Урок русского языка "Размышляем о словах. Что в слове главное" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Диченская Ирина Николаевна

Урок объяснение нового материала. Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс ("Гармония")

Тема: Размышляем о словах. Что в слове главное?

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Технология: личностно-ориентированная.

Цель: показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова).

Задачи:

  • развивать орфографическую зоркость, умение употреблять слова в правильном значении, монологическую речь учащихся;
  • воспитывать умение внимательно относиться к лексическому значению слова, работать в парах, коллективе.

Оборудование: мультимедиа установка, толковый словарь русского языка С. Ожегова.

  1. Организационный момент

                                Прозвенел звонок для нас,

                                Все зашли спокойно в класс.

                                Встали все у парт красиво,

                                Поздоровались учтиво.

                                 Тихо сели, спинки прямо.

 

                                  Вижу: к уроку готов наш класс,

                               Мы начнем урок сейчас!

- Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость от общения.

- Сегодня на уроке вы будете исследователями, а кто такой исследователь? (Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний)

.- А девиз нашего урока вы можете прочитать на доске. Ой, ребята, он рассыпался, давайте соберём предложение и узнаем девиз нашего урока.

Ужасно интересно все то, что неизвестно!

- К чему призывает девиз? (открывать новые знания)

-Что пригодится нам  для открытия новых знаний? (внимательность, активность, умение слушать)

б) - Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

- Мы закончили изучение темы «Хочу сказать больше».
Теперь мы знаем, какой бывает речь:
Составление кластера

Дети дополняют, сопровождая свой ответ показом схемы, вывешенной на доске.

виды речи


У. Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?
Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.


 Если в речи нужно назвать что-то, мы используем _____________.
 Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________.
 Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст?

Дети обсуждают варианты ответов.

- На перемене я услышала спор. Хочу попросить вас разобраться и помочь нашим спорщикам понять, кто из них главнее для человека.

(Выходят дети, на голове у них шапочки со словами: текст, предложение, слово)

Текст: “Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль”.

Предложение: “Но ты состоишь из предложений –значит, я главнее”

Учитель: “А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него.

– Так кто же главнее для человека?       (Главное для человека слово, т. к. без слов не будет ни текста, ни предложений. Для человека нужны и слова, и предложения, и текст, чтобы выражать свои мысли.)

Слово: “Выяснять кто же из нас главнее и нужнее человеку – только время тратить. Есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять

 Постановка темы и целей урока

- Что предлагает сделать слово? (поразмышлять)

У. И мы спорить не будем, тем более, что есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Как понимаете слово – «поразмышляем»?
Д. Размышлять – значит думать, мыслить.

Откройте учебники на с.4 и прочитайте о чём будем размышлять

Тема нашего урока - исследования «Что в слове главное ?»

Какую цель исследования поставим? (понять, что в слове главное)
Карточку вывешивает ученик-слово.

- Перед началом исследования предлагаю вам поиграть в игру «Пойми меня»

- Я даю толкование слова, а вам надо по его значению отгадать слово и записать в тетради.

Запишите с красной строки

  • Этот овощ называют томат. (помидор)
  • Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. (огурец)
  • Тёмно-голубой цветок, растущий на лугах и полях. (василёк)

(На доске записаны слова с окошками). К доске пойдёт Ваня вставит пропущенные буквы, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы.

- Проверьте слова и подчеркните соединения букв, которые получились красиво, а которые не получились, напишите с новой строки ещё раз. (минутка чистописания)

Возьмите сигналы и покажите, как вы справились с этим заданием.

- Начинаем исследование.

Прочитайте задание в учебнике с.4 №275.

В четверг Мряка нашла 6 пусиков.

У. Поняли что–нибудь? Почему?
Д. Непонятные слова.

- А что говорит Антон?
У. Прочитайте задание к упр.
- Попробуем сделать это предложение понятным.

