Открытый урок по теме:"Заглавная буква В".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Васильева Алевтина Георгиевна

Урок обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_v.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева А.Г., учитель начальных классов

МБОУ "Карачуринская ООШ" Чебоксарского района ЧР

Тема: Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. Продолжение знакомства с суффиксами и корнем.

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: чистый лист бумаги у каждого ученика, карандаши или фломастеры.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Работа с именами людей по слайду

Работа в «Букваре».

– Откройте свои «Буквари» на с. 98.

– Как вы думаете, какая будет тема урока?

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление плана урока.

План (примерный)   3  2

Знакомство с заглавной буквой.

Звуко-буквенный анализ слов.

Знакомство с написанием  буквы В.

Чтение  слогов.

Чтение предложений и текстов.

Письмо слов и предложений.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Каким кружком обозначаем такие действия?              

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Работа в «Букваре».

1)  Наблюдение над однокоренными словами.  2    3    4

– Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни слов. Они обладали удивительной способностью «разрастаться». Когда корень «разрастался», из него появлялись новые слова-веточки.

Дети рисуют сказочную полянку, на которой постепенно будут появляться корни -вод-, -трав-, -слов-, -сов-.

– Прочитайте слова первого столбика про себя, выделите корень.

– Из какого корня выросли эти слова на вашей полянке? Нарисуйте, как вы себе это представили.

– Прочитайте слова второго столбика.

– Выделите корень. Зарисуйте.

– Прочитайте слова третьего столбика.

– Какой корень?

– Зарисуйте.

– Сколько веточек у каждого корня?

– Прочитайте ещё раз слова.

– А какие слова ещё могут вырасти на каждом дереве? Приведите примеры.

2) – Позовите слова к себе в гости, поставьте ударение.

– Прочитайте корни с ударным гласным.

– Найдите и прочитайте слоги с безударным гласным в корне.

– Какой гласный в них безударный?

– Что заметили?

– Какой вывод можете сделать? (Вывод: корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково.)

3) – В каких словах увидели суффиксы?

– Подчеркните суффиксы.

– Прочитайте группы однокоренных слов.

– Найдите среди всех этих слов слова, в которых два слога.

4) Чтение слов, обозначающих имена собственные.

– Прочитайте про себя имена.

– Прочитайте вслух имена девочек.

– Прочитайте имена мальчиков.

– С какой буквы пишем имена?

– Подчеркните её.

– Какой вывод можно сделать?

Правило: имена людей, названия городов, рек пишем с большой буквы.

– Какая заглавная буква понадобилась для этих слов?

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

2. Работа в прописи.   2   5

       

1) – Откройте прописи на с. 20. Посмотрите на  табло.

– Из каких элементов состоит буква?

– В каких буквах эти элементы встречаются? (К, З.) 

Учитель соединяет на доске элементы буквы В.

2) – Напишите элементы буквы В разными цветными ручками.

3) Гимнастика для пальцев: постукивание, сжимание, разжимание, поглаживание.

4)  Написание слогов с заглавной буквой В.

– Прочитайте слоги и буквосочетания.

– Дополните их до полных слов.

– Обведите те из них, из которых у нас получились имена. Пользуйтесь ручками двух цветов, обращая внимание на соединения.

ΙΙΙ. Применение нового знания

   1. Работа в «Букваре».  5   6   2

1) Наблюдение над образованием новых слов.

– А теперь давайте посмотрим, как можно образовать новые слова. Рассмотрите, что записано в рамке.

– Как большой дом превратить в маленький? (Дом – домик.)

– Как ласково назвать сына? (Сын – сынок.)

– Какая часть слова помогала вам? (Суффиксы -ок-, -ик-.) 

– Объедините в группы слова с разными суффиксами.

            1-я группа                                2-я группа

       дом – домик                              сын – сынок

       сад – садик                               сыр – сырок

       плот – плотик                         дым – дымок

– Что заметили? (Слово становится больше, длиннее, а предмет меньше.)

– Почему?

– Какой вывод можно сделать?

