Урок русского языка по теме "Родственные слова и формы слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Кустова Татьяна Александровна

Обобщающий урок по учебникуН. А. Чураковой "Русский язык" (Программа "Перспективная начальная школа")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Родственные слова и формы слова"

Цель урока: Обобщить знания детей о родственных словах, выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи урока:

Образовательная:

- учить различать родственные слова и формы слова;

- закрепить умение находить и подбирать родственные слова, распознавать проверочные и проверяемые слова; обозначать корень.

Развивающая:

- развивать зрительное восприятие, концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление.

-р азвивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Коррекционная: 

     - обогащать и уточнять активный и пассивный словарь, расширять кругозор, познавательную активность.

Воспитательная:

- формирование мотивации учебной деятельности;

- воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока

1. Организационный момент.

– Чудесный день!
И настроение чудесное – подстать.
Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 

– Откройте тетради, запишите число

2. Минутка чистописания

- Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п»

Бп

-Записать нужно столько раз, сколько услышите хлопков.(4раза)

- Чем интересна эта пара букв? (…) Назовите другие парные согласные.

- Рядом запишем слова дубки грибки

3. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

– Какое сейчас время года? (зима) 

– Запишите это слово. Какую гласную написали в корне? Почему? (и, проверочное слово зимний, зимушка)

– Игра «Кто больше?»

Придумайте и запишите родственные слова к слову зима, выделите корень. (определение победителя по количеству подобранных родственных слов)

Сегодня мы продолжим работу по теме «Родственные слова».

– Какие слова мы называем родственными? (слова, с разными основами, в которых есть общая часть)

– Что такое корень? (общая часть родственных слов)

– Чему будем учиться сегодня на уроке?

4. Словарная работа.

– Отгадайте загадки. Слова-отгадки запишите в тетрадь.

Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.
(Река)  

Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою -
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я  ...
(коза)

 Она под осень умирает 
И вновь весною оживает. 
Иглой зелёной выйдет к свету, 
Растёт, цветёт всё лето. 
Коровам без неё — беда: 
Она их главная еда. 
(Трава)

Утром падаю всегда — 
Не дождинка, не звезда — 
И сверкаю в лопухах 
На опушках и лугах. 
(Роса)

Не видать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

(Гора)

5. Работа по теме урока по учебнику

ч. 1, с.160 упр. 127

– Прочитайте скороговорку.

     – Устно проверьте согласные на конце слов.

     – Подберите (устно) проверочные слова к гласным буквам (колол – колет, лед – льда, перед – передо мной)

    – Спишите и обозначьте твердый или мягкий звук [л] или [л']

Самостоятельное выполнение, проверка

ч. 1, с.160 упр. 128

  • – Все ли слова являются родственными? С кем из героев – Машей или Мищей согласишься? (Слово волчок является родственным остальным словам только в одном значении: если это уменьшительно-ласкательное название волка. Оно не является родственным другим словам, если означает детскую игрушку)
  • – Как вы думаете, как это слово должно быть записано в Толковом словаре: один раз или два раза? (волчок – это фольклорное название волка, и в Толковом словаре это слово в таком значении обнаружить не удастся)

6. Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка,

          Занимай свои места.

          Раз – присели, два – привстали,

          Руки кверху все подняли.

          Сели, встали, сели, встали,

          Ванькой – Встанькой словно стали,

          А потом пустились вскачь

          Будто мой упругий мяч.

7. Закрепление изученного материала

№1  Можешь ли ты среди трёх слов: «лесник», «дровосек» и «лесоруб» найти два родственных?

– Давайте запишем только родственные слова. Что их объединяет?

– Есть ли в словах общая часть или корень?

– Какие слова родственные, а какое лишние?

№2-  Подбери однокоренные слова (по рядам) к слову стол, сад

Проверку  осуществляет по 1 человеку.

№3 –А теперь задание на повторение пройденного материала.

Ветер разбросал лепестки  цветов. Соберите их и составьте слова.

9. Подведение итогов.

Прекрасный день!
Урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец!

– Какое открытие сделал  для себя на уроке?

– Что мне было интересно на уроке?

– Над чем еще нужно поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-м классе "Родственные слова и формы слова".

Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа": Родственные слова и формы слова....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....

Урок русского языка "Размышляем о словах. Что в слове главное" 2 класс

Урок объяснение нового материала. Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова)....

Технологическая карта к уроку русского языка «Начальная форма слова».

Технологическая карта к уроку русского языка «Начальная форма слова». 2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»...

Презентация по русскому языку "Разграничение разных слов и форм слова. Общая часть родственных слов"

Презентация по русскому языку "Разграничение разных слов и форм слова. Общая часть родственных слов"2 классПНШ...

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...