конспект урока русского языка 2
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Силантьева Елена Владимировна

Суффиксы слов, называющих предметы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.» (Перспективная начальная школа)

Учебник : Русский язык 2 класс, часть 2,3. Авторы: Чуракова Н.А.

      Цели:

 1.Образовательные: продолжить работу над важнейшим значением суффиксов: образовывать слова- предметы, обозначать отношение говорящего к предмету, написание слов с суффиксом ушк, умение находить слова с суффиксом ушк.

 2.Развивающие: развить наглядно-образное мышление; развитие исследовательских и творческих навыков.

 3.Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

1.Самоопределение к деятельности. (орг. момент)

 -Сегодня мы продолжим путешествовать по стране Морфемика

                                             ( маг.доска – морфемика)

 -Что такое морфемика?

                                              (-словообразование)

 -Какой раздел морфемики мы изучаем?

                                               (-суффиксы)

  - Что такое «суффикс»?

                                                (суффикс- это часть слова, которая стоит после корня. С помощью суффикса образуются новые слова.)

 

( Над доской изученные суффиксы: ок , ёк , ик , к , ник , щик ,ниц , щиц , их , иц.)

 

 - Что ещё мы знаем о суффиксах?

 - Есть суффиксы, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение.

 - Назовите эти суффиксы  (ик, ок , ек , к.)

 -Есть суффиксы со значением профессий.

 -Назовите их.(ник, ниц, щик, щиц, их )

 -Некоторые суффиксы помогут нам определить род слов- предметов.

 -Назовите суффиксы, которые указывают, что это слова мужского рода. ( ник, щик )

 -Назовите суффиксы, которые указывают, что это слова женского рода. ( ниц, щиц, иц,                их)

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Найдите на парте лист №1.

         Пчёлка, Пчёлка, расск…жи,

         Пчёлка, Пчёлка, пок…жи,

         Как найти доро…ку

         К деду…ке в сторо…ку.

-Прочтём, что написано на листке.

- Что мы прочитали?       (стихотворение)

- Знакомо вам это стихотворение?

- Откуда оно?    (из сказки, которую мы читали в хрестоматии по литературному чтению, «Как найти дорожку,»)

- А кто помнит автора сказки?    ( Валентин Берестов)

- Найдите слова со знакомым суффиксом. Выделите его. (на листке)

- Какие суффиксы вам встретились? ( к )

- Прочтите слова с суффиксом к . (Пчёлка, дорожку, в сторожку, дедушке). Давайте подумаем, от какого слова образовано слово дедушка? (Дед). Правильно названо слово? Есть здесь к ?

 – Какое значение придаёт этот суффикс словам?   ( уменьшительно-ласкательное)

- Мы нашли знакомый суффикс. А как вы думаете каким будет следующее задание? (вставить пропущенные буквы)

- Вставьте пропущенные буквы.

- Какие правила мы повторили, вставив пропущенные буквы?

- Найдите слова с безударными гласными в корне слова. Назовите пропущенную букву и проверочное слово.     (расскажи , а, проверочное слово- рассказ, рассказывать; покажи ,а , показ , показывать)

-Найдите слова с парными согласными в корне слова. Назовите пропущенную букву и проверочное слово?       ( дорожку, ж ,дороженька, дорожный ; сторожку, ж, сторожить ).

3.Постановка учебной задачи.

 

-Какое слово осталось?       ( к дедушке )

-Может, это парная согласная в корне     ( нет, не в корне )

- А в какой части слова?     ( слово дедушка образовано от слова « дед ». Значит в суффиксе. )

-Выделим суффикс в слове « к дедушке ».

-Какой суффикс выделили?   ( ушк )

-Знаком нам этот суффикс?    ( нет, новый )

-Возникла трудность.

-Чего мы не знаем?   ( новый суффикс. Не знаем его написания. )

-Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока, что нам предстоит узнать?    

 ( Написание суффикса ушк. Написание слов с ушк )

   

4.Построение проекта выхода из затруднений.( « открытие » детьми нового знания )

-Как мы это можем узнать?      ( при написании незнакомых слов мы обращаемся к словорям. )

-Работая с суффиксами, мы пользавались обратным словарём.

-Попробуем воспользоваться обратным словарём.

