Развитие орфографической зоркости у младших школьников
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Орёл Елена Васильевна

Материал содержит описание приёмов работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Из опыта работы учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости

у младших школьников

(Из опыта работы учителя начальных классов ОрёлЕВ)

         Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема

грамотного письма учащихся. В начале своей педагогической деятельности я не раз сталкивалась с бесконечными грамматическими ошибками учеников. Это всегда было очень обидно, досадно, порой у меня просто руки опускались. «Что делать?», «В чём причина грамматических ошибок?», «Как научить детей писать правильно?» – кого из нас, учителей, не волновали эти и им подобные вопросы? А мы ведь призваны обеспечить

формирование прочных навыков грамотного письма. Мои многолетние наблюдения привели меня к выводу: решить «орфографическую проблему» в начальных классах можно лишь постоянно и систематически вырабатывая орфографическую зоркость учащихся.

               Я считаю, что с самых первых дней обучения в школе учитель призван развить в каждом ребёнке способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с  разных сторон (лексической, фонетической, морфемной и т.д.), осмысливать  закономерности языка. При этом важно помнить, чтобы за «скучной» грамматикой и «однообразной» орфографией не терялся наш великий русский язык. Дети должны  почувствовать его красоту, осознать его богатство, обрести способность выражать на нем

самые различные мысли и чувства.

             Обучение орфографии в период обучения грамоте носит по преимуществу  пропедевтический характер: учащиеся практическим путём получают необходимые  сведения о звуках речи: гласных (ударных и безударных) и согласных (твёрдых/мягких, звонких/глухих). Особенность орфографической пропедевтики состоит в том, чтобы не сообщить какие-то упрощённые, неточные правила, а в том, чтобы систематически и

организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учеников, в то же время не перегружая их заучиванием правил и других сведений.

             Считаю, что задачи уроков обучения грамоте и письму в 1 классе – это развитие  фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами.

Как пишет М.Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаружению орфограмм  должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе  звукобуквенного анализа слов».

            На первом этапе я старалась научить детей безошибочно и быстро определять  в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей   ему буквой. Я пользуюсь таким приёмом, как подставить слово «Это…», для определения  ударения: «Это…»: это нитки, это кусты, это кукла, это сосны.

        Учащиеся знакомятся с такими словами, написание которых определяется  произношением, и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя,т.е. в слове может совсем не быть орфограммы.

Для закрепления умения находить ударение подбираю такие слова, где каждый   последующий набор слов на один звук больше предыдущего.

а) Оля рыба груша спички крыльцо чудесный

б) осы Вова крыло бумага пустыня зубастый

в) Аня ноты сумка тюлень рубашка клубника

г) Ира кеды парта люстра тюльпан стройный и т.д.

В процессе этой работы дети не только ставят ударение, но и учатся выделять звуки.

          На следующем этапе отрабатываю умение определять, какой звук однозначно  указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же  звучании. (Безударный звук «а» может быть обозначен буквами о или а, безударный  звук «и» – буквами е, я, и.) На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как  явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и  букв.

         На это же умение работают зрительные диктанты. Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок.    

  Я разработала два варианта зрительных диктантов и   предлагаю использовать их  для 1-2 классов

ВАРИАНТ 1

№1

 оаоа

 АОАО

Иыиы

Иа.Ау.    

№2

он-сон

сон-нос

нос-нас

У нас сани.

№3

сон-сок

сок-сук

сук-лук

У осы усы.

№4

корова

корона

ворона

ворота

№5

У Оли мак.

У Толи сок.

Ноты у Вовы.

У куста аист.

№6

У реки дуб.

У дуба Дима.

Он пас коров.

Коровы сыты.

№7

У Юли рос лук.

У Гены грибы.

Собака лает.

Котёнок спит.

№8

В лесу сосны.

У сосны лиса.

В лесу осины.

У осины заяц.

№9

Стоит корова.

Она ест траву.

Зебра ест сено.

Лиса роет нору.

№10

Ежи живут в лесу.

Ерши живут в реке.

Щука- речная рыба.

Наша дача у речки.

№11

Толя взял кубики.

Одевала Рая куклу.

