Люби и знай родной язык.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Кушулинская Наталья Фёдоровна

21 февраля день русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.76 МБ
Файл Конспект35.12 КБ
Файл Приложение24.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Люби и знай родной язык» Выполнил: Учитель Кушулинская Н.Ф., ГБОУ СОШ № 585 г.Санкт-Петербург Презентация на тему:

Слайд 2

21 февраля «Международный день родного языка» В разных странах мира люди говорят на 6000 языках

Слайд 4

Эскимосы Алеутский язык

Слайд 5

Якуты Якутский язык

Слайд 6

Удмурты Удмуртский язык

Слайд 7

Буряты Бурятский язык

Слайд 8

Дагестанцы Аварский, даргинский, чеченский, лазский, лезгинский и табасаранский и др.

Слайд 9

Русские Русский язык

Слайд 10

Русскоговорящих на планете сократилось почти на 300 миллионов человек.

Слайд 11

Россия празднует день русского языка 6 июня.

Слайд 12

Родственными являются языки , которые исторически восходят к одному языку – предку – праязыку . Условно называют праславянским языком.

Слайд 13

Государственный музей политической истории России

Слайд 16

Назови следующую букву в алфавите.

Слайд 17

Домашнее задание. Русская народная сказка. Назови поговорку к сказке.

Слайд 18

СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА

Слайд 19

Проставь ударение в словах. Звонит , свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, щавель , положил .

Слайд 20

Исправь ошибки Дядя, прашу тебя, памаги Тваему племяннику толи, А то не будет его наги Вэтой пративнай школе. Мне вчера за дектант Учитиль паставил « дфа », А сам сказал, что маю роботу Даже несмок прачитать . Попраси его, дядя, изправить «двойку» И поставить мне «пятёрку».

Слайд 21

«Вопрос-ответ».  Хорошо ли владеете грамматикой русского языка? Узнаем.  Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?  Сколько падежей в русском языке?  Какие вопросы имеет родительный падеж?  Какие вопросы имеет винительный падеж?  Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.  Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?  В каком времени может находиться глагол?  Назовите местоимения 1 (2,3) лица?

Слайд 22

Серединки Ответ: удача

Слайд 23

Конкурс капитанов « Не здесь ли запрятан сундук ?» Н З А П Т А Д У Е Е С Р Я Н Н К З Д Ь Л И С У ?

Слайд 24

Крылатые фразы о русском языке.  Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (Куприн Александр Иванович.)  В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (Тургенев Иван Сергеевич)  Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (Константин Георгиевич Паустовский)

Слайд 25

Что удалось … Надо ещё поработать … Своей работой я … Игра для меня показалась … За игру я выполнил… Мое настроение … Как вы считаете, что нам удалось, а над чем ещё надо поработать?

Слайд 26

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 585

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
в 4 классе

Тема: Люби и знай родной язык.

Подготовил: учитель начальных классов

Кушулинская Наталья Фёдоровна

Санкт-Петербург

2013г.

Тип урока: урок закрепление знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,  групповая, индивидуальная.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Образовательные:

  • работать над умением учащихся соблюдать орфоэпические нормы языка;
  • развивать  навык грамотной и красивой речи;
  • формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку;
  • повышать культуру речи учащихся;

2. Воспитательные:

  • воспитывать чувство интереса к русскому языку;
  • активизация познавательной деятельности;
  •  умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ;

3. Развивающие:

  • работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса;
  • тренировать память и внимание.

Оборудование:

  • слайды презентации, экран, карточки с  заданиями  для индивидуальной работы и работы в парах.

Ход мероприятия

Организационный момент

Дети поделены на три команды. Название команд. Почему так назвали свои команды.                            (За представление команды 1 жетон)        Команда «Точки»

Мы точки, точки, точки!

Без нас вам не прожить!

Стоим в конце всегда мы,

А   ……..

                                                Команда «Запятые»

                                                Запятые, запятые,

                                                Кучерявые мы все!

                                                Мы стоим между словами,

                                                 А  ….

                                         Команда «Тире»

                                                                          Без тире нет азбуки   Морзе!

                                                                          Без тире не прожить никому!

  Ведь тире – незаметный отрезок,

                                                     А  ….

