сочинение по картине К. Юона "Волшебница -зима" .
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Загребельная Наталья Геннадьевна

Данный материал поможет подготовить детей к написанию сочинения по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_k_mou_msoshno2_zagrebelnaya_n.g.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Конспект учебного занятия.

1.    Предмет. Русский язык.

2.    Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по плану.

3.    Тема урока  по  учебно-методическому плану:  Сочинение по картине     К. Юона  « Волшебница- зима».

4.    Номер урока по теме:  по планированию

5.    Форма урока: развитие речи.

6.    Цели и задачи урока:

1. Познакомить с творчеством К. Ф. Юона; развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений; формировать умение строить текст;  развивать чувство прекрасного.

2. Помочь учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы.

7.   Оборудование: репродукция картины К. Юон « Волшебница – зима»,

Аудиокассета Чайковский « Времена года», выставка книг (произведения о природе)

8.   Ожидаемые результаты: коллективное составление  сочинения по картине.

9.      Этапы урока:

         1. Организационный момент. 1мин

        2. Сообщение темы и целей урока. 1мин

        3. Вступительная беседа. 10мин

        4 .Рассматривание картины. 2мин.

        5. Беседа по содержанию. 12мин

        6. « Вхождение в картину». 1мин

        7.Составление плана сочинения. 2мин

        8.Работа по написанию сочинений. Работа в группах. 15-18мин

        9. Проверка. Итог работы. 2мин

Ход урока.

 Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (весёлым, интересным узнать что - то новое)

- Если будете хорошо работать, помогать во всём, то у нас всё получится.

- А  вы любите музыку (да)

- Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения.

- Какие музыкальные картинки возникли в вашем воображении?

- Какой любимый цвет у зимы?

- Какое чувство, настроение связано с белым цветом (чистоты, свежести,  света, праздника)        

- Какое настроение передаёт музыка? ( Радостное живое, зима как живое существо, волшебная, умеет переживать, радоваться)

В прекрасной мелодии передаются оттенки зимнего настроения. Словно живая, Чародейка- зима меняет маски, играет с нами, заставляет нас то тосковать, то восхищаться ею.

Многие писатели композиторы любят зиму, называя её ласковыми именами.

- А  вы знаете строки о зиме?

- Прочтите.

- О зиме пишут и поэты нашего района Л. В. Игуменышева. Об этом говорит наша выставка.

- Прекрасные стихи вы знаете и так выразительно читали, молодцы. Значит вы тоже любите зиму-зимушку воспевают поэты, прославляют композиторы и художники. Никто не остаётся равнодушным.

- Мы сегодня будем маленькими писателями.

- Познакомимся с творчеством Юона,  который написал замечательную

картину «Волшебница- зима»

- А помните, какие картины он ещё написал (весенний солнечный день. Конец зимы. Мартовское солнце.)

- Глядя на портрет, что вы можете сказать о художнике? (добрый,

умный, великодушный, внимательный, наблюдательный, он всё замечает)

- К. Юон - один из замечательных русских живописцев. Широко известны его картины (назвать)

- Рисовать он начал с 8лет и всю  свою жизнь посвятил живописи. Он очень любил природу (зиму и весну) пейзажи, значит он  художник – пейзажист.        

- Какие главные моменты вы выделили в жизни художника?

1 . художник- пейзажист.

2. любил природу

3. особое место в его творчестве занимает описание зимы.

- Перечислите то, что вы видите на картине. (окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные) зима завалила деревню пушистым снегом. Зима. Царствуют снега да сугробы, лёд сковал речку. Ребята выбежали кататься на коньках, на санках.

- Хочется вспомнить стихотворение.

«Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета

мальчишек радостный народ, коньками звучно режет лёд»

- Деревья высокие и могучие.

- Кажется, что своей макушкой они задевают небо и солнце.

- На деревьях тяжёлые снеговые шапки. Стоит чудесный зимний день.

- Что хотел передать нам художник на своём полотне?

- К. Юон  хотел показать на своей картине красоту русской зимней природы. - Природа в произведениях художника никак не мыслится без людей, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.        

Зима – это, прежде всего снег.

