Конспект сдвоенного урока обучения грамоте и письма "Буква Э, звук Э" с презентацией.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Занина Анастасия Александровна

Конспект сдвоенного урока обучения грамоте и письма по теме: "Гласный звук [э], строчная буква э. Чтение и написание строчной буквы э, слогов и слов с буквой э".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukv_e_zvuk_e.docx430.06 КБ
Файл bukva_e_prezentatsiya.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Школа № 1884      Дата 20.02.2013       Учитель Занина Анастасия Александровна          

Класс 1 «Б»        Предмет Обучение грамоте и письмо      

Тип урока: Усвоения и первичного закрепления новых знаний. Формирование ОУУН.

Тема: Гласный звук [э], строчная буква э. Чтение и написание строчной буквы э, слогов и слов с буквой э.

Цели:

формируем умение делать звуко-буквенный анализ;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;

– формируем умение писать слова.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

1. – Что мы узнали на прошлом уроке обучения грамоте?

2. Игра «Первый звук».

3. Игра. - Посмотрите, на доске два домика - синий и зеленый. Как вы думаете, какие буквы живут в синем домике? (Твердые согласные). А в зеленом домике? (мягкие согласные).

Стоял ясный зимний день. Но к вечеру погода испортилась. Подул ветер, пошел снег, началась метель. Гласные буквы увидели домики и устремились к ним, но в домик пускали только своих. Поставьте каждую гласную букву около своего домика. Чтобы было легче справиться, вспомните, когда согласные бывают твердыми, когда мягкими.

(Дети по одному выходят к доске).

4. – Откройте учебники на с. 145.

– Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

План (примерный)  

1.Знакомство с новым звуком и буквой.

2. Звуко-буквенный анализ слов.

3. Чтение слогов и слов.

4. Знакомство с написанием  буквы э.

5. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

– Что нового мы узнаем сегодня?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

5) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

6) формируем умение находить ответы на вопросы

в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Работа в «Букваре» (с. 144).  

Знакомство с новой буквой и её звуком.

1) Выделение звука [э]. 

– Посмотрите на картинку. Кто там изображён? (Эскимос.) 

– А кто это – эскимосы? (Это жители Севера.) 

– Да, на Севере живут разные народы: эскимосы, ненцы, якуты.

– Что держит в руке эскимос? (Мороженое – эскимо.)

– Произнесём слова по слогам: эскимос, эскимо. 

– Какой 1-й звук слышится в этих словах?

– Повторите его.

– Дайте характеристику звуку. (Звук [э] – гласный.)

– Кто сможет подобрать слова, которые начинаются с этого звука?

– Назовите их.

– Завершим схему-«человечка» буквы э в прописи.

Физкультминутка для глаз.

2) Игра «Моя Вообразилия».

– На что похожа буква э? (На месяц; на лук, из которого стреляют.) 

Помчались легче пуха

По гладкой, ровной колее

И увидали букву Э, 

Похожую на ухо.

                            (С. Маршак) 

Взял я лук и крикнул: – Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

– Э-Э-Э!

                          (Е. Тарлапан)

    2. Работа в прописи (с. 30).  

1) Написание буквы э.

Сравнение буквы э с буквами с, х, ж. Написание буквы в рамке.

– Какие буквы имеют сходные элементы?

Написание буквы с наклонной линией ручками разного цвета.

2) Написание слогов с буквой э, отработка соединений.

Только при помощи нижнего соединения буква э соединяется с другими буквами.

3) Конкурс красоты.

– Что нового мы сейчас узнали?

ΙΙΙ. Применение нового знания

  1. Работа в «Букваре» (с. 144).  

Чтение слогов и слов с буквой э. 

1) Чтение строчки слогов.

– Назовите гласный звук в слогах.

2) Работа со словами.

 – Прочитайте 1–3-й столбики слов, определите куда падает ударение, сделайте вывод. Ученики читают про себя.

Вывод: гласный звук [э] может быть ударным и безударным.  

 Объясняем значения слов: эму, эскалатор, экскаватор. (Эму – название страуса, птицы, живущей в Австралии и Тасмании. Эскалатор – движущаяся лестница в метро, в больших торговых центрах, аэропортах и т.д. Экскаватор – машина с ковшом, предназначенная для копания земли.) Упражнения в произношении этих слов.

3) Чтение 4–6 столбиков слов, работа над лексическим значением слов. Чтение слов про себя, затем вслух по заданиям.