Учитель: Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. А всегда ли это было так?

Ученик: Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Сначала  все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие ин смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

Ученик:  (Одет в русский костюм)

 В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальный,  и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать. Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? Мы можем услышать эскимосов говорящих на алеутском языке. Якутов на якутском и  удмуртов на удмуртском языке, бурятский язык  и  дагестанцев говорящих на 4 литературных языках и других. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

Учитель: Большинство  людей сегодня общаются на русском.

-  Согласно имеющимся данным за последнее десятилетие число русскоговорящих на планете сократилось почти на 300 миллионов человек.

- А почему это происходит? (Ответы детей)

Учитель: Россия празднует день русского языка 6 июня.

Учитель:  Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку, чтобы наш язык жил как можно дольше среди людей и не исчезал.

Учитель: История языка очень богата, а как появился он,  узнаем из древа языков.

-Родственными являются языки, которые исторически восходят
к одному языку – предку –
праязыку . Условно называют  праславянским языком.

-Основа для русского языка это азбука. Мы с вами ходили в музей политической истории России на  Музейно-педагогические занятия «Где учился Филипок», «В старой гимназии».  

-Что узнали о древнерусской азбуке? (Она отличается от современной азбуки).

 -Какие древнерусские буквы вы запомнили из азбуки? (Ответы детей) (Фото)

-Кто создал эту  азбуку? (Кирилл и Мефодий).

Раньше на Руси была Азбука, которая имела глубокий зашифрованный смысл, и который со временем урезали и потеряли почти. Из книги В. Синельникова «АЗ БУКИ ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ ДОБРО ЕСТЬ (по одной версии, которая пришла много позже, БУКИ – это БОГИ). Я так это понимаю, переводя на современный язык: Я БОГОВ ВЕДАЮ (ПОЗНАЮ), ГЛАГОЛАЯ (ДЕЛАЯ) ДОБРО ЕСТЬ (ПРОЯВЛЯЯ), или Я ПОЗНАЮ БОГОВ ЧЕРЕЗ ДЕЛАНИЕ ДОБРА!

Игра

Учитель: Условия игры команды зарабатывают жетоны, а по окончанию игры, сколько жетонов столько слов выберут из сундука и должны составить цитату о русском языке. (Кто первый составит фразу, и правильно прочитает, тот и побеждает)

-Сегодня азбука изменилась. А знаете ли вы её, узнаем в следующем задании. (Приложение 1) (Инструкция №1)

Задание: Назови следующую букву в алфавите.  Из названных букв назови слово.

(2 жетона за правильное слово и правильное значение)

Слова: потчует (Угощает),

булатные (Вид стали с видимыми неоднородностями на стальной поверхности, чаще всего в виде узоров),

заветный (Любимый, дорогой, свято хранимый.)

наказ (Приказ, распоряжение, наставление),

дюж (Очень сильный, здоровый, крепкого сложения),

гуж (В упряжи, кожаная глухая петля, укрепленная в хомутных клешнях; гуж обносится поверх оглобли, и в него вставляется нагнетом конец дуги).   (Приложение1)

Учитель: Где еще встречаются древнерусские слова? (В русских народных сказках)

-Вам нужно исправить поговорку.  Назвать какая из них подходит к сказке. (2 жетона за правильные поговорки и какая подходит к сказке)  (Инструкция №2)

Сказка: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»   (Задание для 3-х команд.) (Приложение 2)

Учитель: Вы внимательно посмотрели отрывок из сказки и читали её. Сможете подобрать поговорку к сказке из данных и сказать, почему она подходит. 

Пословицы:  (Приложение 3) (Инструкция №2)

-Своя семья – самые верные друзья. Их водой не разольешь.

Учитель: Правильно назвали  поговорки. Как вы думаете, все люди говорят, пишут грамотно? (Ответы детей)

-Знают они о том, что грамотно говорят или нет? (Ответы детей) Ученик подготовил стихотворение о своём соседе.

Ученик:  Знакомьтесь, как пишет  Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет…»,

«Закрыт  м а г`а з и н на обед…»,

«Хозяйка моет  с т а к а н`ы…»,

«Секёт свеклу…»,

«Пекёт блины…».

