Урок русский язык 1 класс Тема «Согласные глухие звуки [х], [х’], отличающиеся по признаку твёрдости – мягкости, буквы «Х», «х»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Богатова Ольга Сергеевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок 1 класс. 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок обучения грамоты и письма в 1 классе

Тема: «Согласные глухие звуки [х], [х’], отличающиеся по признаку твёрдости – мягкости, буквы «Х», «х».

УМК «Начальная школа 21 века»
В условиях реализации ФГОС.

Цели: познакомить учащихся с новой буквой;
учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную, на основе двухуровневых моделей слов;
продолжать формирование умения читать слова по слогам и орфоэпически.
Формирование УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: строить логические рассуждения, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, сравнивать объекты, выделять из множества один.
Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать название новой буквы, уметь её читать.
Уметь определять характеристику нового звука.
Должны научиться писать новую букву.

Ход урока

1 слайд. (Улыбающееся солнышко, звучит тихая музыка).
I. Вводная часть урока.
Мотивация.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
Нас торопит в класс
Ведь урок у нас!
-Представьте, что на нас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее.
2 слайд. На экране яхта, плывущая по морю и Маша с Мишей.
-Ребята, кто это? Маша и Миша приглашают нас, отправится в путешествие, а с собой обязательно надо взять дружбу. На столах у вас лежат яхты, на них вы будите отмечать освоение материала на каждом этапе урока. Ну, что же отправляемся в плавание.

II. Повторение.
3 слайд. Остров звуков и букв.
Мы с вами попадаем на остров звуков и букв.
Скажите, что вы знаете о звуках и буквах.
Д. Мы знаем, что звуки слышим и произносим.
Мы знаем, что буквы видим и пишем.
Мы знаем, что буквы обозначают звуки.
Мы знаем, что звуки бывают гласные и согласные.
Мы знаем, что звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Мы знаем, что звуки бывают звонкими и глухими.

-Мы повторили наши знания о звуках и буквах.
Это был первый этап урока «Повторение»
Отметьте на яхтах, как он для вас прошёл, все ли вспомнили то, что знали о звуках и буквах.

III. Знакомство с новой темой. Постановка учебной задачи.
-Сегодня у нас урок открытия нового знания.
4 слайд. Неизвестный остров, буква «х» изображена с вопросом.

-Мы попали на неизвестный остров, которым правит неизвестная буква.
-Что поможет нам узнать эту букву? (учебник)
-Откройте учебник по закладке. На какой странице будем работать?
-Посмотрите на страницу и скажите, какая тема нашего урока? (Знакомство с новой буквой)
-Что мы уже можем сказать о новой букве?
(эта буква обозначает два звука, мягкий и твёрдый, что эти звуки согласные и глухие.)
-Как вы это узнали? ( по квадратам, слева в верху.)
-Чего мы не знаем? (как называется эта буква и как её читать)
-Тогда цель урока, какая? (узнать всё о новой букве)
-Посмотрите на звуковые модели вверху на странице.
- Что нужно сделать, чтобы выделить отдельный звук?
(Нужно произнести всё слово, протягивая нужный звук)

-Произнесите первое слово. А теперь произнесите только выделенный звук в слове.
-Правильно ли этот звук обозначен в модели квадратом?
(да, т.к. квадрат это модель согласного.) Докажите.
-Значит, звук [х] в этом слове какой? (согласный), а ещё какой в этом слове? (твёрдый).
Почему? (после него стоит буква а, которая указывает на твердость)
-Прочитайте по схеме второе слово, выделяя новый звук. Произнесите только выделенный звук. Какой он? Почему мягкий?
-Произнесите ещё раз эти звуки. Как они звучат? (глухо), значит по звонкости, глухости какие?

Физминутка. Слайд № 5.

-Звуки[ х],[ х’] обозначают буквами «Х», «х»
6 слайд. Остров буквы «Х, х», стихи о букве.

-Посмотрите на картинку, вот она буква «Х».
-Почему их четыре?
(Стих о букве) .
-Назовите название предметов с твердым звуком[ х], а теперь с мягким звуком[ х’].

(Конструирование буквы из палочек.)
-Посмотрите на ленту памяти, я показываю вам буквы, скажите, какие они? (парные)
-Что можно сказать о букве «х»? ( у неё нет пары, она непарная)
-В какой домик мы её поселим в ленте памяти?