Рыбаки тянут сети.

Попала в сети щука.

№12

И к нам пришла зима.

Выпал пушистый снег.

Всё кругом побелело.

Дети очень рады зиме.

№13

Ребята пришли в школу.

В классе идёт работа.

Учитель учит учеников.

У учеников идёт ученье.

№14

Девочка Оля идёт домой.

К нам бежит мальчик Коля.

Тётя Поля работает в поле.

Дядя Толя спешит на завод.

№15

К нам пришла морозная зима.

Всю ночь шёл пушистый снег.

Утром ребята пошли на горку.

Быстро катились лыжи и санки.

ВАРИАНТ2

№1

МА

мал

мало

мала

№2

мал

мял

Оля

Аля

№3

мал

мял

мел

мёл

№4

мыл

мил

мыла

мыло

№5

мама

няня

Лена

Лёня

№6

Нина

Лина

Алина

Алёна

№7

Инна

Анна

Лана

Елена

№8

Анна

Алла

Элла

Эмма

№9

гиря

гири

игра

игры

№10

игра

икра

горка

корка

№11

он-она

он-оно

он-они

№12

осы-оса

сам-сама

лес-леса

лис-лиса

№13

сон-нос

нос-носы

сон-слон

слон-слоны

№14

кот-коты

У Оли кот.

У кота усы.

кот-котик

№15

дуб-дубы

дуб-дубок

суп-супы

зуб-зубик

№16

кот-крот

крот-кроты

стол-столб

столб-столбы

№17

горы-гора

гора-горка

норы-нора

нора-норка

№18

В лесу ели.

У ели лиса.

Лиса у норы.

Там лисята.

№19

У Люси юла.

В лесу ежи.

У Лёни ёлка.

Яна гуляла.

№20

У Маши часы.

У Саши лыжи.

В реке щука.

В лесу ёжик.

№21

Идёт гусь.

Идут гуси.

Бегут кони.

Бежит конь.

и  даю  следующие рекомендации:

Во-первых, диктанты начинаем писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв

Во-вторых, вводим обязательное выделение всех орфограмм другим цветом, например зелёным.

Таким образом, «орфография» получается цветной. Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зелёных букв» и повторить в точности так, как на фотографии учителя.

 В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к выводу, что зелёным цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости.

       Тексты зрительно-словарного диктанта помогают учащимся применять свои знания на практике и обрести уверенность в своих силах (возможностях).С помощью таких диктантов учащиеся могут контролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в овладении навыками правописания и вовремя устранить их.

Зрительное восприятие слова (чтение) и проговаривание способствуют развитию памяти и логического мышления.

Для развития орфографических способностей приемлемы зрительные диктанты профессора И.Т.Федоренко. Наборы диктантов этого автора я использую в 3-4 классах.

Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)


п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

 

1
2
3
4
5
6

Набор №1 

Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.

 

8
9
10
11
11
12

 

4
4
5
5
5
6

 

1
2
3
4
5
6

Набор №2

Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.

 

12
13
13
14
14
15

 

6
6
6
7
7
8

 

1
2
3
4
5
6

Набор №3 

Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учится.

 

15
16
16
16
16
17

 

8
8
8
8
8
8

 

1
2
3
4
5
6

Набор №4 

Дятел долбил дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней запушил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.

 

17
18
18
19
19
20

 

8
7
7
7
7
7

 

1
2
3
4
5
6

Набор №5 

Солнышко светит и греет.
Федя решал задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Москва стоит на реке.
В лесу собирают землянику.

 

20
21
21
21
22
22

 

6
6
6
6
6
6

 

1
2
3
4
5
6

Набор №6 

Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стёрли пыль с доски.
Оленеводы работают в тундре.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле берёзовой рощи.

 

23
23
24
24
24
24

 

5
5
5
5
5
5

 

1
2
3
4
5
6

Набор №7 

Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело тёплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.

 

25
25
25
26
26
26

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №8 

Идёт дождик.
Мы любим Амгуэму.
Береги учебные вещи.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Солнце осветило всю землю.

