Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.
учебно-методический материал по русскому языку

Еловик Галина Анатольевна

Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность

Ведущие психологи и методисты считают главным в обучении правописанию орографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила- орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её  конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографиеской зоркастью , является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Повышение эффективности обучения младших школьников правописанию, связанно с выработкой и развитием орфографической зоркости.

В начальной школе не предусматривается целенаправленная работа по усвоению понятия орфограммы и её признаков. Что значительно затрудняет выделение орфограммы, делает невозможным обучение правописанию на теоретической основе. Словообразовательные упражнения вводятся довольно поздно В результате на начальном этапе обучения правописанию детям не раскрываются особенности русской графики и орфографии. Это приводит к тому, что орфографические умения складываются стихийно, на основе интуиции. Упускается важный этап в развитии орфографической зоркости.

Решению задачи развития орфографической зоркости способствует такая методика, которая предусматривает формирование орфографических обобщений и построение осознанного орфографического действия.

Прежде всего, развитие орфографической зоркости осуществляется в процессе такой учебной деятельности, которая обеспечивает мотивацию орфографического действия и самоконтроль при письме.

Вторая отличительная особенность- развитие фонематического подхода к орфографии на первоначальном этапе его изучения.

 В пропедевтической работе (на начальном этапе) по изучению орфографии следует включать следующие упражнения:

1) На развитие фонематического слуха при анализе не только графических, но и любых орфографических написаний.

2) Упражнения для ознакомления с понятием орфограммы и усвоения её опознавательных признаков.

3) Словообразовательные упражнения- как важное средство развития языкового чутья.

4) Упражнения, формирующие орфографическое умение подбирать проверочные слова, ориентироваться в структуре родственных слов.

5) Упражнения. Формирующие каллиграфические навыки, ибо каллиграфическое письмо положительно влияет на грамотность учащихся, способствует зрительному запоминанию буквенного состава слов.

6) Грамматические упражнения, направленные на практическое усвоение словоизменения.

Пропедевтическая работа по изучению грамматики и орфографии в период обучения грамоте.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА,

ОРФОГРАИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.

1. Моделирование схемы предложения. (Цель: осознать и усвоить правила написания предложения).

2. Чтение слов с перемещением знака ударения. ( Цель : овладеть умением любой слог в слове наделять свойством ударности).

3. Использование сигнальных карточек. ( Цель : закрепить умение делить спова на слоги и определять ударный слог).

4. Составление модели слияния. ( Цель : осознать особенности слияния).

5. Учить слышать гласные в ударной и безударной позиции.

6. Орфографическая сказка о гласных буквах А и О ( Цель : усвоить опознавательные признаки орфограммы).

7. Сравнение произношения и написания гласных в ударном и безударном слоге ( Цель : познакомить с сильной и слабой позицией).

8. Моделирование звонкости согласного звука. ( Цель : усвоить признаки звонкости – глухости звуков).

9. Поиск орфограммы в словах. ( Цель : закрепить опознавательные признаки орфограммы).

10. Подбор проверочных слов ( Цель :различать сильные и слабые позиции гласных звуков).

11. Орфографическая сказка о сочетаниях :ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ . ( Цель : научить писать эти сочетания).

12. Сравнение произношения и написания слов. ( Цель : раскрыть функцию мягкого твёрдого знаков).

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. Называние родителей и детей животных. ( Цель : научить образовывать существительные с суффиксами).

2. Подбор однокоренных слов. ( Цель : выявить словообразовательные связи слов).

3.  Называние сортов варенья из ягод и фруктов. ( Цель : научить образовывать прилагательные от существительных).

4. Образование названий профессий. ( Цель: правильно употреблять названия профессий).

КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. Закрашивание звуковых карточек. ( Цель6 усвоить отличительные признаки гласных и согласных звуков).

2. Конструирование букв. ( Цель: определить поэлементный состав буквы и овладеть её формой).

3. Стихотворения о буквах. (Цель: запомнить элементы букв).

4. Сравнение заглавных и строчных букв. ( Цель: видеть различительные элементы).

