Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе.
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

Козловцева Ольга Викторовна

Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения (учебник Рамзаевой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения.

Цель: ознакомление учащихся с использованием предложений в речи и его признаками; развитие умения правильно оформлять предложение в письменной речи, употреблять заглавную букву в начале предложения, точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце.

Задачи: повторить изученное о предложении; углубить и расширить знания о предложении; развивать внимание, мышление, культуру речи.

Этапы урока

                       Ход урока

Ответы учащихся

I.Орг.момент

Здравствуйте, меня зовут Ольга Викторовна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

II. Чистописание

Начнём мы урок с такого задания: Прочитайте запись с выражением, с нужной интонацией. Что поможет нам сделать это правильно?

АБ? ГДЕЁ! Ж. З,И,Й. КЛМН. О! ПРСТ? У! Ф? Х! Ц. Ч, Ш, Щ. Ъ? Ы. Ь? Э! Ю, Я.

Вы узнали, что мы прочитали?

А какой буквы не хватает?

Её мы пропишем на минутке чистописания.

Для чего нужны буквы? Какую работу они выполняют?

                                 

Знаки препинания.

Алфавит.

Не хватает буквы В.

Буквы на письме обозначают звуки.

III. Работа со словами из словаря.

Вспомните и запишите три слова из словаря, в которых встречается буква В.

Что или кого обозначают эти слова?

Для чего в речи нужны слова?

Например: воробей, товарищ, вдруг.

(учащиеся по одному записывают слова на доске).

Воробей – маленькая птица; товарищ – человек, с которым мы занимаемся одним делом, общаемся; вдруг – когда что-то происходит неожиданно.

При помощи слов мы называем всё, что видим, всё, что происходит.

IV. Актуализация темы урока.

Посмотрите на картинку, закончите мысль.

Вдруг листок…

Что у вас получилось?

Сегодня на уроке мы будем работать с предложениями и узнаем о них новое.  

Например: Вдруг листок оторвался от ветки.

Получилось предложение.

V. Основная часть.

Возможна ли наша речь без предложений?

Что вы знаете о предложении?

Чтобы речь была правильной и понятной необходимы правильные и понятные предложения.

А имеет ли значение порядок слов в предложении?

Давайте проверим ваши предположения: определите, в каком столбике предложение, а в каком набор слов. (слайд)

Листочки, последние,   Последние листочки  прощаются, своими,    прощаются со        со, деревьями.                своими деревьями.

В чём отличие?

О каком времени года идёт речь в этом предложении?

Какие правила написания предложения вы знаете?

Достаточно ли только заглавной буквы в начале и точки или вопросительного, восклицательного знака в конце?(Вы правильно определили в задании предложение, не смотря на заглавную букву в начале и точку в конце.)

О чём мы должны помнить, когда будем строить и записывать предложения?

Спишите предложение. Подчеркните заглавную букву в начале и точку в конце.

Мы выяснили, как в письменной речи предложения отделяются друг от друга, а как это происходит в устной речи?

Когда мы произносим предложения, достаточно ли нам одних пауз?

Выполним следующее задание и ответим на этот вопрос.  (слайд)

Как называется сказка Алексея Толстого, из которого взят отрывок? Как зовут героев?

(Учитель читает отрывок.)  

 - Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

 - Сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь

 - Кто вас воспитывает

 - Теперь я займусь вашим воспитанием.

Вы обратили внимание на ! ? Он здесь не случайно: это предупреждение – есть ошибки.  Кто заметил, какие ошибки?

Чтобы определить, какие знаки нужно поставить, выполним задание.

Прочитайте предложения, в которых Мальвина просит (побуждает) Буратино что-то сделать.

Прочитайте предложение, в котором Мальвина задаёт вопрос.

Прочитайте предложение, в котором Мальвина что-то сообщает Буратино.

Что вам помогло правильно выбрать предложения?

Достаточно ли нам одних пауз, когда мы выражаем наши мысли при помощи предложений?