10
14
17
20
21
22

 

5
7
8
10
10
10

 

1
2
3
4
5
6

Набор №9 

Вода в море солёная на вкус.
Наша страна борется за мир.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Руки надо мыть водой с мылом.
Красивы улицы нашего города.

 

22
22
23
23
23
24

 

7
7
7
7
7
7

 

1
2
3
4
5
6

Набор №10 

Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Депутаты съехались на съезд.
Надо быть честным и правдивым.
Звёзды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.

 

24
24
24
25
25
25

 

5
5
5
5
5
5

 

1
2
3
4
5
6

Набор №11 

Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут очень быстро.
Из машины вышел наш учитель.

 

25
24
25
26
26
26

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №12 

Мальчики принесли сухих веток.
В поле поспевают рожь и пшеница.
Из книжки выпал листочек сирени.
Дети всех стран хотят жить в мире.
Свежий ветерок повеял прохладой.
Сверкнула молния, и загремел гром.

 

26
26
27
27
28
28

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №13 

Давно скосили и убрали луга и поля.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети купались.
Весь народ гордится героями космоса.
Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.
Люблю я в поле встречать восход солнца.

 

28
29
30
31
32
32

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №14 

Поднялась за рекой большая серая туча.
В далёкой тайге живут охотники-эвенки.
Все радовались встрече с космонавтами.
Разведчицы отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

 

32
33
33
33
34
34

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №15 

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Хороши привольные широкие степи Украины.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Нам велит трудиться школа, учит этому семья.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

 

34
35
35
36
36
37

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №16 

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы пастухам в стаде ранней весной.
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

 

36
36
37
37
38
38

 

5
5
5
5
5
5

 

1
2
3
4
5
6

Набор №17 

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
Малыши очень любили слушать волшебные сказки.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

 

38
39
39
40
41
42

 

5
6
6
6
7
7

 

1
2
3
4
5
6

Набор №18 

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.
По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.
Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.
Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

 

42
43
44
45
46
46

 

7
7
7
8
8
8

        После написания зрительно-словарного диктанта организуются различные виды работ, где учитывается требования программы для начальных классов.

          Наиболее распространённым видом упражнений в 1 классе я считаю письмо с  проговариванием (в основе этого письма – проговаривание по слогам). Например, учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем  проговаривают гласную и записывают её, например: «За-пишу з с гласной а». Сначала  образец проговаривания я давала сама: 1-2 слова по слогам, потом дети диктовали  себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были

желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально. Чередование  различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку,  утомляемость. Использую игру «Капитан ведёт корабль», т.е. назначенный ученик – «капитан» – комментирует проговаривание («ведёт класс» за собой).

           Начиная знакомить первоклассников с проблемами орфографии, я забочусь, в  первую очередь, о том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами и как  можно быстрее приступить к их практическому применению.        

           Таким образом, в 1 классе создаётся только основа для выработки навыка правописания безударных гласных. Программа не требует от учащихся сформированного  умения в этой области, не предполагает и проверки безударных гласных путём подбора  однокоренных слов.

           Считаю, что главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение  орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения  правила – орфограмму. Только сумев обнаружить её, ученик сможет решить вопрос о её  конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограммы, именуемое  орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первейшим

этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять  орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие  орфографических навыков. Таким образом, с самых первых дней пребывания ребёнка в  школе я ставлю перед собой задачу – научить детей осознавать наличие орфограмм в слове.

        При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т.е. рассуждение  по поводу того, почему надо писать так, а не иначе, осуществляется после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор  слов с нужной орфограммой, я предлагаю письменно (путем условных сокращений и под-

черкиваний) объяснить написание анализируемых слов (без  предварительного  рассуждения). Это следующая ступень самостоятельности учащихся. Здесь уже  развивается зрительное восприятие текста. В работе стараюсь использовать работу разных  анализаторов (слуховых и зрительных).  Коль уж я заговорила о зрительном и слуховом восприятии младших школьников, то  хочу ещё отметить кинестетическое (кинестезия в данном случае – проговаривание) и   рукодвигательное восприятие (воспоминание движений руки). Эти 4 вида восприятия  (зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное) составляют чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов чувств (по К.Д. Ушинскому) принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на память детей. К тому же в программе мы читаем: «Ежеурочно проводятся   орфографические упражнения, опирающиеся на разные способы восприятия: слух, зрение,память, мышление. Всё это способствует формированию осознанного навыка грамотного  письма, развитой речи». Современный учитель, работающий творчески, старается   использовать все известные виды чувственных восприятий, чтобы добиться желаемых  результатов.

         Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет  исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей. "Общий принцип исправления ошибок, говорит Н.С. Рождественский, сводится  к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы они работали над  своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет

учеников размышлять и самостоятельно работать". Практикую я и такие приемы исправления ошибок: неверно написанные буквы не

исправляются, а, как правило, подчеркивается все слово с ошибочным написанием, на полях делается отметка о наличии ошибки. Цель такого исправления заставить ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем орфограмму, распознать ее тип, а затем уже исправить ошибку в этой позиции.

                Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого я ввела систему  нумерации орфограмм – работу по «Памятке». Что стоит за номерами  орфограмм? Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик  его должен запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для  того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в «Памятке» нужную ему орфограмму.  «Памятка» заполняется по мере изучения правил. Она хороша тем, что помогает ученику  увидеть орфограмму и правильно дать ей определение.

В системе моей работы (начиная с 1-го класса) имеют место такие задания:

1) Указать над буквами порядковые номера орфограмм, записанных на доске

ПАМЯТКА  «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»

  1. Пропуск, замена буквы      на    волю
  2. Перенос  слов

Зверь-ки ,  снег.

  1. Заглавная буква в именах собственных.

собака  Жучка

  1. Слова из словаря

Заяц,   коллектив.

  1. Гласные после шипящих

Лыжи, частый, чищу.

  1. Ь-показатель мягкости

Пеньки

  1. Разделительные  Ь и  Ъ знаки

Крылья         подъезд.

  1. Безударный гласный в корне слова

Травка-трава,  тянут-вытянул

  1. Парные согласные в корне слова

Снега-снег, ноженька-ножка.

  1.  Непроизносимый согласный

Звезда-звёздный

  1. Приставка и предлог

Вошли (гл)  в (какую?пустую)комнату

  1.   Ь  после  шипящих

               Дочь (жр), луч (мр).

  1. Безударные окончания имён существительных

На  вершине (1скл, П п)

  1. Окончания имён прилагательных

Весеннее  (какое?)  солнце (ср р), сложная (какая?) задача

  1. Окончания глаголов  прош. времени

Зазвенела  капель (ж р), пригрело солнце (ср р)

  1.   Частица не с глаголами
  2. Безударные личные окончания глаголов

Зреет-зреть  (1спряжение)

Во 2-3 классах дети выполняют задания так:

     11           14         4    13  11 8        8               8      

На  высокой  яблоне  в саду висел скворечник.

Учащиеся 4-го класса выполняют это задание так.

При проверке письменной работы я ставлю на полях номер той орфограммы, в которой допущена ошибка в одном из слов данной строчки. Ученик должен найти слово, в котором допущена ошибка данной орфограммы (по номеру в памятке он должен сам  определить название орфограммы) и сделать работу над ошибками. В данном случае   проявляется большая степень самостоятельности.

2) Во время орфографических пятиминуток: определить общее количество

орфограмм. Работа проводится как на материале упражнений учебника "Русский язык"

3) Цифровое обозначение орфограмм я практикую и на этапе предварительного  анализа того, что подлежит записи (т.е. для предупреждения ошибок). В этом случае  схема предложения, вычерченная на доске, заполняется номерами орфограмм. Такие  задания выполняются как на этапе тренировочных упражнений, так и упражнений  контрольного типа. Например,

     8              11          13     8   5     ГЛ        9

_______  ______  _____  __________  ______ .

Задание: в списке найти названия обозначенных орфограмм (заучивать нумерацию орфограмм не надо, список даётся на индивидуальных карточках); вспомни правила; применяя правила, написать под диктовку предложение.

    8           11              13            8   5     ГЛ        9

Вода   в   пустыне   встречается  редко.

