Изложение текста-повествования методом прогнозирования.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Степанова Галина Владимировна

Изложение текста-повествования методом прогнозирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ловкий зверёк.

На берегу лесной речки на пне сидела белка. В лапках она держала еловую шишку и грызла её.

Вдруг из леса выскочила большая собака. Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке.

По реке плыли брёвна. Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно - и на тот берег!

(По В. Бианки.)



Русский язык, 3 класс, урок развития речи

Тема урока: изложение текста-повествования.

Цель урока:  создание условий для формирования умения воспроизводить стилистически и грамматически верно текст-повествование.

Планируемые результаты:

Познавательные

- осмысливание текста, поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

- получат возможность научиться  слушать и слышать.

Регулятивные

- научится контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Метапредметные результаты:

- обучающиеся научатся или получат возможность научиться;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты:

- находить опасные места в словах, записывать их в соответствии с правилами;

- передать текст орфографически и стилистически верно по памяти;

- определять тип текста.

Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, нетбуки.

                              


Этапы

урока

Содержание деятельности


Формирование УУД

Результаты реализации ООП

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность ученика




1. Орг. момент

- Проверка готовности к уроку.


Добрый день, ребята.





На слайде эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

Сядьте те, кто верит в свой успех.

- Какое ключевое слово в этом высказывании?

Сядьте те, кто считает, что Я верю в ваш успех.

- Что необходимо для успешной работы на уроке?


Проверяют, всё ли приготовили к уроку  на столе.

Формулировать правила поведения на уроке и правила работы с нетбуками. Повторение правил ТБ.

- Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

«С малой удачи начинается успех!»


Самоопределение,мотивация учения,

смыслообразование. Умение слушать друг друга.


Личностные

Коммуникативные

Слайд презентации

2. Подготовка уч-ся к изучению новой темы: активизация деятельности.

На доске слайд со словами: повествование, рассуждение, описание.

- Подумайте, о чем будем говорить на уроке? Определите тему урока по данным ключевым словам.

-На слайде слова:

белка, на берегу, вдруг выскочила, белочка прыгнула.

- К какому виду будет относиться текст, если встречаются эти слова?

- Сегодня мы поговорим о тексте.









- Повествование, т.к. в тексте -повествовании встречаются вопросы : Кто? Что? Где? Когда?

Что сделал?

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- анализ с целью выделения признаков


Общеучебные

Регулятивные

Слайд презентации

3. Введение в тему.

Уточним тему урока:

- На каких уроках русского языка мы учимся писать текст?

- Значит какая тема сегодняшнего урока?


- На уроках развития речи.

- Написание изложения.

-Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.



4. Подготовка к изложению.

- Сегодня мы будем писать  изложение по тексту, который называется ”Ловкий зверёк”

- Что вы можете представить себе, услышав такой заголовок?

- Какой зверёк может быть ловким?

- О ком вы сами могли сочинить текст с таким  названием?

- Как вы можете проверить верность своего предположения?









- Лиса, рысь, белка.

- О кошке, собаке.



- Познакомиться с текстом.

- Составлять небольшие устные монологические высказывания, приводить убедительные доказательства, выслушивать мнение собеседника.



5. Первичное целостное чтение текста с остановками.

- Сейчас мы познакомимся с текстом изложения. Мы сравним наши предположения и посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали только на основе заголовка. Текст  будем читать отрывками, а вы будете предполагать, что могло произойти дальше.

(Хорошо читающие ученики читают текст на слайдах)

На берегу лесной речки на пне сидела белка.

- Что могла делать белка на пне?

- Вдруг из леса выскочила …

- Кто мог выскочить из леса?

- … большая собака.

- Что может произойти дальше?

- Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке.

- Как вы понимаете выражение “помчалась скачками”?

- Как вы думаете, почему белочка направилась к реке?

- По реке плыли бревна.

- Предположите, как белочка могла спастись от собаки?

- Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно - и на тот берег!

- Почему белочка прыгала с бревна на бревно?

- Чтобы текст был завершенным, чего не хватает?

- Как решить эту проблему?

- Обсудите в паре заключительную часть: Автор  текста писатель В.Бианки.

- Можешь начать свой ответ так:

Я думаю, что …

Мне понравилось, как …

- Давайте выслушаем ваши варианты. Чей вариант наиболее удачный?

- Оцените себя “Я готов к написанию изложения”.

- Объясни, почему нет?

 - Как решить эту проблему?


















- Да, один из  наших вариантов - это белка.

- Просто сидела.

- Нашла гриб

- Грызла орехи.

- Волк, собака.


- Белка прыгнула на дерево.



- Очень быстро прыгала.


- Наверное, это единственное направление, куда могла убежать белочка от собаки.

- Она прыгнула на бревно.





- Чтобы перебраться на другой берег.


- Последней части.

- Придумаем последнюю часть.

 ( Работа в парах)

- Нам нужно узнать кто автор текста.








Да / Нет

 

- Нужно разделить текст на части.

- К первой части поставим вопрос КТО?

- Ко второй -  ЧТО ПРОИЗОШЛО?

- К третьей - ЧТО СДЕЛАЛА?

- Найти орфограммы.

























Умение слушать и слышать.


    Прогнозирование.



Интерес к новому.







Умение слушать и слышать.

  




Учет разных мнений и умение выразить свое.

Умение убеждать и уступать.






  Поиск способа получения информации.

   Сотрудничество в парах.













Осознание своих знаний и незнаний.

   Планирование.










Регулятивные
























Коммуникативные

Регулятивные



Личностные







Коммуникативные




Регулятивные


Личностные







Познавательные

Коммуникативные













Регулятивные


Личностные






Презентация, на слайдах которых постепенно открывается  текст.