Все предложения в речи произносятся с какой-то целью и интонацией. В зависимости от цели  бывают разные и называются они по-разному.

Узнаем, как по-научному называются эти предложения. Для этого откройте учебник на странице 10.

Если в предложении о чём-либо сообщается (повествуется), то оно называется повествовательным. В конце такого предложения ставится точка.  (Подчеркните карандашом, как называется такое предложение.)

Найдите в отрывке повествовательное предложение.

Читаем про следующий вид предложения.

Если в предложении содержится вопрос, то оно называется вопросительным. В конце такого предложения ставится вопросительный знак.  (Подчеркните карандашом, как называется такое предложение.)

Найдите в отрывке вопросительное предложение.

Читаем про последний вид предложений.

Если предложение побуждает к действию, то оно называется побудительным. В конце такого предложения ставится точка или восклицательный знак. ( Подчеркните карандашом, как называется такое предложение.)

Найдите в отрывке побудительные предложения.

Спишите предложения, в которых пропущены знаки.

Какой знак нужно поставить в конце предложения «Не горбитесь»? Какое это предложение по цели? С какой интонацией его произносит Мальвина?

Какой знак нужно поставить в конце предложения «Кто вас воспитывает»? Какое это предложение по цели?

Нет.

Предложение выражает мысль.

Ответы детей.

 В правом столбике слова связаны между собой и выражают мысль.

В предложении говорится об осени.

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Предложение должно выражать мысль и все слова в нём должны быть связаны между собой.

В устной речи одно предложение  от другого отделяется паузой.

«Приключения Буратино или золотой ключик». Героев зовут Мальвина и Буратино.

В двух предложениях не хватает знаков препинания в конце.

Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

Сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь.

 Кто вас воспитывает?

Теперь я займусь вашим воспитанием.

Цель и интонация.

Нет. Нужно знать цель и произносить предложения с нужной интонацией.

Теперь я займусь вашим воспитанием.

Кто вас воспитывает?

Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

Сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь.

Это предложение побудительное. Мальвина произносит его спокойно. В конце поставим точку.

Это предложение вопросительное. В конце поставим вопросительный знак.

IV. Закрепление.

Сейчас вы попробуете сами определить цель предложений и расставить нужные знаки. Для этого откройте конверты. Внимательно прочитайте задание. Кому что-то будет непонятно, поднимите руку, я подойду и объясню.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А Б? Г Д Е Ё! Ж. З, И, Й… К Л М Н. О! П Р С Т? У! Ф? Х! Ц… Ч, Ш, Щ… Ъ? Ы. Ь? Э! Ю Я…

Слайд 2

Вдруг листок…

Слайд 3

Листочки, последние, прощаются, своими, со, деревьями. Последние листочки прощаются со своими деревьями.

Слайд 4

Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. Сядьте, положите руки перед собой. Не сутультесь Кто вас воспитывает Теперь я займусь вашим воспитанием.

Слайд 5

Предложение выражает… Слова в предложении связаны по… В предложении о … или о … говорится Все предложения произносятся с какой-то…

Слайд 6

Если в предложении о чём-либо сообщается (повествуется), то оно называется… В конце такого предложения ставится… Если в предложении содержится вопрос то оно называется… В конце такого предложения ставится… Если предложение побуждает к действию, то оно называется… В конце такого предложения ставится… или …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....

конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Образование имён прилагательных".

Конспект урока русского языка в 4 классе  по теме: "Образование прилагательных". Цели: Образовательные:- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;- ...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Дательный падеж" 4 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Дательный падеж" 4 классОбразовательная программа  "Школа 2100"Урок направлен на развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и ...

Конспект и презентация к уроку русского языка «Правописание слов с разделительным Ъ», 2 класс

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока: развивать умение правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком.Задачи урока :Образовательные: • отработать навык правописания слов с ...

Конспект + презентация к уроку Русского языка 3 класс тема - «Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее». Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями  изменения глаголов по в...