Рабочая программа пр русскому языку 4класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 4класс . 5часов в неделю.Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева  Е.В., Пронина О. В.  Москва, «Баласс» 2010год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rya_novaya_.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа 2вида по русскому языку для 4 класса разработана на основе авторской программы  РУССКИЙ ЯЗЫК Авторы : Бунеев Р.Н., Бунеева  Е.В., Пронина О. В.  Москва, «Баласс» 2010год.

Количество часов в учебном плане МБОУ СОШ № 13 (170 часов в год, 5 часов в неделю) не совпадает с количеством часов в государственной учебной программе (160 часов в год, 5 часов в неделю). Производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, перераспределения часов, отводимых на изучение тем.

Курс русского языка в начальной школе — часть единого школьного курса современного русского языка.

 Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения,письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетенции.

Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функциональнограмотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь осознать себя носителем языка.

Задачи и содержание курса русского языка:

1) развитие патриотического чувства к родному языку: осознаниеего красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание ребенком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

4) формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения.

Отличительные особенности  программы

1. Определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «русский язык»: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов по устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями пониманияи анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его значения; формирование чувства языка.

2. Предложен путь формирования орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.

3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.

4. Сведения о частях слова вводятся с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения за словами, которое вызывает у детей живой интерес.

5. Состав слова и лексика — «сквозные темы» всего курса.

6. Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации — основе письменной речи, средству выражения мыслей и чувств. Увеличение объема изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

    8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка — формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения художественного и учебно-научного текстов.

Таблица тематического распределения количества часов:

Разделы,

Количество часов

темы.

Авторская

программа

Рабочая

программа

1

Повторение.

17

17

2

Предложение. Текст.

35

35

3

Слово.

101

101

Имя существительное.

45

45

Имя прилагательное.

20

20

Глагол.

36

36

4

Повторение изученного за год.

7

17

Всего

160

170

2.Содержание обучения.

Повторение (17 ч)

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике,  на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

   Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: классификацию звуков и букв;

уметь: анализировать звуки речи, произношение и написание слов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения орфоэпических норм; создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Предложение. Текст. (35 ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзоми, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово. (101ч)

Части речи и члены предложения.

Имя существительное. (45 ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (20ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. (36 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания  в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинныйсон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (17 ч)

Комплексное повторение по теме « Слово»:

-лексичекое и грамматическое значение слова;

- состав слова;

- классификация орфограмм и написание слов с изученными орфограммами;

-имя существительное;

-склонение имён существительных;

-морфологический разбор частей речи;

-безударные окончания существительных;

-безударные окончания прилагательных;

-безударные окончания глаголов;

-спряжения глаголов;

- разбор слов по составу.

Комплексное повторение по теме « Предложение. Текст»

-однородные члены предложения;

-сложные предложения;

- предложения с прямой речью.

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Требования к подготовке учащихся по предмету.

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

Выпускники начальной школы, прошедшие обучение по данной программе, должны овладеть базовыми знаниями и умениями, а именно:

должны
знать:
– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;
– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;

должны
уметь:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;
– писать подробное изложение доступного текста;
– писать сочинение о себе на заданную тему.

Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых,
овладевают следующими умениями:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами
и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами
и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Русскому языку", 4класс

Рабочая прграмма, 4класс, Рамзаева...

Рабочая программа по русскому языку 4класс

Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 4 класса автора Т. Г.Рамзаевой...

Рабочая программа по русскому языку 4класс

Рабочая программа по русскому языку 4 классФГОС под редакцией Канакина....

Рабочая программа по русскому языку 4класс УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерной программы начального общего образования (2009), Концепции духо...

Рабочая программа по русскому языку 4класс

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становления основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирования основ умения учиться ...