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

- П е т`я! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

«П е т`я» обижен на ребят:

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Ю. Тимянский)

Учитель:  Как бы вы ответили на вопрос мальчика? (Ответы детей)

- Почему нельзя нарушать произносительные нормы? (Ответы детей)

-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно, произносить слова?

-Как думаете, в какой словарь? (Ответы детей)

-Задание проставь правильно ударение. ( Можно применить словарь у каждой команды) (Приложение 4) (Инструкция №3)

Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, щавель, положил.

Учитель: Потом он ещё пожаловался и своему дяде в письме за двойку, полученную по диктанту.

-Задание, прочитайте и исправьте ошибки в письме и посоветуйте, что необходимо выучить ему. ( 2 жетона за исправленные ошибки и название правил, не всё задание 1 жетон) (Приложение 5) (Инструкция №4)

Дядя, прашу тебя, памаги

Тваему племяннику толи,

А то не будет его наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю роботу

Даже несмок прачитать.

Попраси его, дядя, исправить «двойку»

И паставить мне «пятёрку».

Вопрос-ответ.

Учитель: Хорошо вы исправили ошибки, что для этого необходимо знать? (Грамматику русского языка, правила).  Мы с вами поиграем в игру (Приложение 9) «Вопрос - ответ» и узнаем,  вы всё знаете.  За правильный ответ 1 жетон. 

Конкурс капитанов и команды.

Команды играют в игру серединки. (Приложение 8) (Инструкция №5)

С

К

У

Р

П

Е

Т

Ь

Ответ:(Удача.)

Капитанам задание.

Н

З

А

П

Т

А

Д

У

Е

Е

С

Р

Я

Н

Н

К

З

Д

Ь

Л

И

С

У

?

Ответ: Не здесь ли запрятан сундук? (Приложение 6) (Инструкция №6)

- А в сундуке слова для фраз, и сколько монет собрали, столько и слов выдаётся команде. Дети должны составить знаменитые фразы о русском языке.

Крылатые фразы.

(Собрать фразу о русском языке) (Приложение 7)

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.  

(Куприн Александр Иванович.)

В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(Иван Сергеевич Тургенев)

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

(Константин Георгиевич  Паустовский)

Рефлексия.

Учитель: Наш великий язык, родной, могучий. Считаю вас великими людьми! Вы знаете самый богатый неповторимый русский язык.

-Как вы считаете, что нам удалось, а над чем ещё надо поработать?

-Что удалось …

-Надо ещё поработать …

-Своей работой  я  …

-Игра для меня показалась  …

-За игру я  выполнил…

-Мое настроение  …

-Проводятся декады, игры между классами.

-Скажите по фотографиям, какие вы задания выполняли?

Список использованных источников.

1)Волина В.В. Учимся играя. –М.: Новая школа,1994.-448 с.

2)Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому  языку.- М., Просвещение,1980.-208 с.

3)Иванова В.А. Занимательно о русском языке:

4)Пособие для учителя/ В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь.-Л.: Просвещение,1990.-255 с.

5)Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия « Внимание: опыт»./ Под редакцией  Е.А.Евлампиевой.-Чебоксары : «Клио»,1999.-66 с.

6)Сайт: Славяно – Арийская (древнерусская) Азбука. История. (Электронный ресурс) http://www.youryoga.org/article/slav_azbuka.htm

7) Иллюстрации древнерусской азбуки. Сайт :Секреты древнерусской азбуки.  (Электронный ресурс) http://www.evpatori.ru/sekrety-drevnerusskoj-azbuki.html

8) Международный день родного языка. Сайт Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Назови следующую букву в алфавите:

Н-О-

М-Н-

Р-С-

Х-Ц-

С-Т-

Г-Д-

Р-С-

Приложение 2

1 команда: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»   (задание для 3-х команд.)

Иванушка говорит:

— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком...

Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.

Залилась Аленушка слезами, села под стожок — плачет, а козленочек возле нее скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

— О чем, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Аленушка про свою беду.

Купец ей говорит:

— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами.

Произошла с Алёнушкой беда, злая ведьма заколдовала её и бросила в речку.

Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнехонько закричал:

— Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Аленушка из реки ему отвечает:

— Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

Пословицы:  -Их водой не разольешь.

