-бан

        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук  бе-ге-мот     ка-бан

        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук  бе-ге-мот     ка-бан

        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук  бе-ге-мот     ка-бан

        Бел-ка  зеб-ра  бу-рун-дук  бар-сук  бе-ге-мот     ка-бан

        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан        белка  зебра  бурундук  барсук бегемот     кабан

Крылов

Иван



Андреевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

Конспект урока математики "Повторение изученного. Умножение чисел, оканчивающихся нулями".

Цель урока - закрепление умения использовать письменные приемы умножения многозначных чисел, оканчивающихся нулями.Задачи урока: Отработка навыка устных вычислений и табличного умножения; закрепление ...

Конспект урока. Тема Повторение изученного по темам «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Решение задач», 2 класс. (УМК) системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Цели деятельности учителя: закрепление материала по изученным темам: «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Решение задач».Планируемые результатыПредметные:Знать: ал...

Конспект урока письма «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами» (УМК "Школа России", 1 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами»Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация...

Конспект урока по русскому языку на тему «Повторение изученного. Своя игра», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний по изученному материалу из разных разделов русского языка; развитие умения обогащение и расширение словарного запаса обучающихся.Планируемые результаты:Пред...