Развитие умений писать слова с изученными орфограммами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Слободина Елена Александровна

Это урок закрепления написания падежных окончаний имен прилагательных. Урок построен с применением сингапурских структур, использованы разные формы и методы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

По программе «Школа 2100»

Учитель: Слободина Е.А.

Тема урока:   Развитие умений писать слова с изученными орфограммами.

           Тип урока:   закрепление изученного материала

          Цель: закрепить правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

                  развивать умение правильно применять правило правописания

                   безударных падежных  окончаний имен прилагательных, развивать письменную

                   и устную речь;

                  развивать коммуникативное взаимодействие в группах и в парах;

                  развивать самоконтроль и самооценку усвоения знаний;

                  воспитывать любовь к природе, к чтению, к своему здоровью.

Оборудование

 карточки с заданиями; круги трех цветов; словарь С.И. Ожегова;

  мультимедийная  презентация к уроку;

 учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Русский язык. 4 класс».

ТСО:

· Проектор;

·Компьютер.

  1.  Организационный  момент.       (Слайд № 1)

Ребята, надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие вам, и мне.    Повернитесь  к партнёру по плечу и по лицу, улыбнитесь, пожелайте удачи.

I1.      Чистописание

- Запишем сегодняшнее число. Обратите внимание на написание соединения букв.

-Ой, –ый, –ий, -ая, - яя, - ое, - ее

По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.

 - Прочитайте  строчку чистописания.

- Что она напоминает?    (Окончания имен прилагательных м.р., ж.р., ср.р)

- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы (3).

III. Постановка темы и целей урока. Ребята, мы учимся с вами ставить тему урока.

Прочитайте словосочетания и закончите их именем существительным:

Больш…и широк..    (река),     сильн..  и могуч...     (дуб),   вкусн... и  ароматн...   (яблоко)

Почему нужно написать такие окончания? Докажите.

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (ответы детей)       (Слайд № 2)

Сегодня у нас урок закрепления:   «Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных». 

Сформулируйте  задачи нашего урока…

(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)    

 (Слайд № 3)

  1.     Актуализация знаний. Работа в группе.  Ребята, что мы  уже знаем об имени прилагательном? Работаем в группе по структуре СИНГЛ  РАУНД  РОБИН (проговорите ответы на вопросы по кругу один раз, вопросы на карточках желтого цвета)

(Слайд № 4)

Ответьте на вопросы:

1.Имя прилагательное — это часть речи, которая...

2.С какой частью речи связано имя прилагательное?

3.Что такое словосочетание?

4.Составьте алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Проверка  результатов  работы  группы. (Отвечает стол  № 2, партнер 3  …..)

 Алгоритм на карточках  вывешивается на доску.

Алгоритм:

1.  Найти  словосочетание  сущ.+ прил.

2.  Поставить  вопрос от сущ. к  прил.

3.  Выделить  окончание  в  вопросе

4.  Написать  окончание  в прилагательном.

Запомните!  После мягких согласных пишутся другие буквы.

  1.  Применяем алгоритм на практике....      (Слайд № 5)

Честн…,   смел…, отважн…, тимуровск…   команда

Задирист…, жадн… хулиган

Используя алгоритм, докажите какие окончания  нужно писать на месте пропусков.

Как вы думаете о ком здесь идет речь? Из какого произведения?  Автор?

(Тимур и Мишка Квакин из произведения «Тимур и его команда» А.Гайдара)

Кто еще не читал «Тимур и его команда» почитайте и узнаете добрые поступки совершали такие же ребята как вы.

(Слайд  № 6, 7, 8) 

Подберите  2-3  прилагательных, характеризующих  девочку Женю из этого же произведения, запишите, выделите окончания.  Что у вас получилось? Какие окончания написали? Докажите!

  1.    Работа над словосочетанием.        (Слайд № 9)

Сейчас поработаем по структуре  РАУНД  РОБИН  (по часовой стрелке)

Работа на листочках красного цвета.

Я приготовила для вас задание. Из слов правого и левого столбиков нужно составить словосочетания.  На карточке проведите стрелочки, начинает партнер под номером 2.