– Для чего нужно уметь образовывать слова? 4

2) Морфемная разминка. Учитель называет слово, дети образуют при помощи суффикса новое слово и пытаются назвать суффикс. ЭТО ПРОПЕДЕВТИКА! Если не получается, то называет учитель.

ком – ком-ок

огонь – огон-ёк

снег – снеж-ок

лист – лист-ок

дуб – дуб-ок

гриб – гриб-ок

глаз – глаз-ок

пух – пуш-ок

голубь – голуб-ок

друг – друж-ок

билет – билет-ик

жук – жуч-ок

мяч – мяч-ик

котёл – котел-ок

карандаш – карандаш-ик

лес – лес-ок...

зверь – звер-ёк

Можно поменять задание: учитель называет слово с суффиксом, а дети – слово, от которого оно образовалось.

 2. Физкультминутка.

3. Работа в «Букваре».

     Чтение рассказа «Наша выставка» (с. 98). 1  4  7   1

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста.

– Какие экспонаты представлены на выставке?

– Кто автор этой выставки?

– Как догадались?

2) Работа с текстом во время чтения.

Самостоятельное чтение текста про себя и проверка гипотез.

Повторное чтение вслух по предложениям.

1-е предложение:

– Где расположена выставка? (В классе. Об этом сказано в конце

текста.)

2-е предложение:

– А что такое водопад? Посмотрите на иллюстрацию: вода падает вниз с большой высоты – водопад. Нашли картину этих ребят на рисунке?

3-е предложение:

– Что значит – вышила коврик?

– А вигвам – это... (Жилище индейцев.) 

5-е предложение:

– Наверное, им нравится печь торты и пироги?

6-е предложение:

– Интересно, о чём книга у Павлика?

– А почему в конце этого предложения поставили восклицательный знак?

7-е предложение:

– Какой вопрос хочется задать?

– Что можно сказать про Вову?

– Почему в конце текста автор поставил многоточие?

3) Работа с текстом после чтения.

– Сколько всего ребят принимали участие в выставке?

– Что сделали ребята?

– А как зовут мальчика, который изображён на картинке?

– Какой экспонат выставки вас удивил больше всех? Почему?

– Сколько раз в тексте использована красная строка?

– Прочитайте все имена.

– Какая буква понадобилась для записи этих слов?

4) Творческое задание.

– Придумайте продолжение этого рассказа. Останутся ли довольны мамы и папы? А что скажет Вовина мама?

Вопросы к ученику, составившему продолжение рассказа (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Какую работу мы сейчас выполняли в «Букваре»?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

   4. Работа в прописи.   4    2

1) Повторение написания заглавной буквы Д.

– Рассмотрите с. 21 в прописи. Какая работа нам предстоит?

– Почему?

2) Написание имён с буквой Д.

– Прочитайте слова второй строчки.

– Что это?

– Как написаны? Почему?

– Обведите слова из трёх слогов.

– Какое слово осталось? Обведите его.

– Как обозначим заглавную букву? Обозначьте.

3) Повторение написания букв В в, запись имён с буквой В.

4) Самостоятельное обведение и запись букв и слов с образца.

– Что нужно сделать на следующих трёх строчках?

– Как вы это будете делать?

– Выполните работу самостоятельно.

Взаимопроверка.

– Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу товарища.

– За что вы можете его похвалить?

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

6) Самооценка работы в прописи за сегодняшний урок.

– Что у вас на этой странице получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 9.

– Как оценили свою работу? Почему?

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ТООУ

ТООУ

ΙV. Итог

– Какая была тема урока?

– Что нового мы узнали об образовании слов в русском языке?  4  4

Рассмотрите ещё раз рисунок, который мы рисовали в начале урока. Что мы пытались изобразить?

– Вспомните однокоренные слова, о которых мы говорили.

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

ТООУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Разработка урока по теме: «Заглавная буква «К». Письмо заглавной буквы «К». ОС «Школа 2100», 1 класс

Согласно требованиям ФГОС, урок ориентирован на новые образовательные результаты. Учащиеся получают возможность для формирования положительного мотивированного отношения к процессу обучения, адекватно...

Открытый урок 2 класс "Заглавная буква в именах собственных"

Открытый урок 2 класс "Заглавная буква в именах собственных"...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...