-На какую букву надо открыть обратный словарь?     ( На букву « а » )

-Какую страницу открыли?      ( 135 )

-Продолжим поиск. Найдём слова на – шка

-Страница ?    ( 138 )

-Найдём слово дедушка.

-Какую же букву надо писать в суффиксе ушк?

-Всегда ли будет так?

-Давайте ещё раз посмотрим в обратный словарь.

-Есть ли слова с ужк?

-Значит, сделаем вывод:

В суффиксах ушк всегда пишется ш.  

( Карточка: ушк на магнитной доске. )

5.Первичное закрепление во внешней речи.

-Сможем теперь вставить пропущенную букву?

-Вставьте.

-Какую букву вставили?

-Почему?

-Отложите лист №1.

-Подвиньте к себе рабочую тетрадь.

-Запишите число.

-Покажем образование слова « дедушка » в тетради.

-Подвиньте к себе памятку образования слов.

-Вспомним план действий.

-Восстановите порядок выполнения образования слов.

( На магнитной доске карточки )

Разрастается

Завершается

Лишается

Прикрепляется

              ( 2 человека у доски:

Разрастается

Завершается

Лишается

Прикрепляется

-Покажем образование слова «дедушка» в тетради.  (1 человек у доски).

       Дедушка-----дед

       Дед-----дед

       Дед/ + ушк + а = дедушка

-Сегодня мы познакомились с новым суффиксом  ушк.

-Был дед, стал дедушка.

-Какое значение придал слову «дед» суффикс ушк?  (ласковое)

-Мы всегда говорим «дедушка», выражая своё отношение к дедушке, свою любовь.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1-Вернёмся к обратному словарю (стр.138)

  - Прочтём слова с  суффиксом  ушк.  (хором)

  - Выпишем из словаря неодушевлённые слова – предметы .  (в строчку)

  - Поработаем в парах. Посоветуйтесь, какие слова надо выписать.

  - Сколько слов вы выписали?

  - Какие?     (избушка, игрушка)

  -Покажем образование этих слов.  ( 2 человека у доски)

      Избушка----изба

      Изба---- изб

      Изб/ + ушк + а = избушка

     

       Игрушка----игра

       Игра----игр

       Игр/ + ушк + а = игрушка

-Значение суффикса.   (ласкательное)

7.Включение в систему знание и повторение.

-А теперь найдите на своей парте лист №2.

- Выполним задание.

    Бабу…шка

    Сову…шка

    Подру…ка

    Сквору…ка

    Кру…ка

    Алёну…ка

  Отметь «+» слова с пропущенной буквой «ш».

-Какое задание вы выполняли?

-Какие слова отметили? Прочитайте.

-Докажите написание буквы «ш»

-Суффикс ушк.

-Выделим в этих словах окончание, корень.

-Найдем суффикс

        Бабушка

        Совушка

        Скворушка

        Алёнушка

-Какие слова остались?  ( подружка, кружка)

-На какое правило?  ( парные согласные в корне)

-Давайте покажем, что буквы действительно пропущены в корне.

    Подружка

    Кружка

 

-Выделим окончание, корень, суффикс

-Буквы пропущены в корне. Придумаем проверочные слова.   ( дружить, кружечка)

8.Рефлексия

-Чему новому мы научились сегодня на уроке?   (написанию слов с суффиксом ушк., образование слов при помощи суффикса ушк.)

-Возьмём лист наблюдений. Посмотрим на каком уровне находятся наши знания.

-Заполним лист, используя цветные карандаши:

        Чёрный, синий, жёлтый, красный

-Почему выбраны перевёрнутые галочки?   (так обозначают суффиксы)

-6 жёлтых галочек- хорошо разбираюсь в суффиксах

-6 красных- молодец!!!

-для чего мы изучаем суффиксы?   (эти знания помогут нам правильно писать слова)

-А наш сегодняшний ушк придаёт словам….ласковое значение. Слова с суффиксом ушк приятно слушать. Речь становится добрая.

-Существуют ещё суффиксы с таким значением. Мы их будем изучать на следующих уроках.

Лист наблюдений №8

- Назовите слова с ушк.

-Сочиним стихотворенье со словами с ушк. (можно использовать обратный словарь)

Старушка         старушка

Избушка            ватрушка

Кукушка            петрушка

Лягушка             игрушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...