Конспект урока русского языка "Стили речи" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Просецкая Татьяна Вячеславовна

 Конспект урока содержит подготовку к восприятию нового материала,  изучение нового материала в занимательной, наглядной форме и закрепление изученного в виде исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prosetskoy_t.v.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока-исследования

Просецкой Татьяны Вячеславовны, учителя начальных классов.

Место работы: МБОУ гимназия г. Узловая.

УМК «Развивающая система Л.В.Занкова»

Тема урока: Функциональные стили речи: разговорный, художественный, научный .

Класс: 2 класс

Предмет: Русский язык.

Учебник: автор Н.В.Нечаева.

Русский язык: 2 класс / под редакцией Н.В.Нечаевой, Самара: Издательство

« Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2011.

Урок №3 в теме «Законы языка в практике речи».

Тема урока: Функциональные стили речи: разговорный, художественный, научный .

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, развитие связной устной и письменной речи в процессе выполнения творческих, аналитических и проблемных видов работ.

Планируемые результаты образования:

Предметные: уч-ся научатся различать стили речи, осознавать цели и ситуации устного и письменного общения; получат возможность научиться способам изложения материала в соответствующем стиле.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; логические – осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Регулятивные: Проводить работу по предложенному плану. Используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия  в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда.

Средства обучения: Учебник , ноутбуки, компьютер , продукт ТСО- презентация по теме урока , раздаточный материал- таблицы « Стили речи».

п/п

        Ход урока

              Формирование УУД

коммуника

тивные

познаватель

ные

регулятивные

личностные

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и учащихся

I

Мотивация к деятельно-сти

Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка

-Звонок прозвенел. Он позвал на урок.

Пора! Тишина! К нам наука идёт!

- У нас сегодня не простой урок, а урок – исследование.

 -Вы любите такие уроки? Чем мы занимаемся на таких уроках?

- Вот и сегодня мы с вами будем работать по группам, проводить эксперименты и как настоящие учёные делать свои маленькие открытия.

Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности

II

Введение  темы урока. Актуализа-ция опорных знаний.

Постановка учебной задачи. Создать условия для осознания темы урока и ситуаций устного общения

Работа с блок-схемой на доске.

-Давайте  вспомним, что  вы знаете про «речь»? Какая она бывает?

-Какие речевые действия вы отнесёте к устной речи, а какие к письменной?

- Одинаково ли мы будем выражать свои мысли, если нам надо поговорить с соседом по парте или выступить с научным докладом? Почему?

-От чего зависит , как люди выражают свои мысли?

-Что мы будем исследовать сегодня на уроке?

Строят понятные высказыва-ния. Формулируют простые выводы

Представле-ние о видах и формах общения.

Оценивать правиль-ность общения, осуществ-лять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

 III

Открытие новых знаний.

Научатся различать стили речи и применять их в нужных речевых ситуациях.

  -Чтобы ответить на эти вопросы мы должны рассмотреть несколько речевых ситуаций и заполнить таблицы, которые лежат  у вас на столах. Что мы должны с вами выяснить? ( С кем мы общаемся и зачем  мы общаемся)

- Итак внимание на экран.( Двое детей беседуют). Давайте попробуем озвучить этот слайд( дети озвучивают).

-Кто участвует в этой речевой ситуации? Как её можно назвать? Оба участника активно принимают участие в разговоре, значит мы можем нарисовать 2 активных смайлика

- С какой целью происходит диалог? ( С целью общения)

- Как можно назвать такой стиль речи? ( разговорный)

- Внимание на экран : речевая ситуация №2.( Мальчик читает стихотворение). Озвучивание слайда.

 -Кто участвует в этой речевой ситуации?

- С какой целью он читает стихотворение?( Чтобы передать эмоции, чувства и настроение своё или автора).

- Как можно назвать такой стиль речи?( художественный)

-Снова обратим внимание на экран. Речевая ситуация №3. (девочка делает сообщение по окружающему миру). Озвучьте этот слайд. Не так просто это сделать. Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем статью про подснежник.

- -Кто участвует в этой речевой ситуации?

- С какой целью девочка  читает доклад?(передать другим научные знания, информацию)

- Как можно назвать такой стиль речи?(научный)

 -А сейчас волшебный стиль сделает чудо. Пред вами предстанут все 3 стиля речи, которые мы обнаружили.  Раз, два, три, выходи.

