разработка урока по ФГОС русский язык по теме Корень слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Серебрякова Евгения Олеговна

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". Данный урок разработан с учетом требований ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку

2 класс

Учитель Серебрякова Е.О.

Тема: Корень слова (первое представление).

Цель: Организовать знакомство с понятиями «корень», «однокоренные» слова.

Задачи: 1. Создать условия для формирования умения находить однокоренные  

                   слова, выделять общую  часть родственных слов – корень; доказывать    

                   правильность выделения корня в однокоренных словах.

  2.  Создать условия по развитию связной речи при ответах на вопросы,  

       умения работать в паре;        

  1. Создать условия по воспитанию доброжелательности, уважительного  

     отношения к иному мнению.  

Ход урока.

1. Актуализация знаний. Пробное действие.

На доске записаны группы слов:

        1. Жир, жизнь, чукча, житель, пружина.  (правило ЖИ)

        2. Ира, Москва, одуванчик, Садовая, Иванов. (имена собственные)

        ?3. Гора, горка, горный, гореть.

        ?4. Лесенка, лесник, лес, лесной.        

        5. Смелый, дружелюбный, храбрый, отважный.  (синонимы)

В каждой строчке найти «лишнее» слово и объяснить, почему.

- Со всеми заданиями вы смогли справиться? Почему?  

- Не знаем, что объединяет эти слова.

2. Тема урока. Целеполагание. Мотивация.

Чтобы узнать тему урока, мы должны ответить на вопрос:

        - Что общего между словом и деревом?   (предположения детей)

У каждого из вас на парте лежит изображение дерева. Вспомните и назовите, из каких частей оно состоит.  (Корень, ствол, крона: ветви с листьями)

- А только у деревьев такие части? (нет, у всех растений)

- А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение и удерживает его в земле?

- Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись. И называется она – корень слова.

- Так, что же общего между словом и деревом?

Корень слова – тема нашего урока.

Кто сформулирует цель урока. Чему будем учиться?

- Узнаем, что такое корень слова, потренируемся находить и выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем.

- А почему нужно знать, что такое корень слова, уметь находить корень в словах?

- Где вам это пригодится?

Если мы будем знать что такое корень слова и уметь его находить и подбирать слова, то (ответы детей)

3. Знакомство со способом действия.

Если мы посадим семя любого растения, то прорастать оно начнет с корня. Так и слова, тоже начинают «расти» с помощью корня. Послушайте одну историю, рассказанную в стихотворении. (по ходу чтения стихотворения на доске появляются однокоренные слова)

                Как-то много лет назад

                Посадили странный сад

                Не был сад фруктовым –

                Был он только словом.

                Это слово – слово корень

                Разрастаться стало вскоре

                И плоды нам принесло –

                Стало много новых слов.

                Вот из сада вам рассада

                Вот ещё посадки рядом

                А вот садовод

                С ним садовник идёт

                Очень интересно

                Гулять в саду словесном.

- Что объединяет все эти слова?

- Что у них общего?

- Можно ли про них сказать, что они близки по значению? Докажите.

- Какую общую часть слова они имеют?

        Слова, которые близки по значению и имеют общую (одинаковую) часть называют родственными или однокоренными.

        Корень – это общая часть родственных слов.

4. Физкультминутка.  

Пальчиковая гимнастика «Как живёшь?»

                - Как живёшь?

                - Вот так!  (большой палец)

                - Как идёшь?

                - Вот так!  (прошагать двумя пальцами по ладони)

                - А бежишь?

                - Вот так! (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

                - Ночью спишь?

                - Вот так! (руки под щёку, нагнуть голову)

                - Как берёшь?

                - Вот так!

                - А даёшь?

                - Вот так!

                - Как молчишь?

                - Вот так! (прикрыть рот ладонями)

                - А грозишь?

                - Вот так! (погрозить соседу пальцем)

5.  Отработка изученного способа действия.

1.  Образование однокоренных слов.

        У каждого из вас лежат конверты. Откройте их.

- Найдите родственные слова. Зачитайте.

- Назовите общую часть родственных слов.  (ход)

- Как называется общая часть родственных слов?  (корень)

- Значит, ХОД для данных слов чем будет являться?  (корнем)

- Попробуем вырастить дерево с корнем ХОД.

(каждый выкладывает модель на парте под руководством учителя)

2. Работа в тетради. Оформление.

Ход: ходит, пешеход, походка, ходики, ходули, ходунки

3. Вырастим дерево с корнем род  (напишите на листочках дерева родственные  

    слова)    Запись на доске и в тетради.

Род: родители, родня, родственники, Родина

6. Возврат к пробному действию.

- А теперь я предлагаю вам вернуться в начало урока и вновь попробовать выполнить то задание, которое вызвало у вас затруднение.

- Как называются эти слова?

- Почему?

- Что у них общего?  (они близки по смыслу и есть общая часть)

- А какое же слово «лишнее»?

- Почему? (не близко по смыслу)

7. Контроль. Самостоятельная работа.  

Сейчас вы поработаете в парах. У вас есть два корня вод и сол. Ваша задача подобрать и записать на листочках дерева как можно больше однокоренных слов.

Через 5 минут у вас должно получиться два дерева.

Проверка по Слайду  

   

8. Рефлексия.

        - Какую цель мы ставили перед собой на этом уроке?

        - Удалось ли нам её достичь?

        - Что вы делали для того, чтобы этому научиться?

        - Что нужно знать, чтобы правильно подбирать однокоренные слова?                                

9. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова".

Разработка содержит план-сетку урока по теме "Корень слова" и приложение в программе Notebook по программе ОС "Школа 2100"....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....

Методическая разработка по русскому языку по теме "Корень слова. Однокоренные, родственные слова"

Конспект урока русского языка на тему: Корень слова. Однокоренные/родственные слова. 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...