- Что для этого надо сделать? (заменить слова)

- Что может обозначать слово Мряка?

- Почему имя девочки?

- Что она могла найти?

- Какое предложение получилось?

- Запишем это предложение в тетради.

«В четверг Маша нашла шесть грибов».
Запись с объяснением «опасных мест», один ученик у доски.

У. Почему предложение стало понятным?
Д. Слова понятны, ясно, что они обозначают.

ВЫВОД  ИССЛЕДОВАНИЯ: Чтобы понять предложение, надо знать значение слов.
- Сравним наш вывод с выводом учебника стр.5.

Физминутка:

- Отдохнём. Встаньте, поиграем.
Я буду называть слово, если оно имеет значение, вы приседаете, если смысла нет, стоите на месте.

Коф, рот, доска, мялка, махать, чёрный, болка, плим, рисунок, внимательные.

- Молодцы. Умеете отличать слова.
- А как вы их узнавали?

- А сейчас я предлагаю ещё раз вернуться к правилу, с. 5.
- Прочитайте последнее предложение.
-
Хочу обратить ваше внимание на слово «часто».
- Как вы думаете, почему именно это слово использовали авторы? (Не всегда).
- Да, бывают исключения из правил. Понаблюдаем за словами.

Наше исследование продолжается. - Посмотрите в учебнике задание №276.

Прочитать предложения.

Первой ко мне (на) день рождения пришла роза.

(У) дверей лежит шарик и громко лает.

– Почему они вызывают смех?

- Почему произошла путаница?
- Какая ошибка допущена?
- Почему нельзя допускать при письме таких ошибок? (смысл слова меняется)


Вывод исследования: - От чего зависит написание слова? Написание слова зависит часто от его значения.(написание           значение)

- Запишите предложения, по вариантам, чтобы они перестали быть смешными. (2 у доски)

Работа со словарём.

- Где можно узнать точное значение слова?
- Словарей толковых много. Есть большие (С. Ожегова), маленькие (у нас в
учебнике).

У. Прочитайте слова. (замок - замок)

Подумайте, можете ли вы доказать, что в паре записаны разные слова? Догадайтесь каким условным значком это доказать. (ударением)

- Что происходит со словами в русском языке, если неправильно поставить ударение?
-
Какой вывод исследования сделаем:  от чего еще зависит значение, смысл слова?  (Значение слова зависит от ударения. (Значение            ударение)

Понаблюдаем за словами.

Откройте ТПО на с.3 упр.277. Прочитайте слова в парах.

Что  можете сказать об этих словах?

Что надо сделать, чтобы эти слова стали разными? (поставить ударение)

Поставьте ударение.


У. Вам понятно значение всех слов?

– Значения каких слов не понятны? (Работа с толковым словарем учебника, с толковым словарем В.И. Даля)

У.В ходе исследования  мы с вами еще раз убедились в том, что главное в слове – это его значение. Иногда от значения зависит произношение слова.

- Подведём итог нашего исследования.

Ну, исследователи какую ещё тайну вы открыли? Что в слове главное?

На экране: тайна нашего языка…

- На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что
ещё может зависеть от значения слова.

 Домашнее задание.           с.5 задание,  упр.280  – списать без ошибок,

                                              - решить орфографические задачи,

                                              - подчеркнуть орфограммы.

       упр. 278* – из упр. 277  выписать слова с определенным значением, пользуясь  

                                                    словарём. Составить предложение с одним из слов

Рефлексия.

У вас на столах лежат листы «Мои успехи на уроке» оцените свою работу. Поставьте галочку в том окошке, где вы считаете высказывание верным.

Приложение к уроку

УЖАСНО

ИНТЕРЕСНО

ВСЁ    ТО,

ЧТО


НЕИЗВЕСТНО!

ТЕКСТ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

     Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

     Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

     Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

     Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

     Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

     Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.

«Узелки на память»

  1. Главное в слове его _________________________________.
  2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
  3. Значение слова зависит от____________________________.
  4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди  слово  «Пирога», запиши  значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.