5. Нахождение одинаковых элементов у разных букв. ( Цель: усвоить формы букв).

ГРАММАТИЧСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. Составление схемы предложения.

2. Изменения формы слова. ( Цель: научить употреблять существительные в ед. и во мн. Числе).

3. Наблюдение за формами слов. ( Цель: находить орфограммы. Распознавать проверяемые и проверочные слова)

4. Составление, дополнение, моделирование предложения.

Виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Что является необходимым условием формирования орфографического зрения.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного. Объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировка письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктанта, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание; рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости даёт комбинированное восприятие и запоминание, которое возможно в процессе комментированного письма, звуко- буквенного и орфографического разбора.

1.ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ целесообразно при выполнении упражнений, в которых не мало многосложных слов с неизученными орфограммами. Характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в памяти остаётся движение речевого аппарата.

2. КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО. Особенно важно научить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование- это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

3. ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ОРФОГРАММ (ПОДЧЁРКИВАНИЕ) возможно при выполнении всех письменных работ. В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчёркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчёркиваются двумя чертами. Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм.

4.СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ уместно использовать в упражнении. Работа с  сигнальными карточками позволяет вырабатывать хорошую реакцию детей, то есть, готовность к быстрым действиям. Замедленные действия, ошибки учащихся свидетельствуют о несформированности орфографической зоркости. Сигнальные карточки- эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении.

5.ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ, ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТЫ, ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ. Эти упражнения предполагают нахождение орфограмм и определение их типа. Зрительный диктант- орфографическое упражнение, перед написанием которого учащиеся в воспринимаемом зрительно тексте без пропуска орфограмм находят изучаемые орфограммы, называют их опознавательные признаки и объясняют условия выбора написания.

6. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ И ВЫБОРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ при систематическом проведении дают очень хорошие результаты. Так как решают сразу две задачи: организуют опознавание слов с нужной орфограммой при слуховом и зрительном восприятии текста и ускоряют возможность записи. Данные упражнения обеспечивают межпредметную связь с уроками классного и внеклассного чтения.

7. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗВУКО- БУКВЕННОГ АНАЛИЗА, РАЗБОРА ПО СОСТАВУ С ОРФОГРАФИЧЕСКИМ РАЗБОРОМ. Звуко- буквенный разбор заставляет ученика сравнивать произношение и написание слова, учит видеть расхождение между ними, вызывает необходимость объяснять орфограммы. При разборе по составу, выделяя части слова, ученик орфографически, то есть побуквенно, проговаривает и комментирует встретившиеся в них орфограммы.

8. ДИКТАНТ «ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ» направлен на  развитие способности не только уметь обнаруживать орфограммы, но и уметь определять свои личные затруднения. Это упражнение даёт ученику право на пропуск в слове той буквы, в написании которой он не уверен, сомневается. Данное упражнение приучает школьника задумываться над грамотностью своего письма, помогает видеть орфографичские трудности и преодолевать их, формирует умение работать со словарём, грамотно задавать вопросы.

9.ПОДГОТОВКА ЗАДАНИЙ НА ИЗУЧЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ТОВАРИЩА. В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик 5-10 слов на изученное правило с пропущенными буквами – орфограммами. На следующем уроке листочками меняются и проверяют правильность выполнения задания.

10. ВЗАИМОКОНТРОЛЬ ПО ПРОЦЕССУ ПРИ РАБОТЕ В ПАРАХ. Выполняется упражнение по учебнику или с доски. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем другой ученик объясняет.

11. АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ И ТЕКСТА УПРАЖНЕНИЯ. Важное значение в деле предупреждения орфографических  ошибок, активизации познавательной деятельности школьников имеет правильно организованная подготовительная работа к выполнению  упражнения : разбор трудных для написания слов.

12. КОРРЕКТИРОВКА ПИСЬМА – это умение обнаруживать ошибки свои или чужие с этой целью используется самоконтроль и взаимопроверка. Иногда можно не исправлять ошибки, а только зачёркивать, чтобы ученик сам находил их , исправлял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Материал содержит описание приёмов работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Из опыта работы учителя....

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....