-Своя семья – самые верные друзья.

Приложение 3

1 команде.

Своя семья – самые верные приятели.

Чтение – лучшее мучение.

Долг платежом украшен.

2 команде.

Их трубой не разольешь.

После драки шапками не машут.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

3 команде.

Своя семья – самые верные приятели.

Трудно в учении – легко на каникулах.

Одна голова хорошо, а две некрасиво.

Приложение 4

Звонит,   свекла,   красивее, каталог,   торты,    жалюзи, договор,    квартал,   щавель, положил.

Приложение 5

Дядя, прашу тебя, памаги

Тваему племяннику толи,

А то не будет его наги

Вэтой пративнай школе.

Мне вчера за дектант

Учитиль паставил «дфа»,

А сам сказал, что маю роботу

Даже несмок прачитать.

Попраси его, дядя, изправить «двойку»

И поставить мне «пятёрку».

Приложение 6

Н

З

А

П

Т

А

Д

У

Е

Е

С

Р

Я

Н

Н

К

З

Д

Ь

Л

И

С

У

?

Приложение 7

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.  

(Куприн Александр Иванович.)

В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(Тургенев Иван Сергеевич)

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

(Константин Георгиевич  Паустовский)

Приложение 8.

С

К

У

Р

П

Е

Т

Ь

Приложение 9.

—   Хорошо ли владеете грамматикой русского языка? Узнаем.

— Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?

—Сколько падежей в русском языке?

— Какие вопросы имеет родительный падеж?

—Какие вопросы имеет винительный падеж?

—Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.

—Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

—В каком времени может находиться глагол?

— Назовите местоимения 1 (2,3) лица?

Инструкция №1

  1. Возьмите жёлтый листок.
  2. Впишите следующую букву алфавита. (Обсудите с командой)
  3.  Из написанных букв прочитайте слово.
  4. Определить значение этого слова. (Обсудите вместе)
  5. За правильное слово возьмите 1 жетон и за правильное значение слову 1 жетон. Всего 2 жетона.  (Отвечает 1 ученик от команды)

Инструкция №2

1) Прочитай пословицы.

2) Исправь пословицы. (Обсудите в команде)

3) Подберите пословицу к сказке. Обсудите в команде, почему она подходит?

4)Подчеркните её. (1 жетон за пословицы и 1 за правильно подобранную пословицу к этой сказке) Всего 2 жетона.

Инструкция №3

1) Обозначь в словах ударение.

2) Обсудите вместе.

3) Воспользуйтесь словарём.

4) За правильно выполненное задание без ошибок 2 жетона. Если допущены ошибки всего 1 жетон.

Инструкция №4

1) Найди ошибки. (Обсудите всей командой)

2) Исправь их и назови правила правописания (орфограммы).

3) Отвечает 1 ученик. За выполненное задание без ошибок 2 жетон, с ошибками 1жетон.

Инструкция №5

1) Впиши пропущенные буквы, так чтобы получилось слово.

2) Назови слово из вставленных букв.

3) За правильно составленное слово 1 жетон.

Инструкция №6

1) Прочитай фразу. Можно читать  горизонтально,  вертикально, вверх, вниз.

2) Используются все буквы один раз.

3)За правильную фразу 1 жетон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай родной свой край.

Игра-путешествие для младших школьников....

Час родного языка. Викторина "Люби и знай русский язык".

Викторина - соревнование на знание русского  языка.Способствует прочному и сознательному усвоению материала, изученного на уроках, воспитывает  любовь к предмету и родному языку. Может...

Люби и знай родную природу

Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая чувствам природа, это природа тех мест, где мы родились. Надо любить и ценить ту красоту, которую дарит нам природа, особенно если эт...

Путешествие по городу Омску. Краеведческая экспедиция «Люби и знай родной край».

Классный час, посвященный 300-летнему юбилею города Омска.  Путешествуя по станциям "Омск- исторический", "Омск - литературный", "Омск - театральный", "Омск - спортивный" юные краеведы расширят з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" для 1 - 4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование для 1 - 4 классов....

Викторина "Люби и знай родной язык"

Викторина "Люби и знай родной язык"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай родной язык"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай родной язык"...