Согласные глухие звуки [х]- [х'],отличающиеся по признаку твёрдости- мягкости. »
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Дубовская Татьяна Юрьевна

УМК: Перспективная начальная школа

Класс: 1

Тема: «Согласные глухие звуки [х]-  [х'],отличающиеся по признаку    твёрдости- мягкости. »

Цель урока: Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [х]-  [х'],

учить дифференцировать эти  звуки по твердости- мягкости,

дать характеристику звукам, которые обозначает буква х.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx720.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

УМК: Перспективная начальная школа

Класс: 1

          Тема: «Согласные глухие звуки [х]-  [х'],отличающиеся по признаку    твёрдости- мягкости. » 

Место урока в изучении темы, раздела -  

Урок  шестого, предпоследнего, раздела: «Изучение букв, обозначающих непарные глухие мягкие и твердые согласные звуки.

Используемые формы работы и обоснование их целесообразности- 

Фронтальная  работа  - ответы на вопросы учителя. Учитель имеет возможность наблюдать и оценивать учащихся в работе, их отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом.

Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся.

        Работа в паре – формируются коммуникативные качества, личностные УУД.

Используемые методы работы и обоснование их целесообразности-

Развитие познавательной активности учащихся.

Организация самостоятельной работы.

Повторение пройденного на протяжении всего урока.

Логическая связь нового материала с ранее изученным.

Организация работы в парах.

         Работа с учебником.

 

Используемое оборудование;

Азбука. Учебник по обучению грамоте  и чтению. Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков.

Условные обозначения пунктов плана урока.

        Тетрадь для печатания.

Цели:

Задачи:

Результат  урока

(предметный)

Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [х]-  [х'],

учить дифференцировать эти  звуки по твердости- мягкости,

дать характеристику звукам, которые обозначает буква х.

- Смоделировать букву.

 Характеристика  новых звуков.

 

- Обогащать словарный запас учащихся

- Сравнить слова.

- Отрабатывать навыки работы  со звуко- буквенной схемой.

Цель

Результат метапредметный.

- Формировать умение сотрудничать в паре

- Формировать умение прогнозировать свой результат.

 - Оценивать деятельность  товарища

Отсрочен во времени.

Конспект урока.

Обучение грамоте. Чтение.

УМК:   Перспективная начальная школа

Класс:  1

Тема: «Согласные глухие звуки [х]-  [х'],отличающиеся по признаку    твёрдости- мягкости. »

Цель: Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [х]-  [х'],

учить дифференцировать эти  звуки по твердости- мягкости.

Ход урока.

       Этап

      урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Вводно- мотивационный

Формировать положительную учебную мотивацию.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Проверьте готовность к уроку,  посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

-  Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

- Садимся очень тихо, красиво.

Начинаем урок  

«Обучение  грамоте. Чтение»

Для нашего урока я взяла следующий эпиграф.

(на доске).

Давайте его прочитаем.

Я желаю, чтобы одна из наших трудных дорог обязательно стала лёгкой,   и  вы узнали  для себя что-то новое.

Эпиграф читает один из учеников:

«Самая трудная дорога та, которую не знаешь. Самая легкая дорога та, которую нашел».

2. Определение темы урока

Определить тему урока.

Ребята, урок я бы хотела начать стихотворением, а вы внимательно послушайте  и определите, какой звук встречается чаще других?

-  Дадим ответ на вопрос?

- Кто назовет тему урока?

Чтение стихотворения учеником:

Хмурый, хилый хнычет хорь,

На Хоря напала  хворь,

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть.

Ответы на вопросы учителя:

- звуки х, х'

- буква х и  звуки, которые она обозначает.

3.Определение  целей  урока.

Определить цель урока.

Назовём  основные цели урока?

- познакомиться с новой буквой

- дать характеристику звукам, которые обозначает буква х.

4.Составление плана урока.

Составить план урока.

-Чтобы выполнить все задачи, составим план.

- Ребята, выполняя пункты плана, мы должны по ступенькам забраться на вершину лесенки успеха (на доске), а поможет нам Смайлик, умный и веселый.

- Показываю условный знак,  а вы формулируете цель каждого пункта плана.

Формулирование   задач к каждому пункту плана.

 Перекодирование информации.

1. Дать характеристику новым звукам.  

2. Познакомиться с новой буквой.

3.Сравнить слова.

4. Поработать со звуко- буквенной схемой.

5. Работа по теме урока.

Дать  характеристику звукам.

Познакомиться с новой буквой.

Научиться моделировать изученную букву.

Сравнить с окружающими предметами.

Сравнение слов.

Познакомиться со значением непонятных слов.

Продолжать  учиться работать со звуко- буквенными схемами.

Учиться делать прогностическую оценку.

Отрабатывать умение оценивать товарища.

  1. Первый  пункт плана.

