Русский язык 3 класс Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Муратова Зульфия Кадимовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс

Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) формировать представление о написании соединительных гласных о и е  в сложных словах.

2) развивать интерес к исследовательской деятельности;

3) формировать умение применять изученные правила;

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель открывает на доске стихотворение:

  • Прочитайте стихотворение.
  • В чем сложность учения? (Сложность в том, что мы должны сами понять, что мы не знаем, и сами должны «открыть» новое знание.) (Открыть 2 шага учебной деятельности).

сканирование0007.jpg     сканирование0009.jpg

  • Если все так сложно, может вам не нужно учиться? (Нужно, только так мы сможем узнать новое, стать умными, самостоятельными)
  • Я желаю вам на уроке преодолеть все трудности, которые вам встретятся!
  • С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (Сложными словами.)
  • Сегодняшний урок будет также посвящен сложным словам.
  • С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

На доске вывешивается карточка с эталоном.

- Из данных слов выберите слова, соответствующие данному эталону.

Самолёт,  пересадка,  вездеход,  переход,  пылесос,

 мясорубка,  походка.

Самолёт,  пересадка,  вездеход,  переход,  пылесос,

 мясорубка,  походка.

- Почему именно эти слова, соответствуют данному эталону?

- Какие слова не подходят под этот эталон? (пересадка, переход, походка.)

- Почему? (В этих словах один корень)

− С каким заданием вам надо поработать, чтобы понять, что вы не знаете? (Задание на пробное действие.)

− Посмотрите на слова на следующей карточке. Какое задание вы должны выполнить?  (Вставить пропущенные гласные буквы).

- Гласная, которая пишется между корнями в сложных словах,  называется соединительной гласной.

 

Пар_ воз,  верт_лёт,  земл_коп,  камн_пад.

− Выполните задание.

− Кто не выполнил задание?

− Что вы не можете сделать? (Я не смог правильно записать в слове соединительную гласную в словах)

− Кто выполнил задание, каким эталоном вы воспользовались?

− Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать эталон, которым воспользовался.)

− Что теперь надо сделать? (Надо остановиться и выяснить, почему у нас возникло затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были вставить пропущенные гласные буквы).

− Как вы выполняли задание?

− В чем затруднение? (Не смогли вставить пропущенные гласные буквы; не смогли объяснить, почему написали такие гласные.)

− Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем правила написания  соединительной гласной в сложных словах. У нас нет эталона.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило написания  соединительной гласной в сложных словах)

− Сформулируйте тему урока. (Правило написания  соединительной гласной в сложных словах.)

− Что вы можете использовать для открытия правила? (Можно использовать учебник.)

− Сегодня на уроке вы попробуете открыть правило, не используя учебник, вы будете проводить исследование и на его основе сделаете сами вывод. Работать будете в парах. У вас на столах карточки:

− Что вы видите на карточках? (В словах в задании для пробного действия вставлены гласные.)

− Что вы должны будете сделать? (Надо проанализировать написание букв О-Е, сделать вывод, сформулировать правило, сопоставить с правилом в учебнике.)

5. Реализация построенного проекта.

Учащиеся самостоятельно реализуют план. Одной из пар предлагается озвучить результат своей работы, остальные учащиеся работают на уточнение, добавление.

Возможный ответ учащихся:

− Мы видим, что если первый корень оканчивается на твёрдую согласную, то между корнями пишем соединительную гласную О .

Если первый корень оканчивается на мягкую согласную, то между корнями пишем соединительную гласную Е .

Наш вывод подтвержден правилом в учебнике.

− Теперь давайте составим алгоритм. А теперь вы поработаете в группах. У вас на столах шаги алгоритма, вам надо расставить шаги в нужном порядке.

Учащиеся работают самостоятельно. Одна из групп представляет свой вариант, согласованный вариант алгоритма вывешивается на доску:

                       ДА                                                                                 НЕТ

−Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните правила работы в группах.

В случае необходимости актуализируются другие правила работы в группах.

