Соединительные гласные о и е в сложных словах.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Прокопьева Лидия Анатольевна

русский язык 3 класс Бунеев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_metodike_r.ya_moy.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах» 3класс.

Образовательная система: « Школа 2100» Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Цель: создать условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах. 

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. систематизировать знания о правописании сложных словах;
  2. совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
  1. Развивающие:
  1. развивать интеллектуальные умения: анализировать. Обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
  2. развивать память, внимание, речь учащихся;
  3. развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать навыки сотрудничества;
  2. формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
  3. воспитывать интерес к предмету.

Личностные результаты:

  1. осознание значимости отобранного материала;
  2. формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
  3. формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

           Регулятивные УУД:

  1. формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  2. целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  3. готовность к преодолению трудностей;  

Познавательные УУД:

  1. развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  2. устанавливать аналогии;  
  3. решать языковые задачи моделированием;
  1. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  1. формировать умение  находить общее решение;
  2. умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  3. способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  1. формирование умений правильно писать соединительные гласные –о- и –е- в сложных словах, используя алгоритм.
  2. создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
  3. выведение алгоритма действий.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану (1 урок в тематическом блоке «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня»).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок(может быть с использованием мультимедийной презентации.)

Используемые методы обучения: работа в парах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.

Оборудование:

  1. учебник «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева 3класс-1часть
  2. рабочая тетрадь
  3. карточки
  4. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 3 класс Л.Ю. Комиссаровой.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (Самоопределение к деятельности.)


Цель: включить обучающихся в учебную деятельность

- Здравствуйте! Настал день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту весеннего леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок.


Чистописание


- На какие две группы можно разделить звуки, которые обозначают эти буквы?



- Дайте полную характеристику звуков.



- Запишите их парами по глухости –звонкости.












- Звуки можно разделить на две группы – твердые и мягкие, глухие и звонкие.


- Согласные, могут быть твердыми или мягкими, глухими или звонкими, парными.

Учащиеся записывают в тетрадь.

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность  на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД

II.Актулизация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.


Цель: осознание потребности к новым действиям, выполнение пробного действия и фиксация затруднения

Словарная работа.  

  1. На доске записаны слова:

 Молоковоз, командующий, однокомнатная, языковед, чемоданчик.

- Назовите сложные слова.



- Какие у них корни?



- Какое словарное слово есть в составе сложного слова?

- Запишите только сложные слова, подберите по два однокоренных слова с каждым из корней.



    2. Знакомство со словарными словами.

- Откройте учебник на с.88. Написание каких слов надо запомнить?


- Запишите эти слова. Устно составьте с ними предложения.


Запись под диктовку:

Дерево вытянуло корявые свои руки вслед за солнцем, как будто хочет задержать его.

- Обозначьте все орфограммы по ходу записи.







- Молоковоз, однокомнатная, языковед


-молоко-, -воз-, -одн-, -комнат-, -язык-, -вед-.


- Молоко.

Записывают сложные слова  и подбирают по два однокоренных слова с каждым из корней.



- Будто, как будто.



- Записывают и устно составляют предложение.


Учащиеся пишут под диктовку и обозначают орфограммы по ходу записи.

III.Постановка учебной проблемы как темы урока.


Цель:  постановка проблемы, сообщение темы урока, определение средств (алгоритмы и опоры)



Беседа.

- Что такое сложные слова?



- Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово?


- Я возьму корень –лед-  и корень –руб-. Получилось ли  у меня новое слово?


- Что нам надо решить?




- Сложные слова – это слова, у которых два корня.


Варианты детей.



- Нет.



- Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово.

IV.  «Открытие» детьми нового знания.

  1. Наблюдение.

- Объясните, что обозначают эти слова.

водопад                мореход

долгоносик          камнепад

глазомер              пешеход


- Спишите. Выделите корни.


- Понаблюдайте, какие гласные соединяют два корня в сложных словах.


- Подчеркните эти гласные.



- После каких согласных написано о, а после каких е?


- Какой вывод можно сделать?







- Как соединить два корня в сложных словах?

- Как можно назвать гласные о и е в сложных словах? Почему?


Физкультминутка


  1. Работа с определением, алгоритмом.

- Прочитайте определение на стр. 89.

- Как вы думаете, почему соединительные гласные получили такое название?



