Изложение текста-повествования
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Технологическая карта урока может быть использована для проведения урока развития речи  в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_razvitiya_rechi.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Русский язык, 3 класс, урок развития речи

Тема урока: Изложение  текста – повествования  на основе метода прогнозирования.

Цель урока: создать условия для формирования умения писать изложение повествовательного текста на основе метода прогнозирования.

Планируемые результаты:

Предметные:

 - научить  писать изложение текста-повествования по плану;

- находить границы предложений, оформлять предложения по законам письменной речи;

- применять на письме изученные орфограммы;

- наблюдать языковые средства, позволяющие избежать повторов.

Личностные:

-формировать опыт нравственных переживаний;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- понимание причин успехов в учебе;

- формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные  - воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и выделение необходимой информации;  анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; осознанно строить речевое сообщение.

Коммуникативные -  выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;  воспринимать другое мнение и позицию.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями для орфографической подготовки, сигнальные карточки, оценочные листы.

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Проверим, всё ли у вас готово к уроку.

Проверяют готовность к уроку

Навыки самоконтроля

 2.Мотивационный этап

-Прочитайте высказывание. (На экране  эпиграф: «С малой удачи начинается успех!»)

-Какое слово ключевое в этом высказывании?

- Что необходимо для успешной работы на уроке ?

-Активно работать на уроке, уметь выслушивать мнение товарищей, быть внимательным. Писать грамотно. Работу в тетради оформлять аккуратно.

Самоопределение, мотивация учения.

Умение слушать друг друга

4.Введение в тему

- Прочитайте загадку, и  вы узнаете, о каком животном пойдёт речь в этом тексте - повествовании.

Мелкий олень, но похож на козу.

Любит селиться в хорошем лесу.

Рыжий окрас. Не страшны ей  снега.

А у самцов - будто лира рога.

-Приходилось ли вам видеть косулю?

Учитель выдвигает проблему.

- Название текста  «Спасение косули». Предположите, о чём пойдёт речь в тексте. Как вы можете проверить правильность ваших предположений?

Читают и отгадывают загадку (косуля), просматривают короткий видеоролик о косуле

Делятся своими впечатлениями

Дети высказывают свои предположения

- Прочитать текст.

Осмысливание представленной информации

Умение слушать товарищей, опора на жизненный опыт

Умение прогнозировать, строить ответы

5.Первичное целостное чтение текста с остановками

-Текст будем читать с остановками, а вы будете предполагать, что могло произойти дальше.

- Что узнали из прочитанных предложений?

-Что могло быть дальше?

- Почему исчезла?

- Почему появилось снова?

-Почему женщина  удивилась?

-Подтвердились ли ваши предположения?

- Что могло произойти дальше?

-Какую опасность мог таить поток?

-Предположите,  как дальше развернулись события?

-Как вы думаете, какое чувство испытала эта женщина?

-Приходилось ли вам или вашим близким помогать животным?

- Чтобы лучше запомнить содержание текста  заполним таблицу. Будем опираться  на весь текст.

Кто? Что?

Какая? Как?

Что делала?

Что делал?

женщина

косуля

вдруг

шла

выскочила,

посмотрела,

исчезла

животное

женщина

она

козы

косуля

снова

очень

дикие, пугливые, осторожные

умоляюще

появилось

удивилась

знала

волновалась,

смотрела

женщина

косуля

ущелье

поток

глубокое

свернула, пошла

привела

журчал

козлёнок

женщина

маленький

барахтался

сошла, взяла, пустила

животные

 

скрылись

животные

 

скрылись

читают текст на слайдах.

 Лесной дорогой шла женщина. Вдруг впереди неё выскочила косуля.

Предположения детей.

Посмотрела на женщину и исчезла.  

-Испугалась.

Через несколько минут животное снова появилось.

Предположения детей

Женщина очень удивилась.

Предположения детей.

Она знала, что дикие козы очень осторожные и пугливые.

 Косуля волновалась и умоляюще смотрела на женщину.

Женщина свернула с дороги и пошла за косулей.Косуля привела  женщину к глубокому ущелью. Внизу журчал поток.

Ответы детей

В воде барахтался маленький козлёнок.

Женщина сошла вниз, взяла  козлёночка на руки  и пустила к матери.

        Через минуту животные исчезли в лесной чаще.

Высказывания детей

Вывод: помогая другим, человек становится духовно богаче.

Заполняют на доске таблицу по тексту

Прогнозирование

Умение точно,  правильно давать ответы согласно информации из текста

Учёт разных мнений и умение выразить свою точку зрения

Формирование опыта нравственных переживаний

Умение оформлять свои мысли  в устной форме, обосновывать своё суждение

Структурируют знания

6.Физминутка

На водопой

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой- лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Идут в приседе.

Останавливаются

7.Оформление работы

- Откройте тетради. Запишите число.

 Изложение. Спасение косули.

Списывают  с доски  число, вид работы, название  текста

Навыки самоконтроля

8.Оорфографическая подготовка

- Вставьте  пропущенные буквы в словах на карточке. По сигналу оцените свою работу знаком ? или !. Поменяйтесь карточками и внимательно проверьте работу друг друга. Если заметили ошибки, аккуратно исправьте карандашом.  

Л_сной, д_рогой, жен_ина, к_суля, посм_трела, и_чезла, неск_лько, п_явилась, см_трела, ущел_е, пото_, вни_, ч_ще.

- В написании каких слов у вас возникли разногласия? Объясните свой выбор.