6.Оформление работы.


Запись числа, вида работы и название текста.



Слайд презентации.

Первое апреля.

Изложение.

Ловкий зверёк.

7.Орфографическая подготовка.

Предлагается разноуровневая работа.

1 группа-на отдельной карточке записаны слова с пропущенными буквами. Ученик вписывает буквы. По сигналу учителя, он меняется работой с товарищем по парте. Проверяет её, затем снова передаёт ему.

2 группа- самостоятельно ищет орфограммы в словах.

-Ребята, в написании какого слова, вы не пришли к общему мнению? Объясните свой выбор (Отнеситесь к тому, что сказал…).




Работа в парах. Проверяют орфограммы.









Самооценка - на полях ставят себе значки

?-я сомневаюсь, что задание выполнил правильно

!-я уверен, что задание выполнил правильно.






Я с тобой согласен (не согласен), потому что... (устное-словесное высказывание).



Работа в парах.


Позиция выбора.


Развитие внимания.

Способность к мобилизации.






Коррекция и оценка выполненного задания


Умение слушать и слышать.

Умение доказывать.


Осознание своих знаний и не знаний.



Коммуникативные

Личностные


Регулятивные

Познавательные






Регулятивные



Личностные




Регулятивные



Слова на карточках

с пропущенными буквами.











При неуверенности,

учитель помогает.

8.Вторичное целостное чтение текста,  подготовка к пересказу, пересказ.

Для правильного оформления текста нужно не только знать правила, но и уметь точно передавать содержание.

Для этого давайте еще раз поработаем с текстом.

Познакомимся с опорными словами, прочитаем текст ещё раз, чтобы   подготовиться к пересказу.

Кто готов пересказать 1 часть? 2? 3? Внимательно слушаем и кто-то дальше будет продолжать.














Самостоятельная работа.

Пересказ.


О готовности сигнализируют на нетбуках.






Умение слушать и слышать.









Оценка готовности к работе.

Самоконтроль







Познавательные






Коммуникативные

Регулятивные


Файл с текстом передается на нетбук.



Слайд с опорными словами.

9.Написание изложение и контроль за результатом обучения.

Приступить пора, друзья.

Время вам терять нельзя.


Оказание помощи ученикам учителем.


Самостоятельная работа.


Самопроверка.

Взаимопроверка.

Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

самооценка и взаимооценка;

корректировать свои и другого ученика действия.

Регулятивные

Познаватель-

ные

Коммуникативные

Личностные

Если ученик быстро написал и выполнил проверку, оценил, то можно дать ему дополнительное задание:

- Поразмышляй,

какой это текст: научный или художественный.

А свои догадки ты проверишь при выполнении домашнего задания.

10.Рефлексия. Домашнее задание.

- Вы сегодня молодцы. Прекрасно поработали.

Какая была задача на урок?

На оценочных листах отметьте, кто справился.

- За что вы себя сегодня можете похвалить?


На нетбуках рисуют значок, соответствующий их самооценке.

Оценка своей деятельности. У ребенка развита рефлексия.

Ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.


Личностные



Регулятивные


Разноуровневые задания (ученики выполняют по выбору)

1группа.

Списать текст с пропущенными буквами. Сравни этот текст с тем, что ты писал в классе. Какой текст-описание будет научным ,а какой художественным?

Почему?

2 группа.

Найди или сочини загадку про белку. Обозначь окончание у имён существительных.

3 группа. 

Спиши стихотворение.

Вставь пропущенные буквы.






3группа.

Запасливая белка.

Рыжая бел_чка с рыж_м хв_стом

Маленький ры_ик нашла под кустом.

Маленький рыж_ к она зас_лила.

В банку б_льшую его пол_жила.

Белке теперь не страшны х_л_да:

Есть у нее на всю зиму еда.

А.Ганиев


1 группа

Белка

                Наши предки называли зв_рька бела. Уважали белку, ц_нили. Зв_рушка малая столетиями к_рмила, поила, согр_вала. А на севере Ро__ии белка была первейшим объектом пушного промысла и т_рговли. Вся Европа издавна одевалась и украшалась ру__кими беличьими м_хами. Уд_вительный зв_рёк Белка. Д_тёныши рождаются у наших белок с конца января до марта. Б_льчата появляются на свет через сорок дней. В гн_зде их бывает до десяти штук.

По Н. Сладкову


Оценочный лист.


Имя и фамилия




1.           

На уроке я работал          

активно

пассивно

2.           

Своей работой на уроке я            

доволен

не доволен

3.           

Урок для меня показался             

полезным

бесполезным

4.           

За урок я                

не устал

устал

5.           

Мое настроение               

стало лучше

стало хуже

6.           

Продолжите фразу «Мне запомнилось на уроке...

____________________________________________

___________________________________________»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое изложение на основе метода прогнозирования текста

Урок русского языка в 4 классе (с использованием ИКТ) ...

Конспект урока "Изложение на основе метода прогнозирования"

Урок  русскаго языка по теме "Изложение на основе метода прогнозирования"  3класс....

Обучающее изложение текста-повествования

Урок развития речи в 3 классе по программе "Школа России" (конспект, презентация, дидактический материал)...

Изложение текста-повествования

Технологическая карта урока может быть использована для проведения урока развития речи  в 3 классе....

Изложение текста - повествования "Первые шаги весны"

Изложение текста - повествования "Первые шаги весны"...

Изложение текста-повествования "Ёжик спит" 2 класс

   Развитие связной речи - это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с...

Презентация на основе статьи Тивиковой С.К. "Творческое изложение на основе метода прогнозирования"

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Определенную роль в этом процессе играет такой вид работы, как творческие изложения, которые отличаются от других видов...