Развитие орфографической зоркости младших школьников
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Банникова Нина Валентиновна

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Развитие орфографической зоркости

младших школьников.

                    Учитель: Банникова Н.В.

     Основной орфографической единицы, принятой в современной методике, служит орфограмма, то есть написание, требующие проверки. Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слов при переносе. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.

    Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник её замечает. Чем взрослее дети, тем более он руководствуется в учебной деятельности далёкими целями; в частности , правописание старшеклассника связывают с перспективой хорошего окончания средней школы, дальнейшей учёбой, перспективой быть культурным человеком, хорошим специалистом. Младшим школьникам мы тоже говорим о далёких целях, но для них  эти перспективы ещё не играют ведущей роли. Учитель начальных классов вынужден обращаться  к более близким целям обучения, реальным и понятным  детям. Нередко в школе мало проявляется забота о мотивации в правописании. Орфография своим содержанием малопривлекательна для детей , усваивается она нелегко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны предмета «русский язык»- знание грамматики, богатство словаря, речь- во внимание не принимаются.

Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя. Отрицательные эмоции переносятся на весь предмет «русский язык».

       Мотивация орфографической работы реализуется через:

а) возбуждение, развитие, углубление познавательных интересов;

б) использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов  работы;

в) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

г) повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

д) положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

е) введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков.

        Каждый из этих путей имеет  свои средства, свои приёмы.

         Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно  начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слова.

   В тексте орфограммы распределяются неравномерно: в некоторых словах их нет, в иных - две и более. Так, в предложении «Моряки уходят в плавание» имеет более 7 орфограмм.

    Возникновению и развитию орфографической зоркости способствует развивающийся речевой слух и постоянное внимание учащихся к звукобуквенному составу слова.

    Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их тип. Орфографическая зоркость предполагает так же умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки и чужие). Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

   Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза, при списывании. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть все буквы в слове.

    При систематической тренировке орфографической зоркости автоматизируется и становится частью орфографического навыка: обнаружение и распознавание орфограммы.

    Орфографическая зоркость создаёт основу успешной самопроверки письменных работ учащихся. Самостоятельно сделанные учащимися исправления ошибок не должны приводить к снижению оценки за письменную работу; наоборот эти умения должны поощряться.

    Для развития навыка самопроверки существует ряд памяток, например:

                               Проверь!

1. Не пропустил ли ты буквы?

2. Правильно ли ты написал безударные гласные?  парные звонкие и глухие согласные?

3. Не уверен – спроси у учителя!

           

               Обучение правописанию во 2 классе.

     Между 1 и 2 классами существует тесная преемственность: во 2 классе – развиваются и углубляются те знания, которые получены детьми на первой  ступени обучения.

     Важнейшей темой во 2 классе – это, безусловно «Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами» и «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах». Всего же мы знакомимся с 19 видами орфограмм.

    Как известно, орфографическая зоркость должна закладываться в младших классах. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость. Я стараюсь уделять большое внимание этой проблеме. И на занятиях стремлюсь включать словарно-орфографические минутки. Они включают в себя работу над словами, словосочетаниями, предложениями. Цель их  _ способствовать систематическому совершенствованию орфографических умений, которыми овладевают младшие школьники.

     Орфографические минутки могут быть проведены в разнообразной форме:

а) слуховой диктант;

б) зрительный диктант;

в) комментированное письмо;

г) письмо по памяти.

                         

                            Орфографические минутки

1. Подчеркни в словах буквы требующие проверки (орфограммы).

   Солить, моряк, грибки, класс, зуб, счастливый и др.

2. Подчеркнуть орфограммы в словосочетаниях. Указать части речи.

   

3. Обозначить ударение, подчеркнуть буквы в словосочетаниях, которые требуют проверки при письме. Составьте с любым словосочетанием предложение.

4. Игра «Собери букет». В данном предложении выдели все знакомые орфограммы.

   Закружились в воздухе лёгкие пушинки.

5. «Орфографический диктант».

1. Выделите орфограмму в слове поздний.

2. Заменить  слово грустить  однокоренным с непроизносимой согласной в корне.

3.Выпишите из предложения слово с непроизносимой согласной.

 Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко.

4. В пословицу вставь подходящее по смыслу слово.

...    матери лучше солнца греет.

Работу над развитием орфографической зоркости стараюсь включать на каждом этапе урока. Такую работу провожу на минутках чистописания

Ввв  ви  ву  ва

в. робей   в. рона   вмест .

Василий Парийский

- Объясните правописание слов.

сегодня 25 апреля, день Василия Парийского. Василий Парийский землю парит. Медведь в этот день обязательно должен выйти из берлоги.

  Словарная работа-это тоже неотъемлемая часть орфографической работы.

На этом этапе можно применять такие виды упражнения:

1. Комментированное письмо.

Учитель произносит слово с непроверяемой безударной гласной, а учащиеся по очереди комментируют слово, записывая его в тетрадь.

2. Вставь буквы. Прочитай слово по вертикали, составь с ним предложение.

       в . сток

   д . ревня

     с . бака

пятн . ца

     н . род                                             весна

 

- Что объединяет все эти слова?

3.Игра  «Найди ошибку»

Пасуда, сопоги и др.

4. Картинный диктант.

5. Запишите слово на какую- либо изученную орфограмму.

6. Карточки с заданиями с учетом индивидуальных способностей учащихся.

К-1.

1.Распространи предложение.

Девочка читает.

2. Допиши родственные слова.

Сад,  ..., ... .

3. Разбери слова по составу.

Подсказка, домовой.                                                                                                                                                                                 

7. Занимательные задания.

а) Определи, где пишем слово с заглавной буквы.

Серёжа морозов не боится морозов.

б) Поставь ударение.

На пути я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

в) «Чудо-слова»

Задание: найти слова, которые читались бы одинаково слева направо и справа налево, например:

доход                казак            топот          ищи

тут                  иди              Алла               лил

потоп              комок          Анна             летел

дед                   шалаш         учу                наган

8. Ощутимый результат даёт орфографическое проговаривание текстов  насыщенных  орфограммами по методике П.С. Тоцкого.

   Важно помнить, что работа над развитием орфографической зоркости должна вестись регулярно и системно. Именно такая работа ведёт к хорошему результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие

Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»

Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"

"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...

Презентация Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. На современном ...