- Объясните написание слов:

(По)смотрела, (на)женщину, (с)вернула, (к)матери, (в)лесной

-Слова для справок: впереди, выскочила, осторожные, умоляюще, исчезли.

Работают в парах по карточкам. Проверяют орфограммы.

Самооценка -  на полях ставят значки:

? - я сомневаюсь, что задание выполнил правильно,

! – я уверен, что задание выполнил правильно.

Взаимопроверка

Объясняют орфограммы

Самостоятельная работа по карточкам. Взаимопроверка

Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Осознание своих знаний и незнаний

Умение обосновать свой ответ

Умение применять на письме изученные орфограммы

9.Вторичное целостное чтение текста, составление плана, подготовка к пересказу, пересказ

по частям

10.Устный пересказ всего текста «по цепочке».

11. Написание изложения и контроль за результатом

Составление плана

1.Неожиданная встреча

2.Странное поведение животного

3. Женщина идёт за косулей.

4. Козлёнок спасён.

-Попробуем пересказать  текст ?

-Какие глаголы-синонимы можно подобрать к слову «журчал»?

-Какими близкими по смылу словами можно заменить слово поток?

-Как в тексте избежать  повтора слова косуля?козлёнок?

-Оцените свою готовность пересказать текст: «Я готов написать изложение».

Перескажем весь текст «по цепочке». Постараемся изобразить начало и конец каждого предложения: начало предложения - левая рука поднята вверх, конец предложения (точка) – правая рука отставлена в сторону, сжата в кулак. Чтение текста про себя.

- А теперь каждый запишет свой текст.

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Чтение по частям, коллективное составление плана.

Пересказывают с опорой на таблицу и план

 

Подбирают слова  –синонимы

Дети сигнализируют с помощью карточек

                           

! – я уверен, что справлюсь с изложением.

? - я сомневаюсь, что справлюсь с изложением.

Фронтальная работа

Запоминание текста с помощью двигательной активности и с  опорой на таблицу.

 Самостоятельная работа. Учащиеся , нуждающиеся в помощи учителя, сигнализируют карточкой

          .

Самопроверка

Соблюдение норм речевого этикета

Использование  языковых средств, позволяющих избежать повторов

Умение воспринимать другое мнение и позицию.

Оценка готовности к работе. Самоконтроль

Умение применять на письме изученные

12.Рефлексия

- Сегодня вы  прекрасно поработали. Молодцы!

Оцените свою работу на уроке на оценочных листах.

Делают отметки на оценочных листах

Оценка своей деятельности

12.Домашнее задание

-Предлагаю вам задания по выбору:

1) Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

2)Записать в тетради  историю, когда ты оказал свою помощь кому-либо.

Приложение 1. Текст изложения

                                                                                            Спасение косули.

          Лесной дорогой шла женщина. Вдруг впереди неё выскочила косуля. Посмотрела на женщину и исчезла.  

         Через несколько минут животное снова появилось. Женщина очень удивилась. Она знала, что дикие козы очень осторожные и пугливые. Косуля волновалась и умоляюще смотрела на женщину.

          Женщина свернула с дороги и пошла за косулей. Косуля привела женщину к глубокому ущелью. Внизу журчал поток. В воде барахтался маленький козлёнок. Женщина сошла вниз, взяла  козлёночка на руки  и пустила к матери.

          Через минуту животные исчезли в лесной чаще.

Приложение 2.

 Оценочный лист

Имя, фамилия _________________________________

1.

На уроке я работал

активно

пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен

 не очень доволен

3

Урок для меня был

полезным

бесполезным

4.

Продолжи фразы: «На уроке мне понравилось  ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

                              «У меня возникли трудности  _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

                             «Этот рассказ учит  ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Приложение 3.

Карточка для проведения орфографической подготовки

Вставь пропущенные буквы. На полях оцени свою работу знаком  ? или !

Л_сной, д_рогой, посм_трела, неск_лько, см_трела

Жен_ина, к_суля, и_чезла, _сторожные,в_лновалась

Ущел_е

П_явилась, п_смотрела

Пото_, вни_, вдру_

Ч_ща, ж_вотные

Приложение  4

Домашнее задание

Прочитай текст. Определи тип текста. Спиши текст, вставляя пропущеные буквы.

Косуля – мален_кий  олень лё_кого и изящного сложения с относительно коро_ким туловищем. Уш_   дли_ые, заострённые, хвост к_ро_кий и не выдаётся из меха. Копыта средних пал_цев  у_кие и острые, боковые копыта очен_ малы и расположены высоко. Окраска одноцветная, летом ярко-рыжая, з_мой тусклая, сероватая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение 3 класс (текст-повествование)

Обучающее изложение проводится в два этапа. На первом уроке дети работают с данным материалом, в котором проводится словарная работа, работа с текстом, определение главной мысли и темы текста, работа ...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Обучающее изложение по теме "Текст повествование""

Данная презенация поможет провести урок -  изложение по рассказу "Зайчонок Яшка". В презентации отражены все этапы работы над изложением, включая лексическую и орфографическую подготовку,  деление тек...

Обучающее изложение текста-повествования

Урок развития речи в 3 классе по программе "Школа России" (конспект, презентация, дидактический материал)...

Изложение текста-повествования методом прогнозирования.

Изложение текста-повествования методом прогнозирования....

Изложение текста - повествования "Первые шаги весны"

Изложение текста - повествования "Первые шаги весны"...

Изложение текста-повествования "Ёжик спит" 2 класс

   Развитие связной речи - это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с...