- Ну, давайте знакомиться.            ( Стили по очереди читают стихотворения)

1.-Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой-

Стиль это просто……………..

А не какой –нибудь другой.

2.Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу-

Знай в них………………стиль

Стиль очень интересный!

3. А вот в словарике статья,

И    правила когда мы учим,
Употребляем стиль…………. .

-Посмотрите ,ребята, наши стили похожи друг на друга? А чем они отличаются? (одеждой).

-Как одет разговорный стиль? Почему?

--Как одет художественный  стиль? Почему?

-Как одет научный стиль? Почему?

Владение монологической и диалогической формами речи.

Представлять различные формы общения.

Осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Самостоятельное решение проблем поискового характера.

Умение задавать уточняющие вопросы, формулирование простых выводов; использование интонационной выразительности речи.

 IV

Включение в систему знаний и повторения .

Осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в  тексте.

- А теперь волшебные стили , хотят посмотреть, сможете ли вы определить в каком стиле речи записан каждый текст. Упр. 367 стр.86 в учебниках. (записать в тетрадях 1……….. .2. ………………… .3. ………….. .) Волшебные стили проверят и подведут итоги по группам.

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самокон-троль при выполнении письменных заданий;

V

Физкультминутка.

 Создание условий для психоэмо-циональной раз-грузки учащихся и развития фоне-тических, лекси-ческих навыков на уроке русского языка через использование физкультминуток.

Вот  и наступила  музыкальная переменка. Каждый волшебный стиль приготовил со своей группой музыкальный вопрос. Какой стиль речи используется в этой песенке?

(1 группа-« Расскажи, Снегурочка, где была?»;

2 группа- «У моей России длинные косички»;

3 группа- «Спор Маши и Вити».)

Самоопреде-ление и самоконт-роль

Используют усвоенные приемы работы

VI

Экспериментальная работа.

Осознание ситуации выбора определённого стиля речи к данной речевой ситуации. Применение новых знаний на практике.

  -В своём исследовании мы выяснили, что стили речи отличаются друг от друга.

-А как вы думаете, что получится ,если стили речи нечаянно перемешаются?

-Давайте проведём эксперимент. Перед вами ноутбуки  и на них записан текст, в скобках указаны слова ,которые надо вставить. Давайте мы их прочитаем и подумаем как эти слова называются? (синонимы)

У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу.

 Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём , и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ).

Но пришла осень.( опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня.                                                                                           А.Смирнов.

1 группа- редактирует текст, вставляя первые синонимы.

2 группа- редактирует  текст со вторым синонимом , данным в скобках.

3 группа- редактирует текст вставляя сначала первый синоним, потом второй.

-Что получилось? В чём разница между прозвучавшими текстами?

6.   Выводы урока .-Какой можно сделать вывод нашего исследования?

«Язык что одежда»,-говорит некий английский лингвист.

И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную курточку, которая вполне хороша для черновой работы в саду.

Использо-вать интонационную выразительность речи.

Понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи.

Анализ объекта, классификация, выдвижение гипотез и доказатель-ства.

Осуществ-лять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Проводят работу по предложенному плану.

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач

Владеют приемами действо-вать по алгоритму.

VII

Итог урока и рефлексия

Организовать фиксацию нового материала , изучен-

ного на уроке. Орга-

низовать рефлексив-

ный анализ учебной

 деятельности. Организовать  оце-

нивание учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности.

-Что полезного  и нового для себя вы узнали на уроке?

- Прикрепите на доску смайлики –жёлтый (понравился урок), зелёный  (испытывал трудности), белый (не всё понял, не всё усвоил)..

- Что вы хотели бы вспомнить дома? Над чем поработать?

-Домашнее задание: придумать2-3 предложения про подснежник в разных стилях речи.

- Урок окончен.

Формулируют простые выводы.

Обсновыва-ют и оценивают собственную деятельно-сть, отделяют знания от незнания и прогнозиру-ют будущую деятельно-сть.

Оценивают правиль-ность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

Осознают необходи-

мость само-

совершенст

вования , выражают

желание

осваивать

новые

знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...