Словообразование
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ушакова Светлана Николаевна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока учителя начальных классов

Ушаковой Светланы Николаевны

МОУ Средняя школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов

г.о. Жуковский

ТЕМА: «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Цель урока: обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию  универсальных учебных действий в рамках УМК, через систематизацию знаний о правописании глаголов в русском языке.

Задачи:

  • повторить теоретический материал о существительном;
  • формировать умение образовывать формы слова;
  • отрабатывать умение различать словоизменение и словообразование;
  • Уточнить умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
  • Уточнение представлений о роли приставок и суффиксов в речи.
  • Развитие умения разбирать слова по составу.
  • развивать способность применять свои знания в нестандартной ситуации;
  • развивать речь, внимание, самостоятельность, умение оценивать свои  знания;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Предполагаемый результат:

Предметные УД: к концу урока ребята будут уметь образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, уметь находить ошибки, объяснять их, уметь распределять по группам слова в данной теме.

 Метапредметные УУД:

Познавательные логические - формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Познавательные общеучебные - моделирование (перевод устной речи в письменную и наоборот).

Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Коммуникативные - использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Личностные УУД - жизненное самоопределение.

Используемые методы:

проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока:

I ЭТАП:

Минутка чистописания с элементами работы над пройденным материалом.

На доске надпись (с ошибками).

Ум и серце

В роботу  вложы.

Каждой минутой

В труде даражи

-Прочитайте. (Почему так говорят люди?)

-Вы согласны со смыслом данного предложения.

-Вы согласны с написанием этого предложения?

-(Идет поисковая работа)

-Какие орфограммы спрятались в этом предложении?

A)Непроизносимая согласная в корне слова.

Слово «сердце» - проверочное слово сердечко, значит, вставим букву «д».

Б) Работа - словарное слово.

B)Вложи - (жи, ши)

-В каком слове еще, встречается эта орфограмма?

-Какие правила вы при этом использовали?

ТРИ ПРАВИЛА КОРНЯ

1.Чтобы проверить непроизносимую согласную ...

2.Чтобы проверить безударную гласную ...

3. Чтобы проверить парную согласную…

-Как написано это предложение?

-Каллиграфически правильно?

-Нет, 1 и 3 строка не  имеют правильного наклона.

-На 2 строке буквы расположены прямо,

-На 4строке буквы имеют наклон влево.

-Что мы вкладываем в понятие «каллиграфическое написание слов?»

-Правильное соединение букв и правильный наклон вправо.

(После обсуждения появляется надпись с правильным написанием слов.)

Получается надпись:

Ум и сердце

В работу вложи.

Каждой минутой

В труде дорожи.

-        Ребята, перепишите, это предложение каллиграфическим почерком с выделением Орфограмм.

-        Можно ли, сказать, что перед нами пословица?

-        Содержит ли это предложение мудрую мысль?

-        Почему?

-        Назовите пословицы о труде.

II ЭТАП: Наблюдение над однокоренными словами и их образованием.

 - Ребята, послушайте шараду и отгадайте задуманное слово.

На доске:

Летчик

Переход

 Классный

Это слово однокоренное со словом: летчик.

 Приставка в нем такая же, как в слове: переход.

 Суффикс и окончание как в слове: классный

-Какое слово получилось?

-Получилось слово: перелетный.

(Проверка: по одному ученику выходят к доске и выделяют. Доказывают свою точку зрения. Корень - подбери другие однокоренные слова Приставка - назови слово с другими приставками Суффикс. - назови слова с таким же суффиксом.

-        Запишите слово и разберите по составу.

-        Из каких частей состоит основа?

-        Что такое приставка?

-        Что такое суффикс?

-        Для чего они служат?

-        Для образования новых слов.

- К слову перелетный подберите и запишите однокоренные существительные и прилагательные (в тетради и на доске).

Летчик , летный, полет , перелет , залетный, вылет , прилет , отлет , слет .

Выделите основы.

-        Что общего у этих слов?

-        Одинаковый корень.

-    Чем отличаются?

-        Имеются разные приставки, суффиксы, у всех разные основы.

-        Итак, мы увидели, что у однокоренных слов основы разные.

-        При помощи, каких частей слова образовано каждое слово?

