Урок русского языка во 2 классе по теме «Безударные гласные»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Юдайкина Елена Владимировна

Системно-деятельностные технологии в уроке открытия новых знаний по русскому языку 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc52.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме «Безударные гласные»

Системно- деятельностные технологии

УМК «Перспектива»

Юдайкина Елена Владимировна.

г. Усть – Илимск, Иркутская область,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

Тема урока:  Безударные гласные

Тип урока: Открытие новых знаний (ОНЗ)

 Цель: Формировать навык  находить в слове безударные гласные, проверять их написание одним из способов (изменение формы слова ).

Планируемый  результат:

Предметные умения:

сформировать умение различать слова с безударными гласными ,подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

расширить словарный запас учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные:

осознание алгоритма учебного действия;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

освоение алгоритма проверки  безударной гласной;

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Ход урока

Этап урока

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности.

У: Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. А начнем с пословицы, прочитайте её.

Дорогу осилит идущий.

У: Как вы понимаете её значение?

Д: Тот, кто идет вперед – пройдет дорогу, а кто будет стоять на месте – никуда не дойдет.

У: Можно это связать с уроком русского языка?

Д: Да, чем больше мы изучаем, тем дальше продвигаемся по дороге знаний.

2. Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

1. У: Какую тему изучали на прошлом уроке?

Д: Ударение.

У: Что узнали при изучении этой темы?

Д: Бывает ударный слог и безударный, ударение меняет значение слова (замок-замок)- такие слова называют омографы, на ё всегда падает ударение, в односложных словах знак ударения не ставим.

 2. У: Молодцы, я продиктую вам слова, а вы запишите из них в строчку буквы ударных гласных звуков.

Мороз, тетрадь, капуста, учитель, ветер.  

У: Какие буквы записали?

Д: о, а. у, и, е

У: Подтвердите ваше согласие или несогласие знаком.

Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация

Запишите звуковую схему слова слоны.

Д: (СЛАНЫ)

У: Несколько учеников  зпишут  это слово буквами на доске. (Дети, как правило, пишут по-разному: СЛАНЫ и СЛОНЫ. Учитель оба варианта выносит на доску)

У: Слово одно, а мнений 2. Возникло…

Д: Противоречие.

У: Чтобы устранить это противоречие (проблему), исследуем обе записи слова.

Что можем исследовать в этих  словах??

Д:    

согласные

ударение

слоги

гласные

У: Будем действовать по плану:

- Были ли проблемы с согласными в слове слоны?

Д: Нет

У: Слоги.

Д: Их во всех словах 2 – столько, сколько гласных.

У: Обозначьте красным цветом буквы гласных звуков.

Д: Их 2 и одна- в первом слоге записан по-разному.

У: Поставьте ударение. Все ли буквы гласных звуков в слове слоны пишутся по-разному?

Д: Нет, тот гласный, который под ударением, везде пишется одинаково.

У: Значит, в слове есть какие гласные…?

Д: Ударные и безударные.

У: Написание каких гласных не вызывает сомнения?

Д: Ударных.

Физкультминутка

4. Построение проекта выхода из затруднения

У: Какую цель для себя ставим?

Д: Узнать, как выбирать безударную гласную.

У: Назовите тему урока.

Д: Написание безударных гласных.

У: Какое наше действие следующее?

Д: 1. Назвать орфограмму.

    2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.

    3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.

 5.Реализация построенного проекта 

У: Какое название вы предлагаете для данной орфограммы?

Д: Предлагают варианты

 У: Давайте проверим, чей вариант был точнее. Откройте учебник и прочитайте название темы. ( Безударные гласные.)

У: Алёша записал СЛАНЫ и считает, что прав. Дима записал СЛОНЫ- и считает свою запись единственно верной. А теперь запишите буквами это слово в единственном числе.

Д: Пишут: СЛОН.

У: Почему в этом слове вы не сомневались в выборе гласной?

Д: Она под ударением и слышится ясно.

У: Продолжите фразу профессора Самоварова: «В единственном и во множественном числе без ударения гласную пишу как под …

Д: …ударением.

У: Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.

Д:

    1. Читаю слово.

    2. Ставлю ударение.

    3. Определяю безударную гласную.

    4. Подбираю проверочное слово (Один-много)

    5. Пишу ту гласную, которая стоит в проверочном слове под ударением.

У: Сравним наш алгоритм  с правилом в учебнике. Какой вывод сделаете?

Д: Наш алгоритм верный

Физкультминутка

6. Обобщение новых знаний

На доске слова:

м_сты, к_вёр, з_ма, стр_на, гр_за

У: Какие это слова?

Д: Это слова с безударными гласными.

У: По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове. Запишите слова в столбик.

У: Проверяем.

7. Самостоятельная работа  

Выполнение  упражнений  на страницах учебника

Проверка в парах

8. Включение в систему знаний

Работа в группе

1) Вставь пропущенную букву в слова, объясняя свой выбор.

Гр_за                   оз_ро

т_шина               д_жди

бер_г                  д_ревья

2) Составьте с данными словами рассказ из 3-4 предложений

Защита проекта

Проверка написания безударной гласной  в слове и составление предложений осуществляется по группам.

9. Рефлексия деятельности

У: С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Как проверить безударную гласную?

- Подберите устно слово на эту орфограмму?

Каждый  ученик чертит на полях тетради две шкалы:

 Моя активность на уроке                Мои знания

У: Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу. Как много узнал по теме урока.

Обсуждение результатов рефлексии

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:  логические - анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели; логические –  формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство,

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности,.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные –выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Методическая разработка. Тест по русскому языку 2 класс по теме "Безударные гласные"

Тест по русскому языку 2 класс по теме "Безударные гласные"...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"

В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....

Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.

Урок представлен в виде деловой игры " Редакция".  Цель нестандартности урока -  создать положительную мотивацию к урокам русского языка.  Используется групповая форма р...