Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Смирнова Нина Викторовна

«Школа 2100»  3, класс. Урок с технологией проблемного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школа 2100»  3, класс. Проблемный урок  

Тема урока. Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне слова.

Цель:  - ввести новую орфограмму «непроизносимая согласная»;

           - закрепить изученные орфограммы согласных букв;

           - развивать орфографическую зоркость, внимание к значению слова;

           - наблюдение над особенностями употребления некоторых слов

         – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных    

             в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

        Тип урока: Объяснение нового материала

Ход урока

Формирован УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 Ι. Актуализация знаний.

Словарная работа.

1. Устный диктант. Работа с сигнальными карточками. Ученики показывают ту букву, правописание которой надо запомнить.

Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон.

2. Запишите 4 слова с удвоенной буквой согласного и непроверяемой буквой безударного гласного а. (Аппетит, бассейн, грамматика, пассажир.)

3.- Какие орфограммы - согласных вы знаете? (Парные согласные и удвоенные согласные

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква.

– Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма?

(Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.)

– Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. )   Распределительный диктант.

Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам.

  Диктую  слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка, поезд, масса, гриб. В самом конце у диктую ещё два слова с неизвестной орфограммой (солнце, устный), создавая тем самым ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.

Во время проверки выясняется, что слова известный  и устный дети записали по-разному. А некоторые не писали их вообще.

 III. Открытие новых знаний 

Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами.

-  Задание было одно? Вы выполнили его по-разному. Почему?

-  В чём затруднение? (В этих словах нет удвоенной согласной и нет парной согласной).

 Говорю, что в этих словах действительно нет знакомых им орфограмм-согласных.

(Мы такую орфограмму ещё не знаем).

-  Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос.

     Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске.

- Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков? (5)

После этого  задаю подходящий к данной ситуации ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

- Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.

( записываю на доске: уста, устный ).

- Какой корень в этих словах? / -уст- /. Проговорите как мы запишем слово «устный».

Аналогично проходит работа над словом «известный».

- Что интересного заметили в этих словах? ( побуждаю к осознанию противоречия. Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет.

- Какой возникает вопрос? (- Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?)

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.

Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).

 2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами.

Упр. 76.

– Назовите слова, в которых согласный звук не произносится.

– Какое можно дать название звуку, который не произносится (Непроизносимый.)

– Подтвердились ли ваши предположения?

Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72.

– Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике. Cформулируйте тему урока. Открывается тема, записанная  на доске.

– Составим план урока

На доске записаны слова:

весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.

При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите?

При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – слова, в которых согласный [т] не произносится.

– Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.

. Работа над текстом в рамке.

– Прочитайте про себя.

Вопросы после чтения:

– Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?

– Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? (Звуки.)

– Это правило письма или закон языка? (Закон языка.)

– Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.

  ΙV. Развитие умений – применение знания

Наблюдение над правописанием слов с непроизносимым согласным в корне.

 Постановка ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

- Запишите слова: капустный, звёздный, ужасный.

- О чём хотите меня спросить? (Какой вопрос возникает?) (Есть ли непроизносимый согласный звук?)

- Как же будем писать эти слова? Что вы предлагаете? (Предложения детей).

 Понаблюдаем за этими словами в упражнении 77.

Вывод:  Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными, надо подобрать проверочное слово.

- Подберите проверочное слово к слову «ужасный». (Ужас, ужасен, ужасающий).         

- Выделите корень. Что наблюдаете? (Нет непроизносимого звука, значит и нет буквы).

Вывод:  Чтобы не ошибиться в правописании, надо проверить.

  1. Работа в учебнике

Упр. 77 – развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных.

Задания:

– Прочитайте слова каждого ряда.

– Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти согласные звуки.

– Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного? (В других однокоренных словах она пишется.)

– Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными вам способами?

– Что для этого нужно сделать? (Изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после этого звука стоял бы гласный.)

– Найдите среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 Упр. 78.

Продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми соглаcными звуками.

– Прочитайте слова. Что их объединяет? (Однокоренные.)

– А что различает? (В двух последних словах есть непроизносимый согласный [т].)

– Найдите среди однокоренных слов проверочные.

– Почему они являются проверочными? (После согласного стоит гласный звук.)

Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается.

Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.

Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

V. Итог урока

– С какой новой орфограммой вы познакомились?

– Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].)

– Как его можно обнаружить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.)  4  4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 86.

2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова

познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными, формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными, сопоставлять слова по произношению и написанию; развивать мел...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Технологическая карта "Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова"

Наблюдение над  словами с непроизносимыми  согласными в корне  слова...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...