Цель этапа?

Стр. 92. – Азбука.

Кто изображен на первом рисунке?

- назовите спрятанный звук?

-дайте его характеристику?

- посмотрите на второй рисунок?

- кто изображен на этом рисунке?

- назовите спрятанный звук?

-дайте его характеристику?

Ребята,  мы поверим на слово или будем доказывать?

- согласный (доказывает 1 колонка)

- глухой  (доказывает 2 колонка)

Твердый- мягкий.

Рассмотрим следующие иллюстрации.

- Как называют человека, который проводит опыты?

- где встречается новый звук?

- какой зверек на второй картинке?

- характеристика.

Вывод

Ребята, как вы считаете, мы выполнили первую задачу?

Перемещаем Смайлика. (доска)

Переходим ко 2 пункту плана.

  1. Второй пункт плана

Цель этапа?

 – Посмотрите на доску (странички из «Веселой азбуки»)

На букву х  в Азбуке.

На что похожа буква х?

- Давайте попробуем смоделировать букву х.

Во время моделирования:

 «Х» – забавная игрушка,

 Деревянная вертушка –

 Ветру вольному подружка.

Вывод

Мы познакомились с буквой х?

Перемещаю Смайлика.

ФМ.  Хомка- хомка.

Какие слова с новыми звуками встретились в ФМ?

  1. Третий  пункт плана  

Чтение слов с буквой х – сравнение.

Чтение пар слов на розовом и голубом фоне. Мальчики читают и сравнивают слова на голубом фоне - рассказывают девочкам в паре.

Девочки – на розовом фоне.

Какие слова вам не понятны?

Что интересного в написании пар заметили девочки?

Что интересного в написании пар заметили мальчики?

 Вывод.

Перемещаем Смайлика.(доска)

Предлагаю отдохнуть.

  1. Четвертый пункт плана

Работа со звуко- буквенными схемами.

Откройте тетрадочки для печатания. Рассмотрите задание.

Слова:  Хворь,  хижина, хвоя

Что интересного увидели?

Как вы думаете, что мы должны сделать?

На волшебной линеечке  спрогнозируйте оценку:

смогу, не смогу, затрудняюсь.

Проверка:

  операция  «зеленая паста».

+ - правильно,  

- - неправильно.

Оцените товарища:

6 баллов(+)- вверху,

3 балла(+)-  по середине.

Остальные- выше, ниже.

Вывод:  

Перемещаем Смайлика.(доска)

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Можно ли сказать, что мы с вами открыли новую дорогу?  

Достигли поставленной цели?

-  Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд.

- Мы добрались на вершину лесенки успеха. (доска)

Ответы на вопросы учителя:

- охарактеризовать звуки

- Муха

- [х]

- дают характеристику звуку

- мухи

- [х’]

- дают характеристику звуку

Доказательство:

Согласный -  при произнесении звука возникает преграда .

Глухой - при произнесении звука голос не участвует.

– химик.

- в начале слова.

- хорь.

- согласный звук  - [х]- глухой, твердый

Да,  мы узнали, что звуки  х, х' – согласные, глухие, отличаются по твердости- мягкости.

Познакомиться с новой буквой.

Смоделировать букву.

- ответы детей.

Моделирование буквы из проволоки.

Самостоятельная работа.

Взаимопомощь.

Хомка-хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Спинку моет,

Щечки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

- ответы детей.

Работа в парах.

Сравнение  слов.

- хилый-  больной.

- хворь- болезнь,

- хлев- загон для скота.

-Слова отличаются одной буквой.

- Во втором слове есть лишняя буква.

Слова прочитали, сравнили.

Чтение загадок : один читает- остальные отгадывают(Азбука стр. 93.)

- два столбика,  в одном- слова, в другом – схемы.

- соотнести слова и стрелочки.

- достроить схемы.

Прогнозирование результата.

Выполнение задания:  самостоятельно.

Оценивание товарища (взаимооценка)

Мы поработали со звуко- буквенными схемами.

6.Контрольно- оценочный.

А теперь подведем итог урока.

Продолжите предложения…

Я научился…

Я запомнил…

Я узнал…

Я понял…

Я затрудняюсь…

Я очень рада, что вы открыли для себя новое знание .

Спасибо за урок.

Выводы  детей.

Словесная оценка работы на уроке.

J:\DCIM\100_PANA\P1000990.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами  Т, т....

Согласные глухие звуки [т] [т\'], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Т, т.

Конспект урока обучения грамоте по программе ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...

Согласные глухие звуки [к], [к*], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы К,к.

На  этом уроке  дети знакомятся с согласными звуками [к], [к,] и буквами К,к. Обучающиеся ведут разговор о правильном питании. Составляют меню на букву К....

Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по обучению грамоте «Согласные  глухие  звуки [ф], [ф\'],  отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»...