Цифры, которые дети ставят над буквой, помогают им фиксировать внимание на данной орфограмме и сосредоточиться при проверке.

При этом они постепенно запоминают названия орфограмм.

         В последние годы в обучении русскому языку стали применяться элементы  программированного обучения. Одним из этих элементов такого обучения является  алгоритмизация учебного процесса. В работе по орфографии это особенно важно: почти  все правила правописания не содержат рекомендаций о том, как эти правила нужно  применять, отсюда – разрыв между знанием правил и умением ими пользоваться.

Облегчить учащимся применение правил при письме как раз и призвано использование  алгоритма.

Алгоритм – это «инструкция», предписывающая, какие операции и в какой

последовательности нужно выполнять, чтобы применить соответствующее правило.

ПРИМЕР  АЛГОРИТМА

Считаю, что рассуждение на основе алгоритма способствует лучшему усвоению  орфограммы.

           Думаю, что способность учащихся видеть орфограммы необходимое и  важнейшее условие повышения их грамотности. Значит, её (способность) у учащихся   нужно воспитывать.

          У каждого ребёнка процесс приобретения навыка происходит с индивидуальной скоростью и полнотой. Я использую термин «ТВОЯ ОРФОГРАММА»: у некоторых учеников наблюдается постоянство одной ошибки. Поэтому помимо тренировочных упражнений (ОВ Узорова,ЕАНефёдова «3000 примеров по русскому языку») во время контрольных работ я говорю: «Марсель-твоя орфограмма(жи-ши), Коля- твоя орфограмма (правописание предлогов)»

           Систематически проводимая работа по формированию орфографической  зоркости на основе графического и цифрового обозначения дает положительные   результаты: дети определяют место в слове, где возникла орфографическая задача.

Таким образом, с одной стороны, знание родного языка дается ребенку с

детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой

стороны, это сложная учебная дисциплина, требующая большого труда.

           Проработав много лет в начальной школе, я пришла к выводу, что орфографическая  зоркость формируется и развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза,  выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании и в  процессе выполнения других упражнений. Для успешного развития зоркости очень важна

установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение к ней. При   систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом  орфографического навыка. Выработка навыков правописания процесс длительный. Чтобы научить детей  успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и  кропотливо работать на протяжении многих лет. Но детям это очень скучно! Вот я и

стараюсь строить практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.

Ученик должен удивляться тому, что …

- он видит орфограммы,

- он может написать их правильно,

- ему нравится работать,

- на уроках русского языка интересно,

- всё это дает хорошие результаты!

          Задание: определи все виды орфограмм в предложении(используй Памятку РНО)

1вариант-

Мягкая

трава

укрывает

весенний

луг.

2 вариант-

Грач  

шагает

по

свежей

пашне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ (набор №5-15) для 1-2 классов Составила: учитель начальных классов МКОУ Еманжелинская СОШ Орёл Елена Васильевна

Слайд 2

У Оли мак. У Толи сок. Ноты у Вовы. У куста аист.

Слайд 3

У реки дуб. У дуба Дима. Он пас коров. Коровы сыты.

Слайд 4

У Юли рос лук. У Гены грибы. Собака лает. Котёнок спит.

Слайд 5

В лесу сосны. У сосны лиса. В лесу осины. У осины заяц.

Слайд 6

Стоит корова. Она ест траву. Зебра ест сено. Лиса роет нору.

Слайд 7

Ежи живут в лесу. Ерши живут в реке. Щука- речная рыба. Наша дача у речки.

Слайд 8

Толя взял кубики. Одевала Рая куклу. Рыбаки тянут сети. Попала в сети щука.

Слайд 9

И к нам пришла зима. Выпал пушистый снег. Всё кругом побелело. Дети очень рады зиме.

Слайд 10

Ребята пришли в школу. В классе идёт работа. Учитель учит учеников. У учеников идёт ученье.

Слайд 11

Девочка Оля идёт домой. К нам бежит мальчик Коля. Тётя Поля работает в поле. Дядя Толя спешит на завод.

Слайд 12

К нам пришла морозная зима. Всю ночь шёл пушистый снег. Утром ребята пошли на горку. Быстро катились лыжи и санки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....