− Выполните план в группах.

Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и листы с шагами алгоритма для оформления ответов (формата А4).

Учащиеся составляют алгоритм из предложенных шагов.

Учитель организует представление результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости.

Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

− Откройте учебники. Проверьте.

Учащиеся читают.

Как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву

о или е в сложных словах.

  1. Читаю ( произношу) слово.
  2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова.
  3. Если слово сложное, смотрю на какой согласный звук оканчивается первый корень.

Если на твёрдый – надо писать о, если на мягкий или на шипящий – е.

  1. Записать слово.
  2. Проверяю написание: выделяю корни, подчёркиваю орфограмму

− Итак, сделайте вывод. (Мы все открыли правильно.)

− Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

− Что вы можете теперь делать? (Писать соединительную гласную в сложных словах)

- Вернёмся к пробному действию и вставим пропущенные соединительные гласные.

Паровоз,  землекоп,  вертолёт,  камнепад.

− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило.)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель организует представление результатов. Учащиеся объясняют свой выбор.

Г

Глаз_мер, звезд_пад, вод_лаз, сад_вод,

пут_водитель, пеш_ход

− Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Лун_ход, мыш_ловка, сам_свал, лес_руб

Луноход, мышеловка, самосвал, лесоруб

− У кого возникли затруднения при выполнении задания?

− Какие слова у вас вызвали затруднение? (..)

− Каким правилом вы должны были воспользоваться?

− Исправьте ошибку.

− Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)

− У кого задание не вызвало затруднения?

− Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Что нужно знать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах? (Нужно знать правило написания).

− Предлагаю вам потренироваться в написании сложных слов. упр. 128, стр.108

-  Образуйте сложные слова из данных пар слов.

- Какую соединительную гласную букву вы написали.

падать, листья -

класс, первый -

лёд, колоть -

муха, морить -

снег, падать -

скалы, лазить -

сено, косить -

листопад

первоклассный

ледокол

мухомор

снегопад

скалолаз

сенокос

   

- Какие ещё орфограммы встретились вам в словах?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания соединительной гласной в сложных словах).

− Удалось ли достичь цели?

− Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.

− Вернемся к пословице. Легко ли было открывать новое знание, какие трудности встретились?

− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами 1, 2, 3. Выберите картинку с изображением Маши, поднимите соответствующий номер.

 

Я всё понял(а), но у меня ещё есть вопросы

Упр. …

Я всё понял(а), могу работать по эталону

Упр. ….

Я всё понял(а), могу объяснить другим

Упр ….

     

Учащиеся оценивают себя.

− Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся в применении правила.)

В сложных словах есть соединительные буквы гласных, чаще всего это буквы о или е. Буква о пишется после твёрдых согласных, е – после букв мягких согласных. После ж и ш пишется е: пешеход. Буквы о и е в сложных словах это орфограмма.

мног_летний, нос_глотка,  пчел_вод, мед_вар, сам_кат, сам_любие, скор_варка,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание соединительных гласных в сложных словах"

Данный урок был проведен по ОС "Школа 21 века", но он подходит ко всем УМК. Урок строится в личностно-ориентированной технологии, дети имеют право на выбор, работают в парах и группах, проведена рефле...

Соединительнын гласные О и Е в сложных словах

Конспект урока по русскому языку...

Урок русского языка в 3 классе "Соединительные гласные о и е в сложных словах"

Урок русского языка в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся выделяют неизученное, формулируют учебную задачу. В ходе групповой работы выясняют, когда пишутся соединительные гласны...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"

Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.Цели урока: формирование понятия «сложные слова»Планируемые результаты:·        Предме...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексическое значение сложного слова"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексическое значение сложного словаЦели урока: путём наблюдения над значением корней научиться понимать и объяснять лексическое значение сложного слова.Планиру...

Конспект урока по теме "Соединительные буквы о и е в сложных словах".

Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100»Тема: Соединительные буквы о и е в сложных словах....