-Мы сделали открытие, и неизвестный остров для нас стал известным.
-Найдите её место в алфавите. Перед какой знакомой буквой находится буква ха?

IV. Актуализация знаний.
-Рассмотрите иллюстрации ниже в учебнике и под ними двухуровневые модели слов.
-Кто изображён на первой иллюстрации? Кто такой химик?
- Произнесите первый звук. Дайте характеристику этому звуку.
-Почему звук мягкий?
Кто изображён на второй иллюстрации? Кто такой хорь?
Слайд № 8. Рисунок хорька.
-Кто расскажет нам о хорьке?
-Назовите первый звук. Дайте характеристику. Почему твёрдый?
-Посмотрите на звукобуквенную модель ещё раз, что интересного заметили? (кол-во букв и звуков разное.)
-Сколько букв, сколько звуков? Почему разное? (ь знак звука не даёт, а ещё какая буква звука не даёт? (ъ)

-Мы попали на следующий остров слогов.
Слайд № 9 ( остров со слогами).

-Посмотрите на столбики слогов и обсудите в паре свои наблюдения.
Чья пара готова?
-Смотрим на слоги под первой моделью.(1 столбик начинается с гласных букв, 2, 3 столбики начинаются с согласной буквы ха)
Посмотрите ещё раз на 2,3 столбики. Что заметили? (во 2 столбике после буквы ха, стоит гласная, указывающая на твёрдость согласного, а в 3 –на мягкость согласного)
Чтение слогов с твёрдым звуком [х], а затем с мягким звуком [х’]
Отметьте на яхтах усвоение нового материала на этом этапе урока.

V.Работа в прописях
- Мы попали на остров письма.
Слайд 10. Правила посадки при письме.

-Из каких элементов состоит буква «х» строчная?
(Две полоски в форме полуовала)
-Сконструируйте букву «х» из элементов букв.
Обучение написанию буквы « х».
Слайд № 11.
Перед написанием буквы на волшебной линеечке отметьте крестиком свой прогноз, научитесь ли писать эту букву.
Повторите написание по воздуху. Пропишите первую строчку буквы « х».
Превратите самую лучшую букву в солнышко.

VI .Самопроверка, взаимопроверка.

-Вернёмся к волшебной линеечке, отметьте на второй полоске, научились ли вы писать букву «х».
А теперь сравните свой прогноз с тем, что получилось. Поднимите руки, у кого совпал прогноз.

VII. Работа в группах.
- Вспомним правило работы в группах.
.(Не шуметь, уметь договариваться, выбираем спикера)
Слайд 12. Расшифровать радиограмму.
На слайде (4,2), (1,1), (2,6) (1,5), (1,6),(3,6), (2,2), (1,1), (4,2), (5,6)
Что получилось?
Наше путешествие подошло к концу. Подведём итог.

Слайд № 13.На экране: Я сегодня на уроке узнал (а)…..
Я сегодня научился (лась)…….
Отметим на яхтах следующий этап урока; научились ли вы писать букву «х».
-Посмотрите на картинки. Кто это? («Ах» и « Ох»)
-Что обозначают эти слова? (разные чувства человека.)
Когда произносим : «Ах»! Когда «Ох!»
Кто доволен, как он поработал на уроке, прикрепите свой шарик к картинке с изображением« Аха», а кто нет - к «Оху».
Слайд № 14. Солнышко
-Посмотрите на моё настроение, а какое настроение у вас? Я рада, что у нас хорошее настроение).
Хотелось бы сказать вам:
Спасибо за старание!

Слайд №15

Прозвенит звонок с урока.
Поиграть придёт пора.
Что узнали на уроке,
Не забудьте, никогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами  Т, т....

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...

Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по обучению грамоте «Согласные  глухие  звуки [ф], [ф\'],  отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

Согласные глухие звуки [х]- [х\'],отличающиеся по признаку твёрдости- мягкости. »

УМК: Перспективная начальная школаКласс: 1Тема: «Согласные глухие звуки [х]-  [х\'],отличающиеся по признаку    твёрдости- мягкости. »Цель урока: Познакомить учащихся с глухими согл...