«Узелки на память»

  1. Главное в слове его _________________________________.
  2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
  3. Значение слова зависит от____________________________.
  4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди  слово  «Пирога», запиши  значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.

«Узелки на память»

  1. Главное в слове его _________________________________.
  2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
  3. Значение слова зависит от____________________________.
  4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди  слово  «Пирога», запиши  значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.

«Узелки на память»

  1. Главное в слове его _________________________________.
  2. Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
  3. Значение слова зависит от____________________________.
  4. Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди  слово  «Пирога», запиши  значение этого слова в тетрадь.

* Составь предложение с этим словом.

Мои успехи на уроке

                                Мне понравилось работать на уроке.

                                         

                                 Мне было трудно

                                 У меня остались пробелы  в знаниях

Мои успехи на уроке

                                Мне понравилось работать на уроке.

                                         

                                 Мне было трудно

                                 У меня остались пробелы  в знаниях


РЕЧЬ

УСТНАЯ

ПИСЬМЕННАЯ

ЗВУКИ

БУКВЫ

ТЕКСТ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЦЕЛЬ.    ПОНЯТЬ, ЧТО В СЛОВЕ ГЛАВНОЕ.


Домашнее задание.           с.5 задание,  упр.280  – списать без ошибок,

                                              - решить орфографические задачи,

                                              - подчеркнуть орфограммы.

       упр. 278* – из упр. 277  выписать слова с определенным значением, пользуясь  

                                                    словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание.           с.5 задание,  упр.280  – списать без ошибок,

                                              - решить орфографические задачи,

                                              - подчеркнуть орфограммы.

       упр. 278* – из упр. 277  выписать слова с определенным значением, пользуясь  

                                                    словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание.           с.5 задание,  упр.280  – списать без ошибок,

                                              - решить орфографические задачи,

                                              - подчеркнуть орфограммы.

       упр. 278* – из упр. 277  выписать слова с определенным значением, пользуясь  

                                                    словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание.           с.5 задание,  упр.280  – списать без ошибок,

                                              - решить орфографические задачи,

                                              - подчеркнуть орфограммы.

       упр. 278* – из упр. 277  выписать слова с определенным значением, пользуясь  

                                                    словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание.           с.5 задание,  упр.280  – списать без ошибок,

                                              - решить орфографические задачи,

                                              - подчеркнуть орфограммы.

       упр. 278* – из упр. 277  выписать слова с определенным значением, пользуясь  

                                                    словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание.           с.5 задание,  упр.280  – списать без ошибок,

                                              - решить орфографические задачи,

                                              - подчеркнуть орфограммы.

       упр. 278* – из упр. 277  выписать слова с определенным значением, пользуясь  

                                                    словарём. Составить предложение с одним из слов

Домашнее задание.           с.5 задание,  упр.280  – списать без ошибок,

                                              - решить орфографические задачи,

                                              - подчеркнуть орфограммы.

       упр. 278* – из упр. 277  выписать слова с определенным значением, пользуясь  

                                                    словарём. Составить предложение с одним из слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по ПНШ. "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы."

Урок русского языка во 2 классе. УМК ПНШ. Региональный семинар....

Урок русского языка по теме: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных". 2 класс в рамках конкурса "Учитель года 2015"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке открытия новых знаний  используются различные методы и приёмы обучения. Использование интерактивной доски активизирует деятельност...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100

Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов"

Методическая разработка урока русского языка по теме  "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов" (второй урок по теме)...

Технологическая карта урока русского языка ПНШ Тема: «Начальная форма слов- названий действий предмета» 2 класс

Учащиеся   научатся: самостоятельно определять начальную форму слов- названий действий предмета, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания...

Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «лексическое значение слова», формирование умения определять лексическое значение слова; умения находить в толковом словаре определен...