– Прочитайте слова, значения которых вам непонятны.

– Что такое этика? (Этика – учение о морали, о нормах поведения человека.)

– Что такое этикет? (Этикет – правила поведения, учтивости, принятые в обществе.)

– А что такое этикетка? (Это наклейка.) 

– Что такое эклер? (Это пирожное.)

– Что такое экология? (Это наука о защите окружающей среды.) 

– А кто такой эколог? (Это профессия человека: учёный, занимающийся проблемами защиты окружающей среды.) 

– Что можно сказать про слова: эколог, экология? (Это однокоренные слова, корень -эколог-, они близкие по смыслу.)

– Кто такой мэр? (Мэр – глава городской власти.)

– Какие слова связаны с литературой?

– Прочитайте слова, обозначающие людей. (Поэт, эколог, мэр.) 

– Прочитайте только те слова, в которых буква э стоит в середине слова.

– Назовите слова, которые были для вас сегодня новыми.

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 Физкультминутка.

  2. Работа в прописи.  

1) Чтение слов, работа над лексическим значением. Списывание с печатного образца.

Запись слов, деление на слоги, подчёркивание «опасных мест». Выборочная запись по заданиям.

– Прочитайте и запишите слово, обозначающее группу военных кораблей. – Проговорите по слогам. (Эскадра.)

2) Словарная работа: слово экология.

– Мы уже говорили на уроке о слове экология. Что вы можете о нём рассказать?

– Знаете ли вы, что слово экология пришло в русский язык из греческого языка и состоит из двух частей: экос – дом, логиус – наука? Дословный перевод: наука о доме, конечно, ведь планета Земля – наш единый общий дом.

– Наука экология решает вопросы, что нужно сделать, чтобы всё живое не исчезло с лица Земли.

– Произнесите слово по слогам.

– Произнесите слово целиком.

– Что можете сказать про написание этого слова?

– Можно ли проверить написание буквы?

– Как называют человека, занимающегося экологией? (Эколог.)

– Составьте предложение с одним из этих слов. 

– Звуко-буквенный анализ.

Запись слова.

Самопроверка.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Отметь кружком под строчкой справа внизу.

4) Работа с карточками в паре. Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к ситуации, выражать свои мысли;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

ΙV. Итог

– Что нового узнали на уроке?  

– Какие уже известные нам знания повторили?

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Карточки

из слогов составьте слово и запишите его на строчке: 

эк, си, я, скур  

_____________________________

из букв составьте слово и запишите его на строчке: 

з, а, э, к, м, е, н

_________________________

прочитайте слово с конца и запишите его на строчке  :

а к ч и р т к е л э

_________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУКВА Э, ЗВУК [ Э ]

Слайд 3

Э СКИМОС

Слайд 4

ЯКУТЫ НЕНЦЫ

Слайд 5

Э СКИМО

Слайд 7

э

Слайд 13

Э МУ – название страуса, птицы, живущей в Австралии.

Слайд 14

Э СКАЛАТОР – движущаяся лестница.

Слайд 15

Э КСКАВАТОР – машина с ковшом, для копания земли.

Слайд 17

ЭКОЛОГИЯ ЭКОЛОГ

Слайд 18

ЭКОЛОГИЯ ЭКОЛОГ

Слайд 19

1 ряд - из слогов составить слово: эк, си, я, скур . 2 ряд - из букв составить слово: з , а, э, к, м, е , н. 3 ряд - прочитать слово с конца : а к ч и р т к е л э. Отгадайте слово и запишите его.

Слайд 20

1 ряд - экскурсия 2 ряд - экзамен 3 ряд - электричка У вас получилось:

Слайд 21

экскурсия экзамен электричка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ по теме: "Согласные звуки [Д], [Д,], буквы Д д."

Подборка материала по теме  "Согласные звуки [Д], [Д,], буквы Д д.", 1 класс " Школа 2100 "....

Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".

Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква ё и звуки, которые она обозначает"

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква ё и звуки, которые она обозначает" по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект и презентация урока обучения грамоте по теме " Согласные звуки [к ], [к\' ], буквы К, к".

Конспект урока для 1 класса, УМК " Школа России" В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская,М.В.Бойкина....

презентация к уроку обучения грамоте «Буквы Ш, ш, звук [ш] »

Презентация к уроку обучения грамоте:"Буквы Ш, ш, звук [ш] по УМК "Перспектива"....

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...