Выделите эту часть.

(По одному ученику выходят к доске и выделяют ту часть, при помощи которой образовано слово).

Вывод: При помощи  приставок и суффиксов образовались данные слова.

-        Запишем мы к этим словам слово «летний»?

-        Почему? Докажите. (2 признака однокоренных слов).

ВЫВОД: На данных словах мы увидели, что от одного корня при помощи приставок и суффиксов образовались новые слова. Образование новых слов в грамматике называется        СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ.

Основы в таких словах различны.

III ЭТАП: Наблюдение над употреблением суффиксов и приставок и над значением слов.

-Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами. Одни звучат ласково, величаво,   другие - пренебрежительно, уменьшительно.

-        Давайте вспомним, какие суффиксы мы знаем.

-        Мы знаем ...

-        У вас на столе лежат листочки.

-        Сейчас мы посадим корень и вырастим дерево с однокоренными существительными при помощи суффиксов.

Работа парами:        

На листочке- дерево с листьями.

         

          дом

                                                                             брат

-        Прочитайте. Какие слова у вас получились?

-        Какая разница между словами домик и домина?

-        Какая разница между словами браток и братишка?

-        С помощью, какой части слова передается эта разница

-     Приведите свои примеры.

       Запишите предложение: Человек - это звучит гордо!

-        Какое это предложение по цели высказывания и по интонации?

-        К слову «человек» подберите однокоренные существительные с другими суффиксами.

Человечек , человечишко.

-        Какое значение придали эти суффиксы данному слову?

-        ЕК- уменьшительное значение.

-        ШИК- пренебрежительное значение.

-        Попробуйте заменить в этом предложении слово «человек» на однокоренные слова.

-        Получается? Не получается? Почему? Вот какое значение может иметь суффикс. Он может полностью поменять смысл слова.

А теперь давайте понаблюдаем за ролью приставок в нашей речи.

- Перед нами ромашка. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ромашке приставки:

        

        

На серединке цветка написано слово: учить.

на лепестках написаны приставки: от, по, из, под, раз, до, вы, на, пере.

Проверка: по одному человеку выходят к доске и пишут получившееся слово.

 Меняется ли значение данных слов?

-        При помощи  какой части слова передается разница?

-        Составьте и напишите с одним из глаголов распространенное предложение.

-        Что такое распространенное предложение?

-        Зачитайте свои предложения.

-        Какой вывод мы можем сделать?

ВЫВОД:

Приставка и суффикс меняют смысл слова, потому что они служат для образования новых слов.

IV ЭТАП:   ИТОГ РАБОТЫ.

(самостоятельная работа)

На доске:

Даны слова: лесок, лесник, леса, о лесе, лесочек, лесной, лесом, лес, лесополоса,  в лесу.

- Распредели слова в 2 столбика.

лесок               леса

лесник             лес

лесочек           о лесах

лесной            в лесу

лесополоса     лесом

(Взаимопроверка)

-По какому принципу распределили в группы.

 (Что такое словоизменение?)

-Как проверить правильно ли вы сделали работу?

-Отметить основы.

-В словоизменениях - они совпадают..

-В словообразованиях - они различны

-В каких словах корень и основа совпадают?

-В первом столбике найдите слово, которое отличается по своему строению.

-Что это за слово?

-Как оно образовано? (об этом мы будем говорить на следующем уроке)

V ЭТАП: Обобщение и рефлексия:

-Что нового мы сегодня узнали?

-Что запомнилось?

-Как бы вы оценили свою работу?

-Вам было легко или были трудности?

-О чем вы расскажите дома?

      -Вы-молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

Словообразование

Статья из опыта работы...

Словообразование. КАК РАСТУТ СЛОВА.

Исследование языковых явленийв процессе коррекции пробелов обучения, повторение и расширение знаний, рефлексия.-----------------------------------------------------------------------------...

Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

"Словообразование имен прилагательных"

Конспект урока с использованием исследовательской деятельности учащихся на уроке....

"Разбор слова по составу и словообразование". Презентация.

Презентация к уроку русского языка. Обобщение знаний о частях слова; отработка умения разбирать слово по составу и определять способ образования слов....

Презентация "Словообразование"

Данную презентацию можно испльзовать на уроках в 3-4 классах....