Открытый урок 2 класс "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Евдокимова Виктория Игоревна

Открытый урок 2 класс "Заглавная буква в именах собственных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_otkrytyy_urok1.pptx2.98 МБ
Файл otkrytyy_urok_vo_2_klasse.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Тема урока Сегодня на уроке предстоит: уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных « »

Слайд 6

в о р о бей с о рока за я ц л и сица в о рона м е дведь

Слайд 7

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев.

Слайд 8

Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

Слайд 11

СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ

Слайд 12

СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ

Слайд 13

СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ

Слайд 14

Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина. сущ. гл.

Слайд 15

кошка Шарик собака Мурка корова Сокол конь Зорька

Слайд 16

Мы живём на планете Земля , в стране Россия , в городе Велиж . Наша школа находится на улице Советская .

Слайд 17

1 ирина 2 котёнок 3 воробей 4 россия 5 москва 6 страна 7 дядя 8 иванович

Слайд 18

Имена собственные Имена Отчества Фамилии Клички животных Названия городов, стран, улиц, рек Итог урока

Слайд 19

Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя… научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за …



Предварительный просмотр:


МБОУ «Средняя школа №1» г. Велиж

Открытый урок во 2 «в» классе

Тема: «Обобщение знаний о написании слов с

заглавной буквы»

Подготовила: учитель

начальных классов

Волкович В.И.

2019 г.

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация (для корректного воспроизведения презентации, содержащей Flash-объекты (swf), необходима программа Adobe Flash Player),
  • раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (Слайд 1)

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 2-3)

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 4)

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

III. Чистописание.

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. (Слайд 5)

Давайте вспомним какие слова мы знаем на буковку «г» (Груша, галка, город, газета, гнездо)

- Послушайте весёлые стихи об этой букве.

  • Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.
  • Не гусь, не галка буква Г, а цапля на одной ноге.
  • Букву на плече носил, на лугу траву косил. [1]

 IV. Словарная работа. (слайд 6)

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)

Вертится, 
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. Слайд 6)

- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает за доской.)

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд 7)

Ребята почему фамилии написаны с большой буквы? (ответы)

А что кроме фамилий пишется с большой буквы (Ф.И.О)

Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт. (слайд 8)

- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».

Ребята почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.)(Слайд 9)

- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

2. Работа в группах.

– На ваших столах лежат карточки (Приложение 1. Задание для парной работы). Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в группе.  -А теперь проверим. (Слайд 10)

- У всех так? (Нет.) А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)

3. Физминутка - Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички? 

4. Аллея фамилий. (Слайд 11)

5. Площадь имён. (Слайд 12)

- Остановимся на площади имён.

- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

- Назовите имена, принадлежащие  девочкам, мальчикам.

6. Море отчеств. (Слайд 13)

7. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. (Слайд 14)

- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят

- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.

8. Клички животных.

- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 15)

- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.

кошка

 

 Шарик

собака

 

 Мурка

корова

 

 Сокол

конь

 

 Зорька

(Проверка по щелчку)

- Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.

  • 1 ряд. Задорно лает … Барбос
  • 2 ряд. Жалобно мяукает … Пушок
  • 3 ряд. На дворе мычит … Белянка

Проверка работы.

10. Большая буква в географических названиях.

- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире? (Слайд 11)

- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.

Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Велиже). Наша школа находится на улице (Советская). (Проверка. Слайд 12)

На данном слайде при проверке задания используются триггеры. После щелчка по прямоугольнику пропущенное слово открывается.

VI. Проверка знаний, умений и навыков.

- Вернуться домой мы сможем, если верно выполним тест (Приложение 1. Тест). Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус». Результаты выполненной работы проверим. (Слайд 13. Проверка по щелчку.)

VII. Обобщение. (Слайд 13)

- Какие слова относят к именам собственным?

Имена собственные (схема):

  • имена
  • отчества
  • фамилии
  • клички животных
  • названия городов, стран, улиц, рек

- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

- Прочитайте, как говорится об этом в учебнике (с.125).

VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 14)

Учитель:

  • Наше путешествие подходит к концу.
  • Что интересного вы узнали об именах?
  • Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)

IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)

Задание по выбору:

  • Записать названия улиц нашего города.
  • Придумать сказку о большой букве. (Приложение 3. Пример выполненного творческого домашнего задания).

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Волина В. В. Праздник букваря: Книга для учителей и родителей. - М.: АСТ-пресс, 1995.
  2. Журжина Ш.В., Костромина Н.В.Дидактический материал по русскому языку: 2 кл. Пособие для учащихся четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Ракитина М.Г. Русский язык. Математика: Дидактические материалы. 2 класс. – М.: Рольф, 2000.
  4. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4классы / сост. Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  5. Значение имён http://znachenie-fio.ru/znachenie_imeni
  6. Значение фамилий http://znachenie-fio.ru/znachenie_familii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний

Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...

Русский язык (1 класс) Н. А. Чуракова ,УМК «ПНШ» Казанцева Татьяна Геннадьевна Тема урока. Заглавная буква в именах собственных.

Планируемые   результаты  деятельности:     Личностные   У УД :- формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой ча...

Темы урока: Большая буква в именах собственных/ (1 класс)

Данный конспект урока может быть полезен учителям первых классов, работающих по программе "Школа России" , по ФГОС....

Конспект урока "Большая буква в именах собственных" 3 класс VIII вид

Конспект урока "Большая буква в именах собственных"...

Конспект урока "Заглавная буква в именах собственных"

Урок письма в 1 классе по теме «Заглавная буква в именах собственных»(именах, фамилиях, отчествах людей), УМК «Школа России», имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода...

Урок русского языка во 2 классе.Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.

познакомить учащихся с правописанием слов, обозначающих названия городов, сел, деревень, озер, морей.- повторить правило о написании слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных...