Учимся писать личные окончания глаголов. Имена склоняются, а глаголы…
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Вибе Наталия Георгиевна

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по программе М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Технология развития критического мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_lichnye_okonchaniya_glagolov.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся писать личные окончания глаголов. Имена склоняются, а глаголы…

Вибе Наталия Георгиевна,

учитель начальных классов МОУ школа №8

Г.о. Жуковский Московской области.

Ход урока

  1. Каллиграфия
  2. Стадия вызова.О какой части речи начали говорить? Зачем нужны глаголы? Можно ли без них обойтись? А можно ли утверждать, что за счет глаголов только обозначается действие? Прочитайте текст.

За окошком … (светило) солнышко. Вдруг где-то вдали … (раздались) страшные раскаты грома, как будто огромная колотушка … (ударила) по поверхности крыш. Тут же на улице … (потемнело), по крыше … (застучали) капли дождя, а через минуту водяные потоки уже … (лились) сплошной стеной.

Можно ли понять, о чем идет речь? Чего не хватает? (Глаголов) Значит, нужны ли они в речи? Только ли действие они здесь называют?

Попробуем подобрать глаголы, чтобы текст стал понятным. Любые ли глаголы нам подойдут? Перед нами текст какого стиля? Как догадались? Какие части речи и какие обороты помогали рисовать картинку? Значит, какие глаголы нам будут помогать? Получается, можно ли рисовать картину за счет глаголов?

Тогда подбираем те, которые нам смогут помочь и записываем предложения. Все ли знаем о написании глаголов? (Проверяем глаголы) За счет чего смогли проверить окончания глаголов? В каком времени употреблены подобранные нами глаголы? Получается, что в прошедшем времени мы имеем дело с какими окончаниями глаголов? (Родовыми)

Проблема.

А продолжение текста выглядит таким образом:

Вот они скатываются по откосам, спорят с ветром, бросаются со всего размаху под окна и там теряются из виду. Скроются – а им на смену новые потоки!

Какие глаголы использованы? Достаточно ли они яркие? Подходят? Попробуйте объяснить  их написание? Получается ли объяснить написание окончаний? Почему? (Время не то!) Значит, всегда ли можно будет воспользоваться волшебным способом проверки родового окончания глагола?

Как тогда действовать?

  1. Стадия осмысления. Попробуем обратиться к известным способам действия. Мы же с вами уже сталкивались с проверкой окончания – у каких частей речи? Как действовали в тех случаях? Может, подойдет и в этот раз? Как проверить окончания у существительных? Проверьте в нашем тексте. Получается, есть такой способ проверки: найди слово с ударным окончанием и подставь его – правильно? Летят, ползут – подходят? В каком случае надо пользоваться одним, а в каком другим? Подходит этот способ?

Как проверяли окончания у прилагательных? Проверим в нашем тексте. Получается, можно воспользоваться вопросом – правильно? Продуем проверить. Получается? Значит, подходит ли этот способ?

Может быть, у этих глаголов разная форма? Тогда, может, окончания совпадают?

Может, они зависят от рода?

Знаем ли еще какие-то способы проверки окончаний?

Что будем делать?

  1. Раз не получается сразу подобрать способ проверки, сначала попробуем выделить отличительный признак глаголов, у которых мы не можем проверить окончание.  Чем отличаются глаголы в последнем предложении от предыдущих? (Временем.В последнем предложении глаголы употреблены в настоящем и будущем времени) Значит, что нужно уметь делать, чтобы правильно пользоваться новым способом проверки? (Определять время глаголов) Мы с вами умеем это делать?

Хлопните, если слышите глагол, о котором идет речь.

(Набор глаголов на слух)

  1. Итак, мы с вами определились, что способ проверки окончаний глаголов оказывается разным в зависимости от … (времени глагола). Тогда начнем составлять алгоритм. Как его назовем?

Правописание окончаний глагола

  1. Определить время глагола

Прошедшее                                Настоящее и будущее

  1. Определить действующее       2.

лицо и подставить слово

Окончание родовое

Чему мы с вами уже научились? А что нам предстоит открыть?

Чтобы разобраться, ответьте на вопрос: а зачем глаголу вообще окончания? (Чтобы изменяться) Можно ли обойтись без изменения глагола? Проверим! Упражнение 381 ТПО. Найдите формы глаголов. Можно ли было не менять их? Получается,…

Как называется изменение имени существительного или прилагательного? Зачем я у вас об этом спросила? (Окончание зависит от склонения) Значит, что нам надо выяснить? (Как называется изменение глагола) Учебник, страница 30. Так как называется изменение глагола? (Спряжение) Зачем это узнавали? (Вероятно, окончания будут зависеть от спряжения)

Проверим.

Скатываться -  I  спряжение

Спорить - II  спряжение

Бросаться – I  спряжение

Теряться - I  спряжение

Скрыться - I  спряжение

Есть ли зависимость? (Да) Получается, что окончания глаголов в настоящем времени будут зависеть от … (спряжения глагола)

Как обозначим это в алгоритме?

Правописание окончаний глагола

  1. Определить время глагола

Прошедшее                                Настоящее и будущее

  1. Определить действующее       2.  Определить спряжение глагола

лицо* и подставить слово

Окончание родовое

6. Стадия рефлексии. Все ли теперь знаем? А как определить спряжение глагола? И сколько их вообще существует? Значит, на все вопросы ответили уже? Всему научились? Чего не учел ученик 4 класса, когда продолжил наш с вами текст так:

Темноту озаряла молния, гром распугивал всех вокруг. Гроза бушевала.

Вдруг во всем этом гуле слышу тоненький писк. Выбегаю на крыльцо, укрываюсь от ливня старой курткой – а под кустом прячется маленький котенок. Так вот кто это так жалобно мяучет!

(Пряч..тся, мяуч..т – глаголы настоящего времени; в них еще не умеем проверять окончания) Что будем делать, чтобы не допускать ошибок?

Тогда продолжите текст.

Читаем, обсуждаем, что получилось.

7.Итак, чему мы с вами сегодня учились? Как тогда сформулируем тему урока? Чему научились? А что нового узнали? (Бывают глаголы в прошедшем времени, у которых нет действующего лица) А чему еще предстоит учиться? Об этом – на следующем уроке.

Домашнее задание – упр. 389


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имена склоняются, а глаголы...?"

Конспект урока усского яыка УМК "Гармония" Прилагается призентция...

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2 склонения

Минутка чистописания, словарная работа, повторение, новый материал, работа по учебнику, домашнее задание....

Учимся писать безударные окончания 2 склонения имён существительных

Программа 21 века. В урок включены следующие этапы работ: Словарная работа, повторение, работа по теме, составление таблицы....

Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока. Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: -учить анализи...

Проверочная работа по русскому языку"Учимся писать личные окончания глаголов"

Проверочная работа  по русскому языку "Учимся писать личные окончания гаголов" рекомендована для учащихся 4 классов при закреплении данной темы. Можно использовать при  любом УМК. Работа сос...

Презентация к уроку русского языка по теме "Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения"

Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения. Предназначена для учащихся начальной школы. Поможет учителю  провести урок интересно. Повысит познавательный интерес учащихся ...