- Сравните с выводом, который звучал ранее на уроке: что нового вы узнали из определения?



- Прочитаем на стр. 90 алгоритм, как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах.


Учащиеся объясняют значение каждого слова.




Списывают, выделяют корни.


- Два корня соединяют буквы о и е.


Подчеркивают букву, которая соединяет два корня.


Ответы учащихся.


- Вывод: у слов 1-го столбика общая гласная о, которая соединяет два корня; у слов 2-го столбика корни соединяет гласная е. После твердых согласных пишется о, после мягких согласных – е.

- С помощью букв о и е.

- Эти буквы можно назвать соединительными.





Читают определения.

- Соединительные гласные получили такое название, потому что они соединяют два корня.

- После букв ж и ш пишется всегда е. гласные буквы о и е в сложных словах – это орфограммы.


Алгоритм:

  1. Прочитай (произнеси) слово.
  2. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
  3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твердый – надо писать о, если на мягкий или на шипящий – е.
  4. Запишите слово.
  5. Проверьте написание: выдели корень, подчеркни орфограмму – соединительную гласную.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон).

- Молодцы!

- Предлагаю потренироваться упр. 126 стр. 90

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?



- Какой инструкцией мы будем пользоваться?


Задание выполняется на доске с комментарием



- Списать, объяснить графически, почему пишется удвоенная согласная.

- Алгоритмом, который дан в учебнике.

Например: водолаз. В слове два корня: -вод- и –лаз-, однокоренные слова вода, водичка и лаз, лазить.

Первый корень оканчивается на [д], это твердый согласный, значит, надо писать соединительную гласную о. Пишу слово, выделяю корни, подчеркиваю орфограмму.


Водолаз.

VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Цель: выполнение задания на новый способ действия.

Работа по разноуровневым карточкам.

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Прочитайте задания, выберите то задание, которое сможете выполнить без ошибок.

I уровень:

Списать, вставив соединительную гласную. Выделить корни.

Скал . лаз, камн . пад, вод . лаз, сонц . пек, мор . ход.

II уровень:

Составьте и запишите сложные слова с корнем: хлеб, снег, ход, воз.

III уровень:

Подбери антонимы:

Враждебное отношение - … (дружелюбное)

Ленивый ученик - … (трудолюбивый)

Серьезный юноша - …(легкомысленный)

Самопроверка по образцу.

- Оцените свою работу.



Учащиеся сами оценивают свои возможности и выполняют то задание, которое им посильно.




На данном этапе формируются коммуникативные УУД, познавательные УУД: используют полученную информацию в своей деятельности, выполняют задания.

VII.Творческая самостоятельная работа по применению новых знаний на практике. Включение в систему знаний.


Цель: организация повторения учебного действия.

 Дописать сложные слова.

  1. Человек, у которого длинные волосы.
  2. Человек, у которого добрая душа.
  3. Сказочный персонаж, поедающий людей.
  4. Человек, низкого роста.
  5. Человек, у которого слабая воля.
  6. Человек, который любит узнавать новое.
  7. Жук, поедающий кору деревьев.
  8. Шуруп, который сам нарезает резьбу.
  9. Русская народная игра-пляска.
  10. Лес, поваленный бурей.


Учащиеся комментируют.


VIII.Рефлексия учебной деятельности.Итог урока.

Цель:соотнесение  цели урока и результата.











Чему вы учились?

Решили мы проблему?

Что было трудным?

А что понравилось?


Домашнее задание:Упр.127 стр. 90, правило стр.89


Рефлексия (метод пяти пальцев)

М (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил.

Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг.

С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение.

У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему поспособствовал.

Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие.  

-Всем спасибо за работу..

Ответы детей

Ответы детей

Дети высказывают свои мнения

Мнения детей




Учащиеся рисуют ладонь и на каждом пальце пишут



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соединительнын гласные О и Е в сложных словах

Конспект урока по русскому языку...

Урок русского языка в 3 классе "Соединительные гласные о и е в сложных словах"

Урок русского языка в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся выделяют неизученное, формулируют учебную задачу. В ходе групповой работы выясняют, когда пишутся соединительные гласны...

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Конспект урока по теме "Соединительные буквы о и е в сложных словах".

Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100»Тема: Соединительные буквы о и е в сложных словах....

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....