Двенадцать алебастровых

новый мужской

осколок синей

арбузные

фарфоровая 

чашка

Шариков

костюм

вазы

корки

Что же у вас получилось? Доказать выбор окончания, пользуясь алгоритмом.

 (Отвечает  стол № 4 партнер 1; продолжает стол № 1 партнер 4; продолжает стол № 3 партнер 3)

 А как можно графически доказать, что у нас получились словосочетания? (найти главное слово и обозначить крестиком, от него провести стрелку к зависимому слову и записать вопрос)

 Найдите прилагательное, стоящее в косвенном  падеже, множественного числа,  м.р..   Как вы это определили?  Запишите его в тетрадь и графически покажите словосочетание, выделите окончания.

-    Что такое алебастр? Алебастровые  шарики?  (Словарь Ожегова -  зачитать)

(Алебастр – мелкозернистый, строительный гипс.)        (СЛАЙД  № 10)    

        Физминутка.  

Сейчас  разминка. МИКС ПЭА ШЭА – звучит музыка,  ученики  молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

Встаньте, задвиньте стульчики. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.

1-е задание. Закончите предложение: «Начальная форма имени прилагательного – это форма…..»

(Ученики делятся со своими партнерами знаниями по 5 секунд. Начинает тот, кто выше ростом.

Поблагодарите своего партнера.

А теперь на этот вопрос ответит …..

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару)

2-е задание. Закончите предложение: «Чтобы правильно написать безударную гласную в окончании прилагательного, нужно …»

(Ученики делятся со своими партнерами знаниями по 5 секунд. Начинает тот, кто ниже ростом.

Поблагодарите своего партнера.

А теперь на этот вопрос ответит …..

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару)

3-е задание. Как определить род, число, падеж имен прилагательных

(Ученики делятся со своими партнерами знаниями по 5 секунд. Начинает тот, у кого больше пуговиц.

Поблагодарите своего партнера.

А теперь на этот вопрос ответит …..

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару)

Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

  1. (Слайд № 11)

Работа над предложением. Списать, исправив ошибки. (зеленые карточки)

 Ёжик развернулся и мохнатенькаю мордочьку с чорнам  носикам высунул.

  Слышится звонкае пение птиц в беспредельнам  небеснам простори.

Взаимопроверка с соседом по лицу.

(Слайд №12)    Взаимопроверка:

 Ёжик развернулся и мохнатенькую мордочку с чёрным  носиком высунул.

 Слышится звонкое пение птиц в беспредельном  небесном  просторе.

Подчеркнуть грамматическую основу, выписать словосочетание сущ. + прил.  ( 2 человека у доски)

Ребята, а кто из вас любит животных? Как нужно относиться к ним? (с добротой, с любовью, подкармливать зимой…)

(Слайд № 13)

  1.   Работа  с текстом учебника, упр. 222, с.43.  Работа с партнером по плечу.

Вставить окончания прилагательных, пользуясь алгоритмом. Объяснить написание орфограмм на месте пропусков.  (работаем карандашом в учебнике)

Проверка .

    В дом.. я н..ч..ю ре..ко . Большинство н..чей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то н..ч..ю в стар беседке в глубине сада . Она з..росла дик виноградом. По утрам солнце б..ёт в неё скво..ь пурпурн , лилов , зелён и лимонн л..ству . И мне кажется, что я пр..сыпаюсь внутри з..жжённой ёлк.. .

    Особенно хорошо в бесе..ке в тих осенн ночи, когда в саду шумит вполголоса нетороплив..й отвесн..й дождь .

    Прохладный воздух едва к..чает язычок свечи.

    Пахнет дождем – нежн и вместе с тем остр зап..хом влаг.., сырых садов  д..рожек.

       Работа в тетради. Индивидуально.

Четвертое предложение спишите, составьте схему.

Выпишите из текста  3 словосочетания прил.+сущ, определите род, число, падеж.

              (Слайд № 14)

  1.  Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.
    Составьте 10  словосочетаний о природе и графически докажите  выбор окончания.
  2.      Итог. Рефлексия.
    -
     Какую задачу мы ставили перед собой?
    - Что же мы узнали на уроке?