- Как изображает снег художник? (белый снег пушистым ковром устилает

Землю, снег осыпал, украсил ветви деревьев. Снег лежит на крышах домов.

Серебристый синеватый. Снег белый пушистый повис на деревьях)

- Это обилие снега придаёт величие русской природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным, волшебным.

- Как художник убеждает нас ещё, что зима- волшебница?

( в центре картины мы видим деревья- великаны, они пришли как будто из сказочного леса.)

- Опишите деревья. (На деревьях тяжёлые снеговые шапки. На берёзках снежные хлопья. Деревья разубраны инеем. Белые кружева развесила волшебница на деревья, как кружево, вырисовываются их ветки на фоне серовато- голубоватого неба.)

-Что напоминает сплетение веток? Сплетение белого на сером фоне? (кружево)

- В центре картины деревья- великаны. Преувеличив их размеры, художник убеждает нас, что зима волшебница. Художник оживляет природу.

- А что мы видим на переднем плане?

( Дети катаются на коньках. Люди вышли на улицу, толстый лёд сковал речку. Толпами собираются люди. Одни катаются на санках, другие - на коньках.

- Какое у них настроение? (радостное весёлое)

- От чего? (от того, что выдался хороший денёк)

Каждый занят чем - то своим, но всё делается, как это видно на картине с большим удовольствием, от того, что стоит прекрасный денёк, а вокруг такая красота.

- Что мы видим на заднем плане?

( слева и справа деревенские улицы, тёмный лес, фигурки людей на лошадях)

- Для чего он поместил всё это в своей картине?

( показать, что деревенская жизнь тесно связана с русской природой)

- Природа для  Юона – это, прежде всего среда, в которой живёт человек.

- Рассмотрев картину, что ещё вам хочется сказать?

 ( этот уголок близок нам, родной)

- В эту минуту хочется оказаться вместе с ребятами.

- Какие звуки мы слышим?

( скрежет коньков, смех крик детей, лай собак, скрип снега)

-Какие запахи? (свежий морозный воздух, легко дышать)

- Какой выдался денёк? (хороший, морозный, солнечный)

- Докажите: ведь солнца мы не видим.

( на это указывают жёлтые блики на снегу)

- Хотя на картине присутствуют холодные цвета, вся она пронизана тёплыми тонами: жёлтым, розоватым. При помощи цвета и света художник своё радостное настроение передаёт и нам.

- Строки Тютчева я взяла эпиграфом к уроку.

- Почему?

« Чародейкою зимою

околдован лес стоит-

и под снежной бахромою

неподвижною немою,

- Чудной жизнью он блестит».

( п.ч. зима тоже волшебная, околдовала всё вокруг)        .

- Сейчас вам ребята, и все присутствующие, надо выступить в роли писателей.

Написать сочинение.

- А писать мы его будем в группах.        

- Попробуем в обычных явлениях раскрыть красоту русской зимней природы, представить её так, как мы её видим, чувствуем, понимаем.    

План. 1.Волшебница- зима

          2.3имние забавы.        

          3. Сказочные деревья.

         4.Чувства и настроения, навеянные картиной.    

1 группа - Попробуйте, используя приём олицетворения, описать какие превращения совершила зима.

- что мы должны помнить при написании сочинения? (алгоритм)

- своими мини- сочинениями доказали, что зима для вас любимое время года.

Д/з: написать своё сочинение по картине « Волшебница- зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница"

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница" в 4 классе. Конспект урока и презентация....

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....

Сочинение по картине И.И.Шишкина "Зима".

В данной разработке показана очень большая работа по картине, работа над образными средствами языка и орфографическая работа....

Проект урока Сочинение по картине " Зима в лесу"

В данном материале дается разработка урока по развитию речи. Учащиеся пишут сочинение по картине С. А. Куприянова " Зима  в лесу"...

Проект урока Сочинение по картине " Зима в лесу"

В данном материале дается разработка урока по развитию речи. Учащиеся пишут сочинение по картине С. А. Куприянова " Зима  в лесу"...

Сочинение по картине Тутунова "Пришла зима. Детство."

Конспект + презентация урока развития речи во 2кл. "Школа России"....