- Ребята, а что можно сложить из наших карточек? (светофор)

Для чего нужен светофор? (для соблюдения правил ДД, а кто их соблюдает, тот будет здоровым.)          (СЛАЙД  № 15)

- Что вам понравилось сегодня на уроке?
Оцените свою работу.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Русский язык 4 класс Школа 2100 «Развитие умений писать слова с изученными орфограммами» Слободина Елена Александровна МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Слайд 3

Задачи урока: повторить всё, что знаем об имени прилагательном как о части речи; повторить о роде, числе и о написании безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Слайд 4

Ответь на вопросы: 1.Имя прилагательное — это часть речи, которая... 2.С какой частью речи связано имя прилагательное? Как это проявляется? 3.Что такое словосочетание? 4.Составьте алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Слайд 5

Кто это? Чёрный Мститель Исполинских Морей Кровавая Рука

Слайд 6

Марк Твен « Приключения Тома Сойера » -повесть.

Слайд 7

Портрет героя «…ничего плохого в нём не было, - озорник, вот и всё. Ну, ветер в голове, рассеян немножко. С него и спрашивать-то нельзя, всё равно что с жеребёнка. Никому он зла не хотел, и сердце у него было золотое…»

Слайд 8

Том (какой?)…..

Слайд 9

Составь словосочетания двенадцать алебастровых Новый бумажный Осколок синей Апельсиновые Оловянный Сломанная оконная Стеклянная Пробка Рама Солдатик Шариков Змей Бутылки корки шариков змей бутылки корки солдатик рама пробка пробка

Слайд 10

Алебастр Мелкозернистый, строительный гипс

Слайд 11

Спиши, исправь ошибки. Ёжик развернулся и мохнатенькаю мордочьку с чорнам носикам высунул. Слышится звонкае пение птиц в беспредельнам небеснам простори.

Слайд 12

Выделить грамматическую основу. Выписать словосочетания сущ.+ прил. Определить род, число, падеж. Ёжик развернулся и мохнатеньк ую мордо чк у с ч ё рн ым носик ом высунул. Слышится звонк ое пение птиц в беспредельн ом небесн ом простор е .

Слайд 13

Работа с текстом учебника упражнение 222, с. 43 В дом .. я н .. ч .. ю ре .. ко . Большинство н .. чей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то н .. ч .. ю в стар … беседке в глубине сада . Она з .. росла дик … виноградом. По утрам солнце б .. ёт в неё скво .. ь пурпурн … , лилов … , зелён … и лимонн … л .. ству . И мне кажется, что я пр .. сыпаюсь внутри з .. жжённой ёлк .. . Особенно хорошо в бесе .. ке в тих … осенн … ночи, когда в саду шумит вполголоса нетороплив .. й отвесн .. й дождь . Прохладный воздух едва к .. чает язычок свечи. Пахнет дождем – нежн … и вместе с тем остр … зап .. хом влаг .. , сырых садов … д .. рожек.

Слайд 14

Проверка текста учебника В дом е я н о ч у ю ре д ко. Большинство н о чей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то н о ч у ю в стар ой беседке в глубине сада . Она з а росла дик им виноградом. По утрам солнце б ь ёт в неё скво з ь пурпурн ую , лилов ую , зелён ую и лимонн ую л и ству . И мне кажется, что я пр о сыпаюсь внутри з а жжённой ёлк и . Особенно хорошо в бесе д ке в тих ие осенн ие ночи, когда в саду шумит вполголоса нетороплив ы й отвесн ы й дождь . Прохладный воздух едва к а чает язычок свечи. Пахнет дождем – нежн ым и вместе с тем остр ым зап а хом влаг и , сырых садов ых д о рожек.

Слайд 15

Спасибо за урок! Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...

Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»

Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...

Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами.

Открытый урок на тему "Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами"...

Урок русского языка в 4 классе " Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания".

Данный материал содержит презентацию к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. (безударное окончание существительных)

Тема: Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.Цели:– развитие умений разных видов устной и письменной речи